banner banner banner banner

Как "Нафтогаз" будет работать на рынке газа для населения и какими будут цены

Украина с 1 августа ввела рынок газа для населения. Как сообщалось, основная борьба за бытовых потребителей развернулась между крупнейшими игроками - "Нафтогазом", который агрессивно завоевывает рынок, и традиционными поставщиками – газсбытами, перед которыми стоит задача удержать клиентов, сохранив свои позиции. Премущества "Нафтогаза" заключаются в том, что он располагает ценным ресурсом – дешевым газом "Укргаздобычи" (добывает 70% природного газа в стране), а его дочерняя компания стала поставщиком последней надежды. В свою очередь газсбыты имеют ценную клиентскую базу, которой не спешат делиться ни с "Нафтогазом", ни с другими трейдерами. От исхода конкурентного сражения между "Нафтогазом" и газсбытами зависит не только будущее рынка газа для населения, но и то, каким будет конкурентное поле и возможности других участников рынка – частных трейдеров.

Как "Нафтогаз" будет работать на рынке газа для населения и какими будут цены
Из открытых источников

Елена Голубева

Журналист, 112.ua

Украина с 1 августа ввела рынок газа для населения. Как сообщалось, основная борьба за бытовых потребителей развернулась между крупнейшими игроками - "Нафтогазом", который агрессивно завоевывает рынок, и традиционными поставщиками – газсбытами, перед которыми стоит задача удержать клиентов, сохранив свои позиции. Премущества "Нафтогаза" заключаются в том, что он располагает ценным ресурсом – дешевым газом "Укргаздобычи" (добывает 70% природного газа в стране), а его дочерняя компания стала поставщиком последней надежды. В свою очередь газсбыты имеют ценную клиентскую базу, которой не спешат делиться ни с "Нафтогазом", ни с другими трейдерами. От исхода конкурентного сражения между "Нафтогазом" и газсбытами зависит не только будущее рынка газа для населения, но и то, каким будет конкурентное поле и возможности других участников рынка – частных трейдеров.

О том, как будет действовать "Нафтогаз" и его газопоставляющая "дочка" на рынке газа для населения, имеют ли под собой основания озвучиваемые в публичной плоскости опасения участников рынка и профильных Ассоциаций, рассказал глава ООО "Газопоставляющая компания "Нафтогаз Украины" Максим Рабинович. Вчера он ответил на вопросы журналистов на онлайн-платформе zoom.

Рабинович также не обошел вниманием самый волнующий вопрос о том, какими будут цены на газ в нынешнем отопительном сезоне для населения.

Новости по теме

Цена газа от "Нафтогаза"

Главное новшество, которое принесла рыночная модель в сегмент газа для бытовых потребителей (индивидуальных домохозяйств, потребляющих газ для отопительных нужд, нагрева горячей воды или конфорок газовой плиты, многоквартирных домов, оснащенных индивидуальными тепловыми узлами), заключается в том, что единая для всех цена на газ осталась в прошлом: каждый поставщик (в том числе Газопоставляющая компания "Нафтогаз Украины", частные газсбыты в своих регионах, около 700 оформивших лицензию для работы в сегменте трейдеров) формирует свою цену, в зависимости от закупочных цен на газ и установленной торговой наценки, сообщил глава Газопоставляющей компании "Нафтогаз Украины" Максим Рабинович.

На август Газопоставляющая компания "Нафтогаз Украины" для бытовых клиентов установила цену природного газа на уровне 3,24 грн/куб. м в рамках тарифа "Месячный", что на 27 коп. дороже последней цены PSO (рассчитывалась по формуле, прекратившей действие с введением 1 августа рынка газ). Цена на природный газ для населения по тарифу "Годовой" значительно выше, чем цена по тарифу "Месячный" и составляет 4,73 грн/куб. м. Если в рамках месячного тарифа цена будет пересчитываться каждый месяц, то по годовому тарифу цена - фиксированная.

