Фото из открытых источников

Такое ощущение, что инвесторы уже думают не о том, чтобы заработать, они готовы даже приплатить, дабы сохранить заведенные к нам деньги. Они не верят ни НБУ, ни Кабмину, а верят, что, если произойдет коллапс нашей гривны, их украинские партнеры заплатят им в какой-то приличной валюте и по номиналу. Ну, дай Бог, чтобы вера в надежность партнеров не была потеряна. Правда, надо признать, что даже благополучная Швейцария испытывает на себе агрессивную силу всеобщего недовольства и паники. В то же время, слушая на этой неделе в зале Верховной Рады народных депутатов о состоянии нашей экономики, невольно охватывает такое впечатление, будто бы они не совсем адекватно оценивают то, что происходит в реальном мире.

Согласны? По-моему, уже всем стало более-менее понятно, что качество научного прогнозирования и управления экономикой, включая здравоохранение и образование, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Что остается делать властям? Продолжать и далее заливать пустой болтовней отчаявшиеся головы вместо проведения конкретных реформ? Но они это делали все последние годы. Результаты где? Почему до сих пор ни одна из причин этого большого кризиса так и не устранена?

Новости по теме: Порошенко подписал закон об устранении барьеров для привлечения иностранных инвестиций

Да потому, что они системные. Должна меняться вся система государственной власти, а этим наверху никто не хочет заниматься. Никто не хочет ломать систему обогащения и коррупции во власти. И нет мотивации у народа. Как будет расшиваться эта тяжелейшая ситуация в стране? Как правительство намерено поддерживать внутренний спрос? И как затем его подтолкнуть к росту? Увы, но в решениях министров и нардепов не вижу механизмов, которые смогли бы остановить падение спроса, а без него вся система мультипликации активов работать не будет. Не спасают и мизерные пенсии подавляющего числа стариков.

И хотя Кабинет министров планирует ликвидировать дефицит Пенсионного фонда в 5,5 млрд долл. за 7-10 лет, как недавно об этом было заявлено министром соцполитики Андреем Ревой, но мало кто среди ведущих экспертов в это верит. Более того, горько сознавать, что отдельные министры просто не в состоянии грамотно подсчитать и показать нам свои результаты, исходя из имеющегося объема ВВП страны в размере немногим более 90 млрд долл. США, его ежегодного прироста чуть более на 1% и огромного дефицита госбюджета.

Новости по теме: Нацбанк упростил условия инвестирования за границу для бизнеса

Безусловно, легче всего делать громкие заявления, не опираясь на конкретные цифры объективного анализа, да еще и ссылаться на мировой опыт. Выходит, у нас в правительстве и Верховной Раде нет математиков, т.е. во власти те, кто считать не умеют (за исключением, конечно, собственного кармана), и алгоритмы они очень плохо понимают. Даже широко разрекламированный кабминовский вариант внесения изменений в действующую пенсионную систему – это никакая не пенсионная реформа. А что можно назвать пенсионной реформой?

Новости по теме: Гройсман призвал израильский бизнес инвестировать в Украину

Для нас, с "дырой" в 5,5 млрд долл. в Пенсионном фонде Украины, пожалуй, лучшим сценарием для резкого сокращения такого огромного дефицита стал бы грузинский. Напомню, в Грузии нет пенсионного фонда, нет фонда социального страхования, а есть универсальный государственный бюджет, из которого выделяются средства. Это позволило им радикально снизить налоговое бремя и устранить лишние бюрократические структуры, наиболее яростно сопротивлявшиеся реформам. Плюс в Грузии сократили число министерств с 18 до 13, а число государственных служб - с 52 до 34. И соответственно тогда у них размер минимальной пенсии вырос с 14 лари (6,5 долл.) в 2003 году до 100 лари (60 долл.) в 2011 году, а также была внедрена монетизация социальных льгот.

Разве это не пример для изучения и эффективного использования нашими реформаторами? И именно внутренний спрос должен быть источником экономического оздоровления и роста. В этой связи неизбежно нужно говорить о структурной реформе украинского рынка и преобразованиях в нашей трехуровневой пенсионной системе. Это очень сложная и трудная задача, и быстро ее решить, понятно, не удастся. Однако, судя по опубликованному Минфином тексту бюджетной резолюции на 2018–2020 годы, Кабмин Владимира Гройсмана не планирует стимулировать внутренний спрос, как и внедрять второй накопительный уровень пенсионной системы Украины. Неужели у кого-то может вызвать оптимизм повышение минимальной заработной платы с 3723 грн в 2018 году до 4425 грн до конца 2020 года с учетом того, что уже в 2018 году предусматривается курс доллара США 29,3 грн за одного "американца"?!

Новости по теме: Порошенко: Датские компании планируют инвестировать в Украину

Но лишь решив эти ключевые проблемы, мы увидим новые потоки денег стратегических иностранных инвесторов. Тогда же особенно рельефно обозначится связь доверия инвесторов с ценой на внутреннем рынке. А пока наши зарубежные партнеры с горечью отмечают, мол, неопределенностей в украинской экономике значительно больше, чем перспектив для заработка. Прямо и жестко они сегодня ставят чиновникам нелицеприятные вопросы, в частности, когда государственное регулирование на рынке станет для инвесторов предсказуемым, прозрачным и стабильным? Можно ли ускорить этот процесс?

Наконец, министрам и народным депутатам надо понять одну простую вещь: во всем мире рынок – это живое существо. Он не может долго стоять. Он либо растет, либо падает. Соответственно, общее здоровье экономики страны – это ее ВВП и платежеспособность граждан. В зависимости от этого и будет изменяться взгляд инвесторов на Украину.  

Александр ГОНЧАРОВ,

Руководитель сайта http://privatization.in.ua/,

Директор Института развития экономики Украины