К чему приведет принятие нового закона о железнодорожном транспорте

К чему приведет принятие нового закона о железнодорожном транспорте
Фото из открытых источников

Андрей Глущенко

Аналитик "ГМК-Центра", кандидат экономических наук

В конце января группа депутатов подала в Верховную Раду проект закона "О железнодорожном транспорте Украины" № 9512. Этот документ призван либерализовать рынок железнодорожных перевозок и улучшить состояние железнодорожной инфраструктуры в стране. В число наиболее важных нововведений входят:

  • создание отдельного субъекта, специализирующегося на развитии железнодорожной инфраструктуры (оператора инфраструктуры);
  • обеспечение свободного доступа участников рынка к объектам инфраструктуры общего пользования (этот шаг позволит запустить частную тягу);
  • создание Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере транспорта (данный регулятор будет контролировать ценообразование на услуги оператора инфраструктуры и монополистов).

Новости по теме

Концептуально предложенный законопроект закладывает правильное направление реформ. В то же время он содержит ряд рисков, которые могут нивелировать ожидаемый положительный эффект:

  • Полноценное функционирование новой модели железнодорожного рынка станет возможным только в случае выполнения ряда процедур:
  • принятия ряда подзаконных нормативных актов (Положение о Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере транспорта, условия лицензирования, порядок уплаты взносов на регулирование, условия осуществления общественно значимых перевозок на ж/д транспорте, правила равноправного доступа к инфраструктуре и т.д.);
  • создания новых регуляторов (Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере транспорта, и центрального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное регулирование и надзор в сфере ж/д транспорта);
  • финансового и организационного разделения "Укрзализныци" как перевозчика и как оператора инфраструктуры.

Будет ли выполнен такой объем работ в течение 1 года, как это предусмотрено в переходных положениях? Скорее всего, нет. В Украине принималось достаточно законов, направленных на реформирование других секторов экономики, в частности рынков электроэнергии и природного газа. Как показывает практика, сроки выполнения законов постоянно срываются. Поэтому без конкретной дорожной карты с указанием ответственных лиц запуск нового механизма работы железнодорожного транспорта растянется на долгие годы.

  • Предлагаемый законопроект предполагает создание двух новых регуляторов – Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере транспорта, и центрального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное регулирование и надзор в сфере ж/д транспорта. Вдобавок к ним уже есть Министерство инфраструктуры (центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализацию государственной политики в сфере ж/д транспорта).

Новости по теме

Необходимость формирования Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере транспорта, более-менее ясна для участников рынка: этот орган будет отвечать за государственное регулирование цен в отрасли. Но обоснованность создания второго регулятора вызывает сомнения, поскольку неизбежно приведет к наращиванию бюрократического аппарата, усложнению взаимодействия между регулирующими органами, а также повышению расходов грузоотправителей, на плечи которых ляжет обязанность его финансирования.

  • Согласно существующей практике, Национальные комиссии подотчетны президенту Украины. Именно он ответственен за формирование их состава. Если такой же подход будет заложен при создании Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере транспорта, произойдет фактическое расширение полномочий президента: он получит возможность влиять на транспортную политику.
  • Тарифы на доступ к инфраструктуре будут включать инвестиционную составляющую, которая должна использоваться исключительно на реализацию инвестиционной программы. При этом отсутствует механизм контроля за использованием инвестиционной составляющей, а также не предусмотрена ответственность за ее нецелевое использование.
  • Создание и модернизация объектов инфраструктуры могут осуществляться за счет различных финансовых ресурсов (средств оператора инфраструктуры, государственного и местного бюджетов, частных инвесторов). Однако независимо от источников финансирования созданные объекты инфраструктуры являются государственной собственностью и закрепляются за оператором инфраструктуры.

Поэтому гипотетически оператор инфраструктуры может вынуждать перевозчиков и грузоотправителей за счет собственных средств модернизировать критические объекты инфраструктуры. Впоследствии модернизированные объекты инфраструктуры все равно перейдут в госсобственность, и оператор инфраструктуры сможет взимать плату за пользование этими объектами с инвесторов, профинансировавших модернизацию.

Для предотвращения подобной ситуации нужно как минимум предусмотреть особые условия пользования объектами инфраструктуры, созданными за счет частных инвесторов, этими же частными инвесторами.

  • На оператора инфраструктуры, выделенного из "Укрзализныци", возложена задача распределять пропускную способность объектов инфраструктуры между субъектами, подавшими заявки на ее использование. На данный момент нет полной уверенности в том, что этот процесс будет проходить прозрачно, справедливо и без коррупционной составляющей.

Хочется надеяться на то, что перечисленные риски не воплотятся в жизнь, поскольку будут устранены в процессе дальнейшей работы над нормативными документами. Рынок заинтересован в эффективной деятельности "Укрзализныци", управляющей основными транспортными артериями страны. Видно, что "Укрзализныця" предпринимает попытки реформирования. Однако очень важно, чтобы реформы были правильными не только по форме, но и по содержанию.

Андрей Глущенко

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>