Фото из открытых источников

Самые узнаваемые и популярные интернет-платформы заказа такси в Украине сейчас – это Uber и Uklon.

Пешком безопасней: Почему в Украине поездка на такси – это "рулетка"

В основе работы Uber - программа, которая связывает пассажира и водителя. При этом в Украине, как и на рынках многих стран, Uber работает чаще всего через местных партнеров. Партнеры обеспечивают взаиморасчеты между водителем и Uber за комиссию. Партнеров Uber в Украине уже более сотни, причем среди них есть как крупные компании с собственным парком автомобилей, так и мелкие фирмы. "У Uber нет никаких определенных требований к партнеру – им может стать даже частный предприниматель. Как правило, это очень маленькие партнеры, которые объединяют членов одной семьи или друзей", - рассказал 112.ua Сергей Шевченко, генеральный менеджер одного из крупнейших партнеров Uber в Украине – Uberdrive.

Смысл таков, что в этом случае объединившиеся в партнерскую компанию водители не отдают 10% с каждого заказа компании-партнеру Uber, а оставляют их себе. Но при этом все компании-партнеры платят Uber фиксированную комиссию 25% за право пользоваться их интернет-платформой. В случае если водитель такси работает с компанией-партнером, ситуация с расчетами выглядит так: к примеру, после вычета комиссии Uber водитель получил доход за поездку 100 грн, от этой суммы партнер удерживает свой партнерский процент.

Новости по теме: Uber поднял тарифы на два сервиса такси в Киеве

Взаиморасчеты с водителями Uber осуществляются исключительно исходя из безналичной оплаты пассажиров таксистам (когда клиент рассчитывается за поездку карточкой, данные которой внесены в клиентское приложение Uber). Эти средства поступают на счета материнской компании, а затем в конце расчетного периода возвращаются на счета компании-партнера для расчета с водителями. В этом случае часто осуществляется СВОП-операция из средств, которые водитель получил за поездки наличными, комиссия партнера не удерживается, а забирается эта сумма из безналичной части, которая вернулась для расчета от Uber. "В то же время сейчас мы видим, что количество поездок, которые оплачиваются наличными средствами, растет. В таких городах, как Одесса наличные расчеты – это практически 100%. Возникает проблема: удерживать комиссию не из чего, и у водителей образовываются задолженности перед Uber и партнером. По-хорошему, водители должны были бы перечислить суммы денег, которые должны партнеру, чтобы партнер рассчитался с Uber, потому что если у водителя негативный баланс, то дальнейшая работа ему не разрешается. В то же время некоторые водители просто "кидают" на эти суммы задолженности и партнера, и Uber, хотя и теряют возможность продолжать работу с Uber. У компании есть возможность проверять аккаунты водителей на дублирование: в частности, при регистрации для работы в Uber указывается номер водительского удостоверения", - рассказали в компании одного из партнеров Uber.

Заработок водителей зависит от количества часов, которые они тратят на работу, ведь водитель сам может решать, сколько ему работать, и выбирать для себя гибкий график. "Среди водителей Uber есть водители, для которых эта работа – основной источник дохода, они работают полный день и, как правило, не пропускают заказов. Такие водители зарабатывают более 30 тыс. грн в месяц", - говорят в Uberdrive.

Возить на автомобиле наклейку Uber – это также возможность для водителей зарабатывать. Наклейку может получить водитель, который хочет получать доплату за брендирование автомобиля. По Киеву такие доплаты составляют до 1 тыс. грн в месяц при условии, что водитель делает определенное количество поездок по перевозке клиентов Uber в месяц. Если поездок будет меньше, то водитель доплату не получит и будет возить рекламу бесплатно.

В Uberdrive признают, что партнеры Uber конкурируют друг с другом за водителей, которые будут на них работать, при этом демпингуют комиссией. Некоторые снижают свою комиссию до 5-6% от поездки. В Uberdrive отмечают, что такая низкая комиссия не позволяет компаниям развивать никаких дополнительных услуг, а они предлагают водителям пакет дополнительных возможностей. "Мы развиваем программу заботы о своих водителях: это комплекс возможностей. Предлагаем страхование жизни и здоровья, посещение спортивных залов, услуги охранной компании по принципу "Тревожной кнопки", изучение иностранных языков, наибольшие скидки на топливо, мойку, услуги СТО", - рассказал Сергей Шевченко.

У компании Uberdrive есть предложения и для автопарков, и если, например, работающий с нами водитель по какой-то причине не может продолжить эксплуатировать свой автомобиль, ему дают возможность поработать на автомобиле компании. "Но конечно же, в этом случае заработок намного ниже. Без своего авто