Изменение Конституции от команды "Зе": Чего ожидать

Изменение Конституции от команды "Зе": Чего ожидать
Представитель президента в парламенте Руслан Стефанчук Униан

Алексей Буряченко

Политический эксперт

Конституция Украины, как основной закон, действительно уже давно требует пересмотра и актуализации в соответствии с современными социально-экономическими реалиями. Во многом действующая Конституция носит чисто декларативный характер без соответствующих тематических ссылок или санкционных разъяснений. Как следствие, мы имеем во многом декларативную Конституцию, которая иногда совершенно не коррелируется с законами и подзаконными нормативно-правовыми актами.

Если анализировать заявления Стефанчука, то становится понятным, что декларируемое им либертарианство, как идеологическая платформа партии "Слуга народа", во многом не соотносится с положениями действующей Конституции, которая, напомню, является социально направленной и адаптированной под социально-демократическую идеологию и левоцентристские взгляды, которые транслировались властью с середины девяностых и до середины двухтысячных годов.

Левые или левоцентристские взгляды в интерпретации политиков того времени говорили о социально направленном государстве с соответствующими гарантиями государственной поддержки как слабозащищенных слоев населения (пенсии, дотации), так и обеспечение широкого круга бесплатного социального блага для всех, от детского сада до медицинского обеспечения, от получения бесплатного жилья до высшего образования и как следствие достойного трудоустройства.

Новости по теме

Либертарианство, как одно из ответвлений либеральной идеологии, говорит о минимизации функций государства, сокращении государственного аппарата и максимальной дерегуляции экономики с внедрением инструментов ее саморегулирования. Такая модель может быть эффективной и дать стране значительный экономический толчок для развития, но только при реализации нескольких базовых условий:

  • стабильность базовых государственных институтов, в том числе судебной ветви;
  • отсутствие коррупции в органах государственной власти и местного самоуправления;
  • экономическая конкуренция + эффективная антимонопольная политика.

Вот именно для изменения экономического курса в государстве Стефанчук и говорил о политических изменениях действующей Конституции. Ведь невыполнение приведенных мной принципов автоматически влечет за собой экономический дисбаланс в стране за счет увеличения теневого сектора экономики и возможности государства отвечать за свои социально-экономические обязательства перед гражданами, закрепленными в Конституции Украины.

Ведь давайте вспомним ІІ раздел Конституции Украины, который имеет название "Права, свободы и обязанности человека и гражданина", о котором говорил господин Стефанчук. Так, можно проанализировать, что ст.ст. 46, 47, 48, 49, 50, 53, 55 или не выполняются (обеспечиваются государством) вообще, или только частично. Среди них:

  • социальная защита и пенсионное обеспечение (ст. 46);
  • право на получение бесплатного жилья гражданами, которые нуждаются в социальной защите (ст. 47);
  • право на достойный жизненный уровень для себя и своей семьи, включающий достойное питание, одежду и жилище (ст. 48);
  • право на бесплатную охрану здоровья и медицинское обеспечение в государственных и коммунальных учреждениях, без уменьшения сети таких заведений (ст. 49);
  • право на жизнь и здоровье окружающей среды (ст. 50);
  • право на обжалование в суде решений, действий или бездеятельности органов государственной власти, местного самоуправления или должностных лиц (ст. 55).

Наиболее резонансным и "свежим" в памяти примером неспособности государства обеспечить закрепленные в Конституции Украины обязательства перед своими гражданами стала абсолютно неэффективная государственная политика, направленная на обеспечение социальных гарантий внутренне перемещенных лиц (ВПО) с территории ОРДЛО и аннексированного Крыма, а про низкий уровень пенсионного и социального обеспечения инвалидов и пожилых людей вообще очень обидно даже вспоминать…

Вместе с тем, мы должны четко понимать риски, которые за собой могут нести изменения в Конституцию Украины, которые нивелируют ответственность государства по уменьшению социально-экономических обязательств перед своими гражданами.

Следствием может стать тотальный безответственный популизм со стороны президента, депутатов и правительства в направлении возможного улучшения жизни граждан и реализации для этого соответствующих реформ, потому что четко векторы и социально-экономические гарантии граждан в Конституции закреплены не будут, а значит и ответственности, предусмотренной за это, не может быть.

