Инвесторы ждут законодательство о концессиях. Когда оно будет?

Инвесторы ждут законодательство о концессиях. Когда оно будет?
Из открытых источников

Тимур Чмерук

Предприниматель

О необходимости и методах привлечения иностранных инвестиций написана тонна монографий, научно-популярных статей, экономической аналитики и тому подобное. Однако методик и форм привлечения инвестиций существует много, однако недостаточно уделено внимание концессии.

Новости по теме

Украина является участником мировой торговли, и от того, насколько украинские рынки будут открыты и привлекательны для мира, будет зависеть экономический потенциал. После перехода к рыночной экономике основу валового внутреннего продукта составляет частный сектор, функции государства все более сужаются к сервисным.

В Украине достаточно значительный сектор экономики находится в государственном управлении, и до сих пор госорганы занимаются прибыльной деятельностью, а иногда имеют монополию. Есть государственные предприятия, которые государство определяет как стратегические, и не видит рациональное зерно в том, чтобы отдавать их на приватизацию.

Однако за неимением инструмента или организационного ресурса часто приходится привлекать частные компании по договору государственно-частного партнерства.

Одним из видов такого партнерства является концессия.

Мировая практика государственно-частного партнерства

Мировая практика изобрела целый ряд форм и видов государственно-частного партнерства. В основном деление происходит между контрактной формой партнерства, где в рамках контракта предусматриваются условия сотрудничества. А также сотрудничество имеет институциональную природу, что предполагает сотрудничество в пределах определенного владения.

В таком случае частный участник наделяется некоторыми особыми полномочиями, которые ему необходимы для выполнения условий договора и выполнения взятых обязательства.

В общем существует пять общеизвестных типов:

1. Build-Own-Operate. Это когда частный партнер выполняет свои обязательства без передачи права собственности государственному сектору.

2. Build-Operate-Transfer. В таком случае частный участник строит объекты по определенной с государством спецификации, эксплуатирует в течение определенного времени, а затем возвращает государству.

3. Buy-Build-Operate. Это когда правительство продает объект частному владельцу, а тот восстанавливает, расширяет для более оптимальной эксплуатации.

4. Design-Build-Operate. Частный участник проектирует, строит и эксплуатирует государственные объекты с правом собственности в государственном секторе.

5. Build-Develop-Operate. Тип сотрудничества, при котором частный партнер берет в лизинг или покупает гособъект и инвестирует свой капитал для модернизации.

Разнообразие типов партнерства видоизменяется в зависимости от степени вовлеченности каждой из сторон и уровня риска, которые берут на себя стороны.

В разных странах законодательство предусматривает различные типы партнерства. Украина, которая собирается принимать свой законопроект, должна учитывать международный опыт.

Правовое поле

Сегодня большинство концессионных проектов в Украине являются незначительными и касаются в основном сферы жилищно-коммунальных услуг. Но по договору концессии можно реализовывать масштабные проекты, например, в инфраструктуре или в использовании подземных полезных ископаемых.

Кроме этого, это надежный инструмент владения и управления государственными активами, которые государство не хочет приватизировать. Но для этого в Украине не урегулирована надлежащая нормативно-правовая база.

Украинское законодательство определило концессию еще в 1999 году, когда был принят закон "О концессии". Сегодня существует четыре закона, регулирующих вопросы концессий в разных отраслях, однако они не предусматривают особо выгодные условия для иностранного инвестора и касаются узких сфер.

В прошлом году новая версия закона "О концессии" была поддержана в первом чтении, однако до окончательного принятия дело не дошло.

В частности, новый проект закона предусматривает применение концессии в любой сфере хозяйственных взаимоотношений. Это весьма положительное изменение, поскольку нынешнее законодательство имеет строгое ограничение по отраслям применения концессионных взаимоотношений.

Новости по теме

В новом проекте, так как и в нынешнем, предусмотрен конкурсный отбор субъекта хозяйственной деятельности, но в отдельных случаях возможен выбор путем переговоров, по решению правительства.

Кроме этого, возможно также достичь подписания соглашения путем переговоров, если есть положительное заключение анализа эффективности результатов условиям договора.

Данный аспект вызывает определенные дискуссии, поскольку содержит коррупционные риски, поэтому, думаю, стоит более подробно просмотреть и провести необходимые экспертные дискуссии по этому вопросу.

Также важным является для инвестора нововведение, которое предусмотрено в новом проекте закона, - возможность передачи споров в международный коммерческий или инвестиционный арбитраж.

В условиях низкого доверия к украинским судам возможность урегулировать споры в международных арбитражах дает гарантии иностранным инвесторам на справедливое решение вопросов.

Президентские условия для концессии

Президент Владимир Зеленский на встрече с правительством и парламентом дал указание принять закон "О концессии", однако не указал, в какой редакции, и необходимо создавать отдельные заседания комитетов для рассмотрения вопросов и устранения рисков. Сейчас мяч на поле парламентариев, и они ответственны за окончательную редакцию законопроекта, а следовательно, и алгоритм действия концессии.

В украинских реалиях, в условиях, когда значительная доля инфраструктурных объектов, государственных и социальных, логистических и промышленных объектов находится в государственной или муниципальной собственности, для повышения эффективности менеджмента концессия как вид государственно-частного сотрудничества до сих пор не достаточно определена и не используется, от чего теряет в первую очередь государство.

Данный вид взаимоотношений позволяет государству привлекать эффективного, мотивированного к качеству работы инвестора и быть протектором и контролером выполнения работ или использования недр, и к тому же получать прибыль.

Отсутствие урегулированного механизма концессии является абсолютным просчетом, поскольку для этого не нужно тратить государственные средства, для этого просто необходимо принять законодательную базу.

Учитывая монобольшинство парламента, вопрос принятия законодательства лежит исключительно в плоскости политической воли.

Тимур Чмерук

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>