Как Кабмин имплементирует законодательство ЕС? Честно говоря, не очень

Интересно, Кабинет министров вообще в курсе того, как выполняется его план по имплементации?

Как Кабмин имплементирует законодательство ЕС? Честно говоря, не очень
Кабмин

Интересно, Кабинет министров вообще в курсе того, как выполняется его план по имплементации?

Вот, говорят, что правительство плохо имплементирует законодательство Европейского Союза.

По формальным причинам согласиться сложно. Так, на прошлой неделе сначала премьер-министр через твиттер, а позднее совместно с главой парламента на брифинге объявил о некоей совместной с парламентом Дорожной карте исполнения Соглашения об ассоциации с ЕС.

Проще говоря, имплементации законодательства.

Затея выглядит весомо, количественно весомо.

Как обстоят дела с качеством? Да и планы по соответствующей имплементации у Кабмина имеются, начиная с 2014 года, и оформлены распоряжением №847-р.

Но, как водится, крупный успех состоит из множества обдуманных мелочей. 

За всеми этими дорожными картами детали не видны.

Особенно в твиттере.

На сайте Кабмина, к слову, также отсутствуют. Так, картина крупными мазками.

Новости по теме

Как говорится, легче увернуться от слона, чем от мухи. Ну, если возникнут вопросы, разумеется.

А вопросы возникают.

Поэтому давайте на конкретном примере.

Фондовый рынок Украины давно и уверенно демонстрирует неспособность выступить драйвером привлечения инвестиций. Особенно иностранных.

Ну, не идут инвесторы. Кто-то слышал о громких IPO на украинских фондовых площадках? Другие биржи развиваются?

Вот, президент давеча на пресс-конференции предложил создать в Украине энергетическую биржу. Дескать, все равно, какой индекс будет использоваться при определении стоимости угля – Роттердам+ или Варшава+.

Действительно, Киев то почему без плюсов? Где наши торговые площадки? Почему не создаются и не работают?

В Украине законодательство, регулирующее работу с активами на организованных рынках, мягко говоря, находится на уровне, не позволяющем работать с ними прозрачно. Да и ответственность с одной стороны всячески размыта, с другой – правоохранители могут ею же спекулировать, как заблагорассудится. Речь идет об административных и уголовных санкциях за манипулирование на фондовом рынке.

В ЕС же на этот счет (работа на организованных рынках) имеется ряд абсолютно измеримых директив и регламентов (директива № 2014/65/ЕС 15.05.2014 г. о рынках финансовых инструментов (MiFID II), Регламент Европейского парламента и Совета №600/2014 от 15.05.2014 г. о рынках финансовых инструментов (MiFIR), директива 2014/57/ЕС об уголовных санкциях за злоупотребления на рынке от 16.04.2014 г., другие).

Теперь еще конкретнее.

Есть среди них, например, названная Директива №2014/57/ЕС об уголовных санкциях за злоупотребления на рынке. Предусматривает принципы оптимизации уголовной (и факультативно административной) ответственности за соответствующие злоупотребления на рынке. Смысл ее прост: установить для всех стран - членов ЕС понятные и известные, но и оптимальные правила, нарушение которых будет считаться злоупотреблением. Соответственно, при наличии таковых мы будем понимать, что, собственно, злоупотреблениями не является.

Директива включена в план имплементации Кабмином еще в далеком 2016 году. К слову, срок аналогичной имплементации в странах ЕС истек в 2016 году. А что же у нас с ней, этой самой имплементацией?  

Как оказывается, нам спешить некуда. На сегодня в Кабмине отсутствуют "предложения" даже касательно перевода текста. Занимается вопросом Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку.

Удивительно, но сама имплементация намечена на неблизкий 2020 год.

Пока же в вопросе имплементации указанной директивы не сделан даже перевод текста, НКЦБФР вовсю пытается менять уголовное законодательство, модернизируя старое (ст. 222-1 Уголовного кодекса Украины), полностью несоответствующее ни принципам правовой определенности, ни директиве №2014/57/ЕС об уголовных санкциях за злоупотребления на рынке. Зато все это делается, так сказать, системно (неважно, что без учета требований ЕС), через проект закона Украины "О рынках капитала и регулируемых рынках". Все это время вопрос "правил игры" на рынке в части административной и уголовной ответственности за манипулирование остается открытым. И, что самое главное, непонятным не только украинским, но и зарубежным инвесторам, торговцам, которые привыкли жить в условиях правовой определенности.  

В отсутствие четкого изложения понятия и границ манипулирования рынком единственным лицом, которое может безапелляционно манипулировать административными санкциями в этой сфере, является сама НКЦБФР, манипулирование же уголовным законом остается за соответствующими правоохранительными органами.

Для сведения. Молдавия, которая не обладая ни грандиозными органами, ни инфраструктурой управления, подобной НКЦБФР, уже имплементировала соответствующую Директиву и даже успела внести изменения, находящиеся в тренде ЕС.

Интересно, Кабинет министров вообще в курсе того, как выполняется его план по имплементации?

Такая вот у нас имплементация.

Простите, конвергенция.

Александр Кошевой

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...

Виджет партнеров