banner banner banner banner banner

Как изменился уровень теневой экономики в Украине за последний год

Как изменился уровень теневой экономики в Украине за последний год
kyiveuromarathon

Богдан Данилишин

Экс-министр экономики Украины

Оригинал на странице Богдана Данилишина в Facebook

Министерство экономического развития и торговли Украины осуществило новые расчеты уровня теневой экономики нашего государства. Конечно, теневая экономическая деятельность негативно влияет на отраслевую структуру хозяйства страны и экономический рост.

Кроме того, она оказывает негативное влияние на денежно-кредитную систему Украины. Неучтенные государственной статистикой денежные потоки, невозможность контроля за их поступлением и структурой, теневой оборот долгового капитала создают дополнительные трудности. Деформация денежно-кредитной системы искажает структуру платежного оборота, способствует увеличению инвестиционных рисков, стимулирует инфляционные процессы, деформирует денежно-кредитные отношения, может негативно влиять на курс национальной валюты. Из-за этого нарушаются права кредиторов при злоупотреблении заемным капиталом, объявляются искусственные банкротства предприятий и даже банков.

Теневая экономическая активность наносит серьезный вред экологии нашей страны. Поскольку теневые производства официально не учитываются, то не учитываются и негативные последствия, которые создает теневой бизнес, а это отражается на окружающей среде. Мероприятия по защите окружающей среды от загрязнения теневыми предприятиями игнорируются, необходимые платежи в бюджеты и внебюджетные фонды за пользование природными ресурсами не вносятся.

Итак, по данным МЭРТ, в І квартале 2018 года уровень теневой экономики был на 4% меньше, чем за аналогичный период 2017 года. За первые три месяца 2018 года уровень теневой экономики составлял 33% от официального ВВП, тогда как в начале 2017-го эта цифра составляла 37%, в течение года постепенно снижаясь. В министерстве указывают на то, что снижение уровня теневой экономики стало возможным благодаря наличию главных признаков макроэкономической стабильности. В отчете отмечается, что на период с февраля по март 2018 года пришлось умеренное замедление потребительской инфляции и укрепление курса гривны после январской девальвации.

Положительным является то, что усилия властных структур по детенизации и дерегуляции экономики приносят результаты. Значительный толчок этому процессу должно дать принятие Верховной Радой закона "О валюте и валютных операциях" и будущее принятие закона "О налоге на выведенный капитал", который также внесен президентом Украины.

Новости по теме

Также детенизации экономики способствовало укрепление инвестиционной составляющей. Тем не менее дальнейшему выведению экономики из тени препятствует наличие значительных вызовов для стабильности финансовой системы (в частности, значительного государственного долга), а также военный конфликт на востоке страны.

Интегрированный показатель размера теневой экономики, по данным МЭРТ, в последнее время постепенно снижается (например, по итогам 2014 года он составлял 41% от ВВП, в 2015 году - 43,5%, в 2016 году - 38%), но продолжает оставаться высоким.

Вместе с тем теневая экономика - проблема глобального масштаба. Если в 1980 году удельный вес теневой экономики составлял 5,6% мирового ВВП, то по состоянию на 2017 год - 33% (интересное совпадение с оценкой МЭРТ удельного веса теневой экономики в ВВП Украины; выходит, что наша ситуация аналогична среднемировой). При этом абсолютная цифра впечатляет - объем мировой теневой экономики составляет около 39 трлн долларов!

Существует мнение, что теневая экономика имеет и положительные стороны в период экономических кризисов: она участвует в создании добавленной стоимости, в ней производятся товары и предоставляются услуги, в процессе чего формируется спрос на факторы производства в легальной части экономики. Также теневая экономика создает условия труда для определенного количества людей. Но в то же время она искажает картину социально-экономического положения в стране, затрудняет до невозможности оценку структурных сдвигов в экономике. А когда сложно понять, в каком реальном состоянии находится страна, то и прогнозировать, планировать трудно. Следовательно, сложно выполнять и функции управления.

Для вывода экономики из тени необходимо определить причины ее ухода в тень. Они универсальны - подходят для любой страны, в том числе и для Украины:

- сравнительно высокая налоговая нагрузка, особенно с налогов на труд (включая социальные взносы) и излишняя сложность администрирования налогов;

- "зарегулированность" экономической деятельности, большое количество административных барьеров для открытия и ведения бизнеса;

- слабость защиты прав собственности, неэффективность работы судебных органов;

- низкое качество государственных услуг и отсутствие видимой для налогоплательщика связи между уровнем получаемых им государственных услуг и объему его налоговых обязательств.

Сделаю важное пояснение: последний пункт говорит о высоком номинальном налоговом бремени. Сами по себе ставки корпоративных налогов у нас ниже, чем в Европе, но уровень эффективности использования собранных средств в виде налогов гораздо ниже. Почему это важно? А потому, что немалая часть работающих в тени предпринимателей рассуждает (и небезосновательно) примерно так: "Зачем мне "светиться" и платить налоги, если все равно большая часть денег государством будет использована неэффективно". В нашем обществе сложилась ситуация, когда не вполне законные формы ведения предпринимательской деятельности одобряются немалым количеством бизнесменов и обычных граждан.

Еще один интересный нюанс. Порой считается, что основная часть теневой экономики - малые предприятия и частные предприниматели, работающие по упрощенной схеме (они просто не сообщают о реальном размере своего оборота и не доплачивают в госбюджет). Является ли обоснованным такое мнение? Не в полной мере. Так, согласно данным международной исследовательской организации Global Financial Integrity, в некоторые годы из Украины в офшоры выводились суммы, которые составляли в среднем до 10% ВВП. Можно сомневаться в точности подобных расчетов, но вряд ли деньги в офшорные территории выводят владельцы автомоек или парикмахерских. То есть в значительной степени теневые деньги - это деньги крупного украинского бизнеса, среди которого также сложилась негласная установка, что работа "в тени" - это нормально.

Рассмотрим и проблему нелегального трудоустройства, которое распространено в нашей стране. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) опубликовала рейтинг Taxing Wages 2018, который оценивает уровень налоговой нагрузки на труд. Чистая средняя ставка налога с зарплаты по 35 странам - членам ОЭСР составляет 25,5% (в том числе 15,7% - налог с доходов физических лиц, 9,8% - взносы социального страхования). Как на этом фоне выглядит Украина с 41,5% фактического налога на труд (18% - НДФЛ, 1,5% - военный сбор, кроме того - 22% ЕСВ)? Мы неконкурентны вследствие чрезмерной налоговой нагрузки на фонд оплаты труда. Очевидно, что многим работодателям выгоднее осуществлять деятельность неофициально - экономия на налогах и отчислениях получается существенная.

Как снизить уровень теневой экономики? Без политической воли здесь не обойтись. Нужно постепенно, но неуклонно бороться со способами, с помощью которых украинские бизнесмены избегают налогов в "промышленных масштабах". Вместе с выходом экономики из тени нужно снижать налоговую нагрузку, что будет стимулировать работать легально. Профессор Ф. Шнейдер писал: "Страны с относительно низкими налоговыми ставками, меньшим количеством регуляций, а также реальным верховенством права, как правило, имеют меньшие масштабы теневой экономики". Причем именно так он ранжировал значимость факторов. На мой взгляд, в Украине на первом месте стоит проблема верховенства права.

Богдан Данилишин

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

Источник: 112.ua

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>