Как бороться с коммунальщиками, если зимой дома холодные батареи?

Жители многоквартирных домов в разных городах Украины ежедневно встают перед такой проблемой, как недостаточно качественные коммунальные услуги. Довольно часто и их полное отсутствие. Однако потребители услуг зачастую сами предпочитают "не заморачиваться" с ЖЭКами и решать проблему самостоятельно, или жить с ней и дальше. Однако такая пассивная позиция еще больше усугубляет существующую проблемную ситуацию. Отстаивать украинцам свои права в отношениях с предприятиями, которые предоставляют коммунальные услуги, не только можно, но и нужно.

Как бороться с коммунальщиками, если зимой дома холодные батареи?
Из открытых источников

Ярослав Гришин

Адвокат, правозащитник

Жители многоквартирных домов в разных городах Украины ежедневно встают перед такой проблемой, как недостаточно качественные коммунальные услуги. Довольно часто и их полное отсутствие. Однако потребители услуг зачастую сами предпочитают "не заморачиваться" с ЖЭКами и решать проблему самостоятельно, или жить с ней и дальше. Однако такая пассивная позиция еще больше усугубляет существующую проблемную ситуацию. Отстаивать украинцам свои права в отношениях с предприятиями, которые предоставляют коммунальные услуги, не только можно, но и нужно.

Начнем с обновления в законодательстве в преддверии сезона отопления 2019/2020. Постановлением Кабинета Министров Украины от 21.08.2019 №830 утверждены новые Правила предоставления услуги по снабжению тепловой энергии.

Документ регулирует отношения между субъектом хозяйствования, который проводит хозяйственную деятельность по поставке тепловой энергии (другими словами: исполнитель), и индивидуальным и коллективным потребителем (то есть: потребитель), который получает или имеет намерение получить услугу по поставке тепловой энергии.

Также эти правила определяют требования к качеству услуги, единицы измерения объема потребленной потребителем тепловой энергии и порядок оплаты.

Запомните: Поставщик тепла должен предоставлять услугу, которая четко соответствует установленным нормам!

Обратите внимание, что исполнитель, то есть поставщик, обеспечивает соответствие количественных и качественных характеристик услуги согласно установленных норм. Такое определение предоставления услуги осуществляется в соответствии с условиями договора:

1) по показаниям узла коммерческого учета тепловой энергии – для коллективного договора, договора с коллективным потребителем, договора с владельцем (пользователем) здания, индивидуального договора;

2) с учетом показаний узлов распределительного учета тепловой энергии/приборов – распределителей тепловой энергии (в случае их наличия) или соблюдением нормативной температуры воздуха в помещениях (для помещений, не оснащенных узлами распределительного учета тепловой энергии/приборами – распределителями тепловой энергии) – для индивидуального договора (с осуществлением обслуживания и проведения текущего ремонта внутридомовых систем теплоснабжения).

Новости по теме

Поставка тепловой энергии для нужд централизованного отопления осуществляется в отопительный период непрерывно. Кроме перерывов для ликвидации аварий.

Надо помнить: решение о начале и окончании отопительного периода принимается органами местного самоуправления с учетом климатических условий согласно строительным нормам, правилам технической эксплуатации тепловых установок и сетей, государственным санитарным нормам и правилам и другим нормативным документам.

! Отопительный период начинается в случае, когда в течение 3-х суток средняя суточная температура наружного воздуха составляет 8°С и ниже. Заканчивается в случае, когда в течение трех суток средняя суточная температура наружного воздуха превышает 8°С.

Поставка тепловой энергии для нужд централизованного отопления осуществляется в отопительный период непрерывно, кроме времени ликвидации аварий. Тогда исполнитель возобновляет предоставление услуги потребителю после устранения причин выявленных неполадок в кратчайший срок. Не более 24 часов с момента поступления сведений об устранении причин.

Предоставление услуги осуществляется исключительно на договорных началах. Как известно, в этом году начал действие новый Закон Украины "О жилищно-коммунальных услугах". Теперь теплоснабжающие организации зачастую перезаключают договоры с потребителями, применяя практику публичного договора, как это сделало, например, КП "Киевтеплоэнерго".

Услуга предоставляется потребителям в соответствии с условиями договора, заключаемого в соответствии с типовыми договорами о предоставлении услуги в соответствии со статьей 14 Закона Украины "О жилищно-коммунальных услугах".

Какие условия должен выполнить перед потребителями поставщик тепла?

- Обеспечивать своевременность предоставления, непрерывность и надлежащее качество услуги в соответствии с законодательством и условиями договоров о ее предоставлении, в частности путем создания системы управления качеством в соответствии с национальными или международными стандартами;

- обеспечивать надежное снабжение объемов тепловой энергии согласно условий договора и стандартов;

- рассматривать в определенный законодательством срок претензии и жалобы потребителей и проводить соответствующие перерасчеты размера платы за услугу в случае ее неоказания, предоставления не в полном объеме, несвоевременно или предоставления услуги ненадлежащего качества, а также в других случаях, определенных договором;

- своевременно реагировать на вызовы потребителей, подписывать акты-претензии, вести учет требований (претензий) потребителей в связи с нарушением порядка предоставления услуги;

- своевременно и за свой счет проводить работы по устранению выявленных неполадок, связанных с оказанием услуги, возникших по его вине;

- принимать меры к ликвидации аварий, устранения нарушений качества услуг в срок, установленный договором, но не более семи суток;

В то же время, исполнитель коммунальной услуги (кроме услуг по поставке и распределению электрической энергии и природного газа) имеет право ограничить или приостановить предоставление соответствующей коммунальной услуги ее потребителю независимо от выбранной модели организации договорных отношений в случае непогашения в полном объеме задолженности за потребленные коммунальные услуги в течение 30 дней со дня получения потребителем уведомления от исполнителя.

Новости по теме



Такое предупреждение направляется потребителю не ранее следующего рабочего дня после истечения предельного срока оплаты коммунальной услуги, определенного законодательством и/или договором о предоставлении соответствующей коммунальной услуги.

Однако к жилым домам этот механизм не применяется, потому что отключение от отопления в зимний период по сути является нарушением конституционных прав человека!

Перекрыть тепло для отдельных должников технически невозможно, а провести массовое отключение всего дома при наличии задолженности только у пары абонентов поставщик не может. Его просто завалят исками от тех абонентов, у которых нет долгов. Иными словами, законодательно такое право у поставщика есть, но на практике его применить почти невозможно.

Какова температура внутри квартиры во время отопительного периода считается нормой?

Согласно нормативам температура в комнатах должна быть +18, а в угловых комнатах +20 °C. Допустимый срок отклонения от этой нормы – не более 12 часов за сутки (один раз в месяц). В случае отклонения от этой нормы необходимо жаловаться в диспетчерскую службу поставщика тепла.

Тогда служба коммунального предприятия проводит обследование – замеряет температуру в комнатах и выявляет причину отклонения. Если это произошло по их вине – устраняют недостатки и проводят перерасчет стоимости услуги за отопление. Собственно коммунальные службы должны отреагировать в течение 1 суток.

Дополнительно можно составить акт-претензию, в котором изложить выявленные нарушения. Но лучше, чтобы акт подписали не менее трех потребителей. В случае отказа поставщика тепла уменьшать размер оплаты за коммунальные услуги можно уже обращаться с вышеуказанными документами в суд.

Ярослав Гришин

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>