По словам Рабиновича, в структуре себестоимости конечной цены газа для населения примерно 70% - это цена, по которой газ закупает поставщик. Это ключевой фактор, влияющий на размер цен газа, выставляемых потребителю. Важными составляющими цены газа также являются тарифы на транспортировку ОГТСУ и оператора ГРС на распределение, которые устанавливает НКРЭКУ (тарифы устанавливаются на длительный период). Влияет на цену газа и торговая наценка поставщика: за счет нее финансируются операционная деятельность, затраты на маркетинг (создание и функционирование инструментов работы с клиентами: личный кабинет, приложение, чат-бот, call-центры и центры обслуживания). Если в эпоху PSO торговая наценка регулировалась Кабмином и для поставок населению была установлена 2,5%, то сейчас каждая компания может устанавливать ее по собственному усмотрению без ограничений: Газопоставляющая компания "Нафтогаз Украины" сформировала нынешние свои цены для клиентов с торговой наценкой 5-6%. Этого на сегодняшний день достаточно, чтобы покупать ресурс, обслуживать существующих клиентов, привлекать новых, вести операционную деятельность и обеспечивать сервисное обслуживание, заверил Рабинович.

Ежемесячная цена Газопоставляющей компании "Нафтогаза" будет публиковаться на сайте компании за 5 дней до начала месяца поставки: "В нынешнем месяце она была опубликована в начале августа, но в будущем будет публиковаться не позже, чем за 5 дней до начала месяца", - заверил Рабинович.

Какими будут цены на газ в отопительном сезоне

Учитывая тот факт, что главной составляющей цены газа для сегмента бытовых потребителей является себестоимость закупки газа, значительное влияние на конечные цены будут оказывать сезонные колебания мирового газового рынка. Напомним, гендиректор "Оператора ГТС Украины" Сергей Макогон справедливо отмечал, что пока объем добычи собственного газа в Украине не превысит объем его потребления, ценообразование в стране будет привязано к импортному паритету: а именно "цена на европейских хабах плюс доставка". "Пока мы являемся нетто-импортером газа, цена в Украине будет "импортный паритет плюс". Если добыча превысит потребление, то будет формула "экспортный паритет", – говорил Макогон.

По этой причине в грядущем отопительном сезоне цены на газ в Украине по идее будут коррелироваться с мировыми, что ощутит на себе и население. "Нафтогаз" последовательно придерживается позиции о том, что под влиянием сезонного фактора в сравнении с нынешней цена незначительно, но повысится. В то же время она будет ниже, чем цена на газ прежних отопительных сезонов. Нынче цены на газ сдерживает избыток газа в подземных хранилищах как в Европе (ПХГ заполнены на 90%), так и в Украине: в ПХГ сейчас накоплено 23 млрд куб. м газа, тогда как для сравнения в 2019 году в украинские ПХГ закачали 13,1 млрд куб. м газа, на 34% больше, чем в 2018 году.

Цены Газопоставляющей компании "Нафтогаз", которая закупает ресурс у коммерческого подразделения "Нафтогаза" по работе с крупными промышленными клиентами – компании "Нафтогаз Трейдинг", также формируются с учетом импортного паритета, заверил Максим Рабинович. Он заверил, что компания работает с коммерческим подразделением на тех же условиях, что и другие поставщики.

Следует отметить, что "Нафтогаз Трейдинг" до недавнего времени продавал исключительно импортный (реверсный) газ в Украине, но недавно в его портфеле появился и ресурс, добываемый еще одной "дочкой" "Нафтогаза" - "Укргаздобычей" (УГД). В связи с этим на "Нафтогаз" и его "дочек" обрушился шквал критики со стороны трейдеров и частных газсбытов. Они довольно небезосновательно считают, что с учетом себестоимости добываемый УГД газ (70% в объеме национальной добычи) может стоить намного дешевле импортного. Продавая этот газ по цене импортного паритета, "Нафтогаз" может не только получать крупные барыши, но и демпинговать на рынке газа для населения. С учетом отсутствия механизмов, делающих процесс продаж газа УГД прозрачным, частные участники рынка, видимо, небезосновательно полагают, что госкомпания за счет газа УГД имеет возможность удешевлять ресурс, продаваемый в бытовом сегменте "дочкой". Участники рынка опасаются, что компания может переманивать потенциальных клиентов, не особо вкладываясь в маркетинг, играя исключительно ценой.

