Из открытых источников

Оригинал на странице Богдана Данилишина в Facebook

Вчера присутствовал на заседании украинского правительства, где рассматривался "Отчет о ходе и результатах выполнения Программы деятельности Кабинета министров Украины в 2017 году". Правительство начало целый ряд реформ, которые при их правильной координации и направленности могут существенно изменить как институциональную форму взаимоотношений государства и субъектов хозяйствования, так и сформировать новый структурный каркас экономического развития. В целом положительно оцениваю усилия правительства по обеспечению реформирования экономических отношений в стране. Кабинет министров в рамках политики экономического роста наработал ряд инициатив, внедрение которых позволит существенно ускорить развитие ключевых отраслей экономики, прежде всего отраслей промышленности, аграрной сферы, а также привлечь инвестиции и инновации в экономику и жизнь граждан.

Однако, на наш взгляд, правительству не следует забывать, что в Украине сформировалась экономическая модель, которой присущи три особенности: экспортная ориентация, значительный уровень импортной зависимости и относительная неразвитость внутреннего рынка.

При этом соотношение экспорта товаров и услуг (так же как и их импорта) к ВВП колеблется вокруг 50%.
В то же время показатель чистого экспорта остается отрицательным. Так, если в 2016 г. он составил -5,5 млрд долл., то в 2017 г. – уже -6,8 млрд долл.

Важным фактором является отрицательное сальдо внешней торговли товарами, которое увеличилось в 2016-2017 гг. от -6,9 млрд долл. до -9,2 млрд долл.

Итак, в качестве очевидных способов ускорения экономического роста должны рассматриваться такие меры краткосрочного (2020-2025 гг.) стимулирования, как:
- реструктуризация экспортной деятельности;
- снижение импортозависимости;
- развитие внутреннего рынка.

Реструктуризация экспортной деятельности – краткосрочный аспект

Учитывая существующие рыночные преимущества в производстве товаров сельскохозяйственного происхождения, основное внимание прежде всего следует сконцентрировать на увеличении выпуска высокотехнологичной продукции, стоимость которой на внешних рынках может быть в пять-шесть раз выше стоимости необработанного сырья. Это, например, касается перехода от экспорта обычного зерна до экспорта произведенных из него лактозных сиропов, аминокислот, клейковины, биодобавок, в том числе биопластика, витаминов и тому подобное. Аналогичные возможности существуют и относительно экспорта произведенных из обычного молока высокотехнологичных сывороток.

Во-вторых, необходимо углублять наши взаимоотношения с ЕС в рамках ЗСТ, то есть добиваться смягчения условий доступа украинской продукции с внутреннего рынка Европы путем увеличения действующих квот и уменьшения действующих тарифных ограничений.

В-третьих, необходимо обеспечить полноценное выполнение "Укрэксимбанком" своих "профильных" функций относительно поддержки отечественных экспортеров с одновременным практическим запуском Экспортно-кредитного агентства.

Новости по теме: Квоты и наш экспорт в ЕС: Кто выиграл, а кто проиграл?

Снижение импортозависимости – краткосрочный аспект

В течение 2017 г. товарный импорт в Украину увеличился на 8,5 млрд долл., из которых почти половина (3,9 млрд) приходилась на прирост импорта минеральных продуктов (прежде всего нефти и нефтепродуктов, каменного угля, антрацита, брикетов и др.). Это стало дополнительным фактором увеличения энергетической зависимости национальной экономики. При этом в течение 9 месяцев 2017 г. стоимость импорта каменного угля из РФ увеличилось к соответствующему периоду 2016 г. на 67,6%, а его физических объемов – на 20,9%. Это требует скорейшего географического перепрофилирования импортных поставок энергоносителей с одновременным снижением энергоемкости национальной экономики.

Развитие внутреннего рынка – краткосрочный аспект

Ускоренный экономический рост невозможен без первоочередного решения накопившихся проблем на таможне, из-за которых "серый" и "черный" импорт подавляет производство собственных товаров-аналогов.

Во-вторых, целесообразно создать своеобразный фонд развития, который бы формировался из нескольких источников финансирования (бюджетных, частных, иностранных, донорских и т. п.), был направлен на освоение современных производственных технологий и находился под контролем наблюдательного совета из уважаемых украинских и иностранных участников.
В-третьих, внедрение такого фонда требует четкого определения перспективных технологий, а также механизмов и инструментов их поддержки: налоговых, бюджетно-финансовых, кредитных, валютных и тому подобное. К сожалению, сегодня такого перечня технологических приоритетов и системы их целевой поддержки в стране де-факто не существует.

Однако в реальности существуют другие явления, когда государство накапливает в течение года средства на собственном казначейском счете в НБУ, а потом "отпускает" до 50 млрд грн на рынок в течение двух-трех недель перед новогодними праздниками, как это, например, произошло в 2017 г.

Результат: гривна обесценивается, растет инфляция, Национальный банк повышает учетную ставку, дорожают банковские кредиты и становится непонятным, каким образом они могут поддержать экономический рост, если их стоимость начинает достигать 18-20% годовых (в национальной валюте).

Инвестиции

Модернизация национальной экономики невозможна без поступления прямых иностранных инвестиций, которые напрямую связаны с импортом новейших технологий.

Наращивать капиталовложения должны как государство, так и национальный бизнес. Последние должны быть в этом отношении положительным образцом, демонстрируя эффективное сотрудничество в виде удачного государственно-частного партнерства при реализации совместных проектов развития.

Новости по теме: Почему из Украины не вышло инвестиционной Мекки?

Сохранение трудового потенциала страны

Без реализации указанных мер, направленных на технологическую модернизацию производства, будет невозможным ни достижение ускоренного роста национальной экономики, ни сохранение его трудового потенциала. Ведь если в течение 2015-2017 гг. из страны уехали и не вернулись до 800 тыс. трудовых мигрантов, то в 2018-2019 гг. к ним могут присоединиться еще 500 тыс. лиц.
Негативные последствия потери наиболее активных, профессионально подготовленных и ценных работников отмечают уже не только отечественные эксперты, но и ведущие западные центры (в частности, Atlantic Council). Необходимо отметить, что на имеющейся сырьевой базе отечественного производства удержать перспективную молодежь в стране нам вряд ли удастся. Тем более что ближайшие соседи способны предлагать им более интересные условия труда.

Новости по теме: Эмиграция поставит крест на Украине?

Среднесрочная стратегия экономического развития на основе технологической модернизации

В принципе, все указанные вопросы являются взаимосвязанными между собой. Поэтому их стоит объединить в единую стратегию экономического развития на новых технологических принципах. Последняя должна быть рассчитана на среднесрочный период, например, 2019-2025 гг. Ее разработку целесообразно поручить Кабинету министров Украины с привлечением Национального банка Украины, НАН Украины, а также представителей экспертной среды.

Такая стратегия технологической модернизации должна увязать в единый комплекс производство реального сектора с деятельностью профильных научных учреждений и прикладных производственно-исследовательских центров, которого на сегодня не существует. Разработку такой стратегии следует инициировать уже в 2018 г., чтобы к 2019 г. можно было иметь не только согласованное содержание, но и начинать его практическое внедрение.

Ключевой задачей такой стратегии экономического роста должно быть обеспечение развития национальной экономики темпами выше среднемировых. Желательными являются уже озвученные 5-7% ежегодного прироста реального ВВП Украины.

Богдан Данилишин

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@ target="_blank">112.ua.