Также отдельно необходимо "разобрать" инициативу команды Владимира Зеленского по принятию закона Украины "О референдуме" и возобновлении деятельности конституционной комиссии. Эти инициативы являются абсолютно взаимосвязанными, ведь конституционная комиссия – это совещательный орган при президенте Украины и главной целью ее создания "являются наработки согласованных предложений относительно изменений в Конституции Украины" (указ президента Украины "О Конституционной Комиссии" от 3 марта 2015 года).

Нужен ли Украине закон "о референдуме" – да 100%, поскольку референдум является одной из форм волеизъявления и действенным инструментом "прямой демократии", о чем кстати неоднократно подчеркивали представители команды "Зе". И да, инструменты прямой демократии, такие как референдум, совершенно "ложатся" в концепт либертарианству, которое предлагает господин Стефанчук.  

Но нужно, чтобы все понимали и "обратную сторону медали" – если часто использовать инструменты "прямой демократии", со временем станет неэффективной модель "представительной демократии", а это уже имеет определенные риски сближения с институтом "относительной анархии" и критическое отдаление от института "социально ориентированного государства", закрепленного в действующей Конституции Украины.

Итак, вернемся к конституционной комиссии. Такой орган, как конституционная комиссия может выполнять сразу несколько функций – от создания универсальной диалоговой площадки и субъекта получения международной грантовой помощи (например, программа USAID "Новое правосудие" оказывает экспертную и техническую поддержку в деятельности конституционной комиссии) до инструмента лоббирования внедрения желаемых изменений в Конституцию Украины.

Новости по теме

Ведь очень удобно, в том числе и с позиции политической ответственности, анонсировать те или иные изменения в Конституцию от такого многосубъектного высокого института как конституционная комиссия.

Также необходимо дополнительно отметить, что именно конституционная комиссия может подавать наработанные и утвержденные проекты изменений в Конституцию в Европейскую комиссию "За демократию через право" (Венецианская комиссия) для получения соответствующего экспертного заключения.

Итак, учитывая вышеизложенное, можно констатировать, что деятельность конституционной комиссии, как специального вспомогательного (совещательного) органа при президенте Украины, направлена на легитимизацию инициатив президента Украины по внесению желаемых изменений в Конституцию Украины.    

Возвращаясь к инициативе принятия соответствующего законодательства о возможности проведения референдумов в Украине очень важно не забыть о том, что кроме необходимости четкой регламентации проведения общегосударственных референдумов обязательно необходимо прописать механизмы (порядок назначения и проведения) проведения местных референдумов, ведь хотя законодательно проведение таких референдумов предусмотрено ст. 7 ЗУ "О местном самоуправлении в Украине", вместе с тем в той же статье (п.5) имеется ссылка на определение порядка назначения и проведения такого референдума законом о референдуме, а такого закона пока просто не существует!

Понятно, что принятие соответствующей законодательной базы о проведении референдумов, скорее всего, будет основываться на решении конституционной комиссии, заключении Венецианской комиссии и пойдет "одним пакетом" с соответствующими изменениями в Конституции Украины, ведь учитывая конституционно закрепленный вектор Украины в Организацию Североатлантического договора (ст.ст. 102, 116 Конституции Украины) реализовать его желательно через проведение общегосударственного референдума по этому вопросу (для объективности необходимо отметить, что проведение референдума формально не является обязательным критерием вступление страны-аспиранта (Aspirant countries) в НАТО, но является "желательным" условием подтверждения своих намерений).

И резюмируя. К вопросам изменений в Конституции, особенно если они могут носить тотальный характер, или инициирования принятия вообще новой Конституции нужно подходить максимально профессионально и взвешенно.

Понятно, что политическая жизнь, особенно в Украине, очень мимолетная, но к реализации таких инициатив необходимо привлекать максимальное количество стейкхолдеров, в том числе и, возможно, неудобных, таких как квалифицированных представителей различных политических партий, научно-исследовательских институтов, академии правовых наук Украины и Национальной академии наук Украины, ведь на кону не просто политическое будущее, а жизнь, здоровье и будущее миллионов граждан Украины.

Алексей Буряченко

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>