Как сообщалось, по оценке Ассоциации "Газовые трейдеры Украины", из 14 млрд куб. м ресурса "Укргаздобычи" после отмены PSO (на его выполнение УГД была обязана направлять 100% добываемого ресурса) освобождаются 6 млрд куб. м газа. Еще 8 млрд куб. м минимум до мая 2021 года будут по гарантированной цене сбываться производителям тепла для многоэтажек ТКЭ. Для них механизм PSO пока сохраняется.

Отметим, 6 млрд куб. м – это большой объем, который может оказывать значительное влияние на рынок, в частности на ценообразование. Для понимания, в прошлом году в рамках PSO "Нафтогаз" поставил 15,4 млрд куб. м газа, из которых 8 млрд куб. м через газсбыты, работающие с сегментом бытовых потребителей, для которых сейчас внедряется рыночная модель.

Участники рынка громко возмущаются, настаивая, что УГД должна прозрачно продавать добытый газ на бирже. Это обеспечило бы равный доступ всех желающих, а не только "дочек" "Нафтогаза", но, главным образом, позволило бы понимать и прогнозировать цену ресурса (себестоимость которого намного ниже цен импортного паритета). Пока это не происходит. На минувшей неделе в Верховной Раде был зарегистрирован депутатский законопроект № 3958, в случае принятия которого "Нафтогаз" будет обязан продавать ресурс УГД исключительно через биржевые аукционы.

Следует отметить, что Максима Рабиновича как представителя "дочки" "Нафтогаза" и сотрудника НАКа журналисты также спрашивали о том, почему до сих пор газ УГД не продается открыто на бирже и не это ли объяснение того факта, что предлагаемые цены вверенной ему газопоставляющей дочкой ниже, чем цены на единственной украинской товарной бирже УЭБ. Следует признать, что его ответ не звучал убедительно. "Мы заинтересованы продавать ресурс (УГД, - ред). Как государственная компания, которая 95% прибыли отдает своему акционеру - Кабмину, мы заинтересованы в его реализации. Мы продаем газ УГД, как и импортный ресурс, всем желающим. Сейчас (готовимся, - ред.) выходить на биржу в том числе. И это вопрос не к нам, как НАКу, почему он до сих пор не вышел (на биржу). Пока нет таких (соответствующих) продуктов на бирже. И мы говорили, что наша биржа УЭБ должна из торговой площадки превратиться в биржу со стандартизированными продуктами. Мы к этому идем, будут продукты и (появится) газ УГД на бирже", - сказал Максим Рабинович, подчеркнув, что в ценовом паритете "нет никакой разницы между газом УГД и импортным газом".

Рабинович также сообщил, что газсбыты и трейдеры могут рассчитывать на такие же ценовые условия, какие имеет Газопоставляющая компания, покупая газ у "Нафтогаз Трейдинг" в рамках годового контракта. Если это условие будет соблюдено, преимущества будут иметь компании, которые готовы торговать газом в сегменте бытовых клиентов все 12 месяцев, а не только лишь в отопительном сезоне.

Рабинович подробно изложил аргументы, с помощью которых "Нафтогазу", по-видимому, удается убеждать власть мириться с нынешней ситуацией вокруг газа "Укргаздобычи". По его словам, цены Газопоставляющей компании помогают сдерживать цены частных поставщиков. "Сейчас цена на месяц у Газопоставляющей компании 3,24 грн за 1 куб. м, а газсбыт в Кременчуге предлагает газ по 4,2 грн за 1 куб. м. Все клиенты, которые живут в Кременчуге (пользуясь отменой с 1 августа PSO и переходом к рынку), могут за 2 дня изменить поставщика на иного, у которого цена меньше. Поэтому каждый поставщик, когда устанавливает цены на месяц, он на сто процентов понимает, что если это нерыночная цена, то за 3-6 месяцев он не будет иметь ни одного клиента", - сказал Рабинович.

