И еще раз к вопросу об адаптации ветеранов АТО

И еще раз к вопросу об адаптации ветеранов АТО
Фото из открытых источников

Валерий Карпунцов

Народный депутат Украины, заслуженный юрист Украины, доктор юридических наук

Несколько месяцев назад я опубликовал статью о проблемах, с которыми сталкиваются военные, вернувшиеся из зоны боевых действий на мирные территории. Если быть точным, она была посвящена детальному анализу законопроекта №8093 "О военно-консалтинговой деятельности".

Этот законопроект группа народных депутатов подготовила при активном участии экспертов в военной отрасли, командиров добровольческих батальонов, а также непосредственных участников АТО (ООС). Актуальность указанного законопроекта не вызывала и не вызывает никаких сомнений, поскольку (конечно, при условии его принятия) мы наконец-то сможем решить огромный массив проблем, которые возникли в результате военных действий на территории нашей страны.

К сожалению, те, от кого зависит рассмотрение законопроекта в комитетах, а затем обсуждение народными депутатами в зале Верховной Рады, очевидно, не считают его столь важным, а потому до сих пор не рассмотрели даже на профильном комитете. Как по мне, такая позиция ошибочна и при дальнейшем затягивании процесса может привести к пагубным последствиям.

Напомню, что более чем за четыре года войны через нее прошло более 300 тысяч украинцев, то есть в мирную страну вернулась уйма людей, которые воочию видели кровь, смерть побратимов, прошли ад Саур-Могилы, Иловайска, Дебальцево, других горячих точек.

Сегодня они среди нас. Мы их уважаем, но, к сожалению, часто дальше слов дело не движется. Едва ли не ежедневно мы читаем в интернете о том, как презирают этих людей, когда они пытаются воспользоваться теми льготами, которые им якобы гарантирует государство (бесплатный проезд, предоставление земельных участков, прием на работу). Этот ужасный диссонанс между фронтовой жизнью и мирной ломает психику многих сильных мужчин. И это в противовес тем чувствам, которые они испытывали на передовой, каждый день находясь за шаг от смерти. Но на фронте было главное: востребованность, сплоченность, когда один за всех и все за одного.

Главный посыл вышеупомянутого законопроекта – дать этим людям реальную возможность найти себя в мирной жизни и не встать на ложный путь. Ведь в последнее время довольно часто наши СМИ публикуют неприятные истории, в которых задействованы бывшие участники АТО (ООС), ветераны, люди, которые ранее были известны своими героическими поступками. А сегодня они участвуют в рейдерских захватах, "отжиме" бизнеса, выбивании долгов незаконным образом.

Кстати, за тот срок, что прошел со времени подачи законопроекта в Верховную Раду, мы стали свидетелями целого ряда новых преступлений, "герои" которых – участники добровольческого движения и бывшие бойцы ВСУ. Это, к примеру, нападения на общественных активистов, которые часто заканчиваются трагически. Жертвы получают тяжелые травмы или гибнут, а исполнители попадают за решетку. Почему так происходит? Не в последнюю очередь потому, что те, кто стал на защиту родной земли, не видят другой возможности реализоваться, как бы ужасно это ни звучало. 

И тут невольно приходит на ум аналогия с теми испытаниями, через которые в свое время пришлось пройти воинам-"афганцам". Конечно, это не абсолютно идентичные ситуации, но параллели прослеживаются. Те ребята тоже нередко чувствовали себя лишними в мирной жизни, и для них это был настоящий шок. Каждый искал свой выход из тупика: кто-то уходил в бизнес и достигал успеха, кто-то пытался утопить свою боль в алкогольном или наркотическом тумане, а немалая часть "афганцев" пополнила криминальные группировки, которые в "лихие 90-е" росли как на дрожжах.

Именно для того, чтобы воспрепятствовать втягиванию защитников Украины в криминальные сделки, мы и подготовили законопроект № 8093. Он нацелен на то, чтобы все те знания и опыт, которые эти люди приобрели во время пребывания в зоне боевых действий, направить в нужное русло, не дать возможность пополнять ряды преступных групп, частных военных компаний (ЧВК) и других парамилитарных организаций, действующих вне закона.

Считаю нужным еще раз обратиться к основным положениям нашего законопроекта, чтобы читателям стала предельно понятна его суть. Итак, в нем предлагается наделить официальным статусом и взять под государственный контроль организации, которые могут предоставлять "государствам, юридическим или физическим лицам за пределами Украины услуги военного или охранного характера". Если брать военный аспект, то речь идет об:

  • обучении личного состава вооруженных сил или других силовых или правоохранительных органов иностранного государства, а также предоставлении кадровой, финансовой, логистической и информационно-аналитической поддержки;
  • обслуживании и ремонте военной техники и оборудования;
  • услугах военного консалтинга;
  • обеспечении поставки военной техники и оборудования;
  • выполнении строительных работ военного назначения;
  • разминировании территории, зданий и сооружений;
  • предоставлении услуг военных переводчиков;
  • предоставлении медицинских и парамедицинских услуг;
  • предоставлении услуг по мирному урегулированию военных конфликтов (медиации).

Что касается охранной деятельности, которая тоже является составной частью работы военно-консалтинговых организаций за рубежом, то она предусматривает охрану объектов различного назначения, обеспечение защиты жизни и здоровья физических лиц, консультационные услуги по вопросам охранной деятельности. В законопроекте отмечается (и это важно), что все вышеперечисленные аспекты деятельности военно-консалтинговых организаций подлежат лицензированию. Для осуществления государственного надзора предполагается создать Национальную комиссию.

Итак, подытоживая, можно отметить, что принятие этого законопроекта даст реальную возможность:

  • создать новые рабочие места для граждан Украины, в частности для участников АТО, которые смогут работать в том сегменте, с которым они хорошо знакомы, получая за это достойную заработную плату;
  • работать за границей на вполне легальных началах;
  • действовать согласно украинского законодательства, поскольку эти субъекты хозяйствования будут зарегистрированы в Украине;
  • платить немалые налоги в государственный бюджет.

Военно-консалтинговые компании как бизнес-структуры заинтересованы в отборе лучших людей, кроме того они берут на себя их дальнейшее профессиональное развитие, физическую и психологическую подготовку. Легальное устройство на такую работу предусматривает гарантии со стороны работодателя в случае возникновения форс-мажорных ситуаций, выплату компенсаций и страховок. То есть человек будет максимально защищен, тогда как сегодня мы наблюдаем совсем другую картину.

И напоследок несколько слов о психологической реабилитации бойцов, вернувшихся из зоны боевых действий. Карьеру в военно-консалтинговых компаниях, где такая реабилитация предусмотрена априори, выберет лишь определенная часть военнослужащих. Всеми другими должны заниматься соответствующие государственные органы.

ВАЛЕРИЙ КАРПУНЦОВ

Народный депутат Украины, заслуженный юрист Украины, доктор юридических наук

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>