Как повлияет отмена договора о дружбе с РФ на украинцев, находящихся в России

Министерство иностранных дел Украины заявило, что подготовило пакет документов о прекращении действия договора о дружбе с РФ. Соответствующее поручение МИД дал президент Украины Петр Порошенко. Если до октября ни одна из сторон договора не уведомит другую сторону о намерении его прекратить, его действие автоматически продлится еще на 10 лет. Сейчас для украинцев, находящихся в РФ, такой шаг не будет иметь никаких последствий. Уважение их прав гарантировано им другими международными договорами. Впрочем, придерживается ли их Россия на практике, это уже другой вопрос

Как повлияет отмена договора о дружбе с РФ на украинцев, находящихся в России
Фото из открытых источников

Николай Гнатовский

Первый вице-президент Украинской ассоциации международного права

Министерство иностранных дел Украины заявило, что подготовило пакет документов о прекращении действия договора о дружбе с РФ. Соответствующее поручение МИД дал президент Украины Петр Порошенко. Если до октября ни одна из сторон договора не уведомит другую сторону о намерении его прекратить, его действие автоматически продлится еще на 10 лет. Сейчас для украинцев, находящихся в РФ, такой шаг не будет иметь никаких последствий. Уважение их прав гарантировано им другими международными договорами. Впрочем, придерживается ли их Россия на практике, это уже другой вопрос

Подавляющее большинство положений Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве Украины с РФ лишь повторяет нормы международного права, которые продолжают быть обязательными для обоих государств. Касательно прав украинских граждан, находящихся на территории РФ, надо помнить, что с точки зрения международного права с момента оккупации Крыма между двумя государствами начался вооруженный конфликт. Даже если он будет полностью прекращен в Донецкой и Луганской областях и Украина возобновит контроль над своим восточным рубежом, юридическое состояние вооруженного конфликта с РФ будет продолжаться, пока Россия не вернет под контроль Украины Автономную Республику Крым и город Севастополь. Соответственно, права украинских граждан на территории РФ и на оккупированных ею территориях Украины гарантированы прежде всего нормами международного гуманитарного права, а также ряда конвенций по правам человека, которые действуют как в мирное время, так и во время вооруженного конфликта. Среди последних наиболее важное значение имеют положения Европейской конвенции по правам человека. Контроль над ее соблюдением осуществляет Европейский суд по правам человека в Страсбурге, юрисдикция которого распространяется на РФ как члена Совета Европы.

Новости по теме

Граждане Украины, которые находятся на территории России, и граждане РФ на территории Украины должны пользоваться защитой, которую им предоставляет Женевская конвенция (IV) 1949 года о защите гражданского населения во время войны. Ее положения также действуют на оккупированных территориях. Как и Европейская конвенция по правам человека, эта конвенция гарантирует иностранцам на территории стороны конфликта основополагающие права: уважение их чести и достоинства, право на справедливый суд, надлежащее поведение и т.п.

Предусмотренный Договором о дружбе, сотрудничестве и партнерстве пункт о том, что стороны гарантируют гражданам другого государства права и свободы на тех же основаниях и в таком же объеме, что и своим гражданам, кроме случаев, установленных национальным законодательством сторон или их международными договорами, ничего существенного не добавляет к соответствующим положениям в отношении всех иностранцев, предусмотренным как Конституцией РФ, так и Конституцией Украины.

Иными словами, после прекращения действия двустороннего договора, о котором идет речь, между Украиной и Россией продолжают действовать в полном объеме нормы международного права, которые гарантируют права граждан обоих государств. Так же действуют внутренние конституционные положения в отношении прав иностранцев.

Новости по теме

Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве с РФ с момента заключения служил рамочным документом и был предназначен для того, чтобы РФ и Украина развивали свои отношения и углубляли стратегическое партнерство. В документе прописаны для этого возможности создания соответствующих механизмов. В частности, в нем предусмотрена периодичность, с которой должны встречаться министры иностранных дел Украины и РФ, – не меньше чем дважды в год. Также предусмотрено создание совместных комиссий и других подобных структур. Таким образом, данный документ является основой для развития дружеских отношений, которых после начала вооруженного конфликта нет… И если со стороны России нет уважения к государственному суверенитету Украины, ее территориальной целостности и политической независимости, если РФ нарушила и продолжает нарушать в отношении Украины все основополагающие принципы международного права, то нет самых элементарных базовых предпосылок для дружбы, сотрудничества и партнерства.

В случае с этим договором перед Украиной встал вопрос, желает ли она продолжения. Очевидно, что если бы Украина согласилась продлить еще на 10 лет действие договора в нынешних условиях, она бы поставила себя в очень странное положение. Отказ от пролонгации документа – это вынужденный и логичный шаг. Не надо быть экспертом по международному праву, чтобы в условиях вооруженного вмешательства РФ и оккупации ею части территории Украины констатировать нарушение со стороны РФ всех основополагающих норм договора о дружбе. В такой ситуации невозможно было бы делать вид, что ничего не происходит, допуская продолжения действия этого договора.

Николай Гнатовский

Первый вице-президент Украинской ассоциации международного права

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...