Это можно понимать как то, что "Нафтогаз" намерен сохранить за собой позиции ключевого игрока, влияющего на ценовую ситуацию в бытовом сегменте. Гарантии, которые он, по-видимому, дает властям в том, что резкого подорожания газа для населения не будет, - безусловно, сильный и влиятельный аргумент. И если этот аргумент действительно имеет большой вес в глазах представителей власти, то, очевидно, несмотря на все законодательные инициативы, газ УГД в чистом виде, не через трейдера "Нафтогаза", в ближайшее время на бирже так и не появится.

Как неоднократно говорилось, низкая цена - это хорошо для потребителей, которые пока могут пользоваться низкими ценами, но плохо для развития конкуренции со стороны частных трейдеров. Они не заинтересованы работать в сегменте с минимальной маржой или же вовсе в ноль либо в убыток.

Кто идет на ППН

"Нафтогазу" удалось значительно укрепить свои позиции в сегменте газа для бытовых потребителей и благодаря статусу "Поставщика последней надежды" (ППН). Госкомпания была признана им, одержав победу в конкурсе, который проводился Минэнерго. Как сообщалось, к участию в конкурсе на ППН были допущены только две компании - сам "Нафтогаз" и Газопоставляющая компания "Нафтогаз Украины". Это стало еще одним поводом для критики "Нафтогаза" со стороны участников. Звучали обвинения в том, что конкурсные условия были выписаны исключительно под НАК. В частности, требованию о том, что конкурсант был обязан иметь на счетах средства для приобретения газа (по оценкам Ассоциации поставщиков газа, 14,5 млрд грн) или запас газа в объеме, не меньшем, чем наибольшее значение месячного потребления газа всеми потребителями Украины в течение отопительного сезона 2019-2020 гг. (3,5 млрд куб. м газа), мог соответствовать только "Нафтогаз" или его "дочки". 

Частники были готовы участвовать в конкурсе на оператора "последней надежды", если бы было принято решение не назначить всеукраинского оператора, а выбирать оператора "последней надежды" на конкурсе в каждом отдельном регионе.

Еще одной претензией к "Нафтогазу" стала торговая наценка ППН, которая у победителя конкурса - Газопоставляющей компании - равна нулю (сам "Нафтогаз" выходил на конкурс с 5%-й наценкой). Основываясь на опыте других стран, вводивших рынок газа для населения, участники рынка заверяли, что ППН должен торговать со значительной премией к рыночной цене - не менее +20%. "Сейчас ППН может забрать всех потребителей рынка, предлагая им цену на 20% ниже рыночной", - предупреждал президент Ассоциации "Газовые трейдеры Украины" Андрей Мизовец в интервью изданию ExPro.

С учетом того, что цена ППН рассчитывается по формуле, а торговой наценки у оператора нет, на август его цена была определена 3009,16 грн за 1 тыс. куб. м с НДС, что ниже цен биржи УЭБ, а также цен, установленных Газопоставляющей компанией в рамках тарифов "Месячный" и "Годовой".

"В чем разница, которую дает ППН или мы же как коммерческая организация (Газопоставляющая компания) с коммерческим тарифом – только в наценке, которую мы предлагаем. Для ППН она нулевая. В рамках коммерческого предложения она есть и будет зависеть от того, какие инструменты нам будут нужны для работы с нашими клиентами: для их привлечения, для обслуживания дебиторской задолженности. ППН не может конкурировать с остальными поставщиками, и они (не имеют оснований) говорить (что его цена) дороже или дешевле, потому что срок пребывания на ППН ограничен 60 днями, и ППН не использует никаких маркетинговых инструментов для привлечения клиентов. В принципе, он не является конкурентом другим поставщикам", - изложил свое видение Максим Рабинович в подтверждение тезиса о том, что опасения, что ППН заберет клиентов частных поставщиков, не имеют оснований.

Глава Газопоставляющей компании сообщил, что от такого подхода как штрафная наценка ППН отказались сознательно, чтобы "у потребителей не было шока". "Представьте, он переходит на ППН, он еще не знает, что это за поставщик, еще у него цена рыночная максимальная +20%. Мы сознательно сделали этот шаг, для того чтобы рынок открылся и ППН работал как реальный защитный механизм", - сказал Рабинович. Он уточнил, что цена ППН, согласно формуле, будет изменяться каждый месяц. Она будет публиковаться на сайте компании.

