Как облгосадминистрации и другие факторы тормозят децентрализацию

Реформу местного самоуправления, которая началась еще в 2014 году, называют едва ли не самым успешным изменением в государстве, которое начала реализовать команда экс-президента Порошенко. Однако децентрализация, как и большинство других реформ, оказалась половинчатой. Ее замедляют как неадекватная законодательная база, так и сопротивление областных и районных госадминистраций, которые фактически являются пережитками командно-административной системы прошлого. И особенно – крайне сомнительные решения центральной власти. Так, высказанное на днях премьером Владимиром Гройсманом намерение уменьшить наполовину штаты обл- и райгосадминистраций – это путь в никуда. Поскольку эти бюрократические атавизмы нужно ликвидировать, а не сокращать

Как облгосадминистрации и другие факторы тормозят децентрализацию
Из открытых источников

Олег Титамир

Президент ОО "Украинская организация защиты потребителей услуг"

Реформу местного самоуправления, которая началась еще в 2014 году, называют едва ли не самым успешным изменением в государстве, которое начала реализовать команда экс-президента Порошенко. Однако децентрализация, как и большинство других реформ, оказалась половинчатой. Ее замедляют как неадекватная законодательная база, так и сопротивление областных и районных госадминистраций, которые фактически являются пережитками командно-административной системы прошлого. И особенно – крайне сомнительные решения центральной власти. Так, высказанное на днях премьером Владимиром Гройсманом намерение уменьшить наполовину штаты обл- и райгосадминистраций – это путь в никуда. Поскольку эти бюрократические атавизмы нужно ликвидировать, а не сокращать

         Возможные преимущества реформы

Главная цель децентрализации – перенос властных и финансовых полномочий из центра на места. В рамках реформы до 2020 года на всей территории Украины должны быть созданы объединенные территориальные общины (ОТО) как первичные единицы административного деления.

Едва ли не важнейшим преимуществом этой масштабной новации является возможность для граждан выбирать авторитетную местную власть, которая будет иметь гораздо больше полномочий и ресурсов для развития территорий ОТО. Это также право распоряжаться львиной долей местных налогов; право владения не только землями в пределах административного пункта, но и прилегающими земельными ресурсами; возможность полноценного распоряжения коммунальным имуществом и тому подобное.

И, как по мне, главным достижением реформы станет ликвидация облгосадминистраций, которые традиционно являются центрами коррупции, взяточничества и "схем". На самом деле эти структуры ничего не производят и ничего не строят. Зато сидят на бюджетных потоках и "откатах", распределяя средства лояльным руководителям районов и лоббируя бизнес-проекты чиновников на местах.

Основные "тормоза": законодательство и госадминистрации

Децентрализация всегда использовалась как весомая пиар-фишка экс-президента Петра Порошенко и пока что действующего главы правительства Владимира Гройсмана. Они продолжают хвастаться тем, что на начало нынешнего года создано 876 ОТО, а доля местных бюджетов в сводном бюджете Украины в 2018 году превысила 51%. Однако вряд ли есть такие основания для победных реляций: ОТО покрывают лишь одну третью территории государства.

Новости по теме

В то же время до сих пор не объединенными остаются около 7 000 местных общин, которые составляют почти 65% от общего количества советов базового уровня в начале реформы. И хоть 2020 год уже не за горами, но во власти никто не знает, каким образом полностью завершить децентрализацию, а также что делать с теми сельсоветами, поселками и районами, которые до "конца" реформы не объединятся.

Если эти процессы будут продолжаться в нынешнем формате, то в час "икс" получим две различные модели административно-территориального деления: с якобы самоуправляемыми ОТО и властной надстройкой в виде госадминистраций. Такое "сосуществования" непременно будет порождать правовой, управленческий и бюджетный хаос в государстве. Так, руководители госадминистраций, назначаемых президентом Украины, скорее всего, и дальше будут считать объединенные общины своими вотчинами.

А затем - вмешиваться в их внутренние дела, диктуя, что строить и куда тратить деньги. Возможным ли тогда будет реальное самоуправление и бюджетная независимость объединенных общин, если так или иначе они будут "встроены" во властную вертикаль госадминистраций? Ведь их конституционные полномочия никто не отменял! А среди них, в частности, – осуществление исполнительной власти в областях и районах, подготовка и выполнение местных и областных бюджетов и тому подобное.

Системная ошибка "отцов" реформы с самого начала заключалась в том, что децентрализация не была закреплена в Конституции, а значит – не стала защищенной от многочисленных толкований, произвольного торможения региональными чиновниками, а особенно – от окончательного свертывания. Правда, в 2015 году в Верховную Раду был подан соответствующий законопроект об изменениях в Конституцию в части децентрализации.

Самое главное, что им предусматривалось признание ОТО как первичного звена в административно-территориальном устройстве, ликвидация облгосадминистраций и замена их институтом префектов. Последние должны были бы только следить за законностью решений органов местного самоуправления, в случае необходимости приостанавливать эти решения и обжаловать их в суде и тому подобное. Зато исполнительные полномочия госадминистраций должны были перейти к исполкомам местных советов. Однако в течение почти четырех лет этот законопроект пылится в Раде, за все это время его так и не удосужились вынести в сессионный зал.

Зато децентрализацию решили регулировать двумя законами: "О сотрудничестве территориальных общин" и "О добровольном объединении территориальных общин". При этом правовые коллизии так и остались нерешенными. Следует признаться, что если бы кто-то захотел затормозить и выхолостить реформу децентрализации, то лучшего способа нельзя было бы найти. И вот почему:

1. Добровольность объединения не гарантирует реализацию реформы. Как результат: две трети местных советов до сих пор находятся вне процессов децентрализации. Уже сегодня вполне очевидно, что стопроцентно создать ОТО до местных выборов 2020 года – нереально.

2. Логично, что при таком искусственном буксовании децентрализации невозможна новая "нарезка" районов. Вместе с тем реформу на этом уровне упорно тормозят руководители райгосадминистраций, видя в этом посягательство на "святое".

3. Децентрализации оказывают существенное сопротивление заинтересованные финансово-промышленные группы, аграрные холдинги, предприятия, скрыто контролируемые местными чиновниками. Очень часто они лоббируют только те форматы объединений, которые соответствуют их бизнес-интересам.

 4. И последнее, но самое существенное: сильнейшее сопротивление децентрализации оказывают именно облгосадминистрации. По закону, инициативные группы по созданию ОТО подают документы именно в ОГА. Однако по всей стране есть многочисленные просто-таки позорные случаи, когда областные бонзы месяцами не предоставляют заключений на пакеты документов, под надуманными бюрократическими предлогами затягивая процесс, а хуже всего – выдают абсурдные выводы относительно "несостоятельности ОТО".

Новости по теме

Чего только стоит вопиющий "кейс" на Закарпатье, когда уже экс-председатель ОГА Геннадий Москаль вообще заблокировал децентрализацию, отказавшись вносить на рассмотрение облсовета перспективный план формирования состоятельных общин!

Конституционные изменения и ликвидация ОГА

Успешная децентрализация возможна только при условии принятия Верховной Радой соответствующих изменений в Конституцию. Регуляция исключительно на уровне законов создает лишь фасад реформы, на самом же деле консервирует властно-коррупционные интересы старых региональных элит. Децентрализация при таких условиях напоминает "хромую утку", а ОТО превращается в ОПГ – организованную преступную группу, которая контролируется областными чиновничьими бонзами. Следовательно, в пакете конституционных и законодательных изменений должны быть следующие составляющие:

- утверждение новых единиц административного деления – ОТО, район, область (города областного значения, по закону, являются территориальными объединениями);

- безусловная ликвидация областных и районных госадминистраций и передача их полномочий исполкомам районных и облсоветов, избираемых украинцами на местных выборах. Так реализуется подлинное народовластие: топ-руководители регионов больше не должны быть ставленниками президента Украины;

- внедрение института префекта, который будет назначаться главой государства и будет иметь контрольные функции в сфере соблюдения ОТО отечественного законодательства. Штат префектов должно быть по крайней мере втрое меньше количества чиновников облгосадминистраций;

- упрощение бюрократических требований и порядка регистрации ОТО; правовая ответственность чиновников за умышленное торможение рассмотрения документов; законодательное установление обязательности и конечных сроков по формированию ОТО;

- условно говоря, реализация программы "ОТО в смартфоне". Необходима полная диджитализация процессов управления городом, административных услуг, больших и открытых данных;

- создание на базе районных и областных советов программ обучения из государственного и местного управления для старост и других менеджеров ОТО.

Удастся ли новоизбранному президенту Украины Владимиру Зеленскому и его команде полноценно реализовать децентрализацию? Несмотря на то что свое отношение к этой реформе господин Зеленский не озвучивал, в его предвыборной программе есть такие слова: "Для равного развития регионов мы перестанем концентрировать центральные органы власти в Киеве. Власть должна видеть проблемы на местах".

Появится ли в ближайшее время какая-то конкретика относительно децентрализации из уст президента и есть ли у него политическая воля для осуществления этой важнейшей реформы? Вопрос пока что остается открытым.

Олег Титамир

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>