Участники рынка высказывали опасения в том, что "Нафтогаз" будет использовать ППН как инструмент формирования своей абонентской базы. Доступ к ней стал еще одним серьезным камнем преткновения в процессе запуска газового рынка в бытовом сегменте. Самой большой базой на сегодняшний день располагают газсбыты. Делиться этими данными с "Нафтогазом" либо с частными трейдерами они не готовы. Тут возникла достаточно серьезная коллизия: в силу отсутствия законодательных актов, ППН есть, но инструмента, с помощью которого он мог бы быстро найти абонента, оставшегося без поставщика – нет. По этой причине НКРЭКУ сейчас разрабатывает нормативный акт, который должен ввести процедуру "автоматического перехода". С ее помощью потребитель, по каким-либо причинам потерявший поставщика (он обанкротился, оказался авантюристом и сбежал, отрезал потребителя от газа), продолжит получать газ и только из платежки узнает, что теперь его поставщик – ППН.

По словам Рабиновича, проект документа, регулирующего процедуру автоматического перехода, может появиться на сайте НКРЭКУ уже на будущей неделе. Как он будет выписан, пока не известно, но уже можно предполагать, что реакция газсбытов на него будет точно неспокойной: их худшие ожидания в части того, что с помощью ППН "Нафтогаз" быстро переберет на себя их клиентов, станут реальностью.

Еще одним основанием для беспокойства участников рынка является инициатива на законодательном уровне увеличить максимальный срок пребывания потребителей на ППН. Стоит отметить, что, согласно действующим нормативным актам, потребители, не имеющие поставщика, могут покупать газ у ППН в течение ограниченного 60 днями срока, пока не найдут нового поставщика.

Идею о том, чтобы этот срок составлял более 60 дней, поддерживает и и. о. министра энергетики Ольга Буславец. "Газсбыты и трейдеры недоумевают: работать в ноль у них не получается, соответственно, цена будет выше, а клиенты могут "забить" на оплату и "автоматом" упасть на более дешевую поставку ППН", - предупреждал журналист Дмитрий Бунецкий в Facebook. 

Максим Рабинович сообщил, что не является сторонником такого подхода. "Я не считаю, что клиенты должны быть на ППН дольше 60 дней, потому что ППН  - это не коммерческий поставщик. 60 дней достаточно для клиента чтобы выбрать поставщика (сейчас процедура перехода занимает 3 дня максимум). Я не считаю, что стоит увеличивать срок (пребывания на ППН), поскольку это может трактоваться как дискриминация по отношению к другим поставщикам", - сказал глава Газопоставляющей компании.

Рабинович уточнил, что пока ППН не имеет ни одного клиента: "ни юридического лица ни физического" – не обращался никто. Что же касается Газопоставляющей компании, то процесс перехода клиентов уже начался, и его можно охарактеризовать как "динамичный". Это при том, что компания пока еще не проводила маркетинговой кампании, только опубликовала цену.

С тезисами, которые изложил Максим Рабинович, рынок получил еще одно четкое подтверждение о том, что "Нафтогаз" нацелился на серьезные позиции в сегменте газа для бытовых потребителей. С теми ресурсами, которыми он располагает, со временем "Нафтогаз" вполне может претендовать на статус монополиста в направлении. В этом случае опасность одна – в силу отсутствия конкуренции компания сама будет диктовать цены и не исключено, что в сторону повышения.

Впрочем, произойдет ли это на самом деле, в большой мере будет зависеть от позиции властей, которые располагают действенным механизмом – возможностью влиять на ситуацию с помощью законодательных и нормативных актов. Как власти будут использовать эту возможность: смогут ли они сохранить паритет, умерив аппетиты "Нафтогаза" и не давая преимущества никому из частных игроков, мы увидим в самое ближайшее время.

Елена Голубева

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

Источник: 112.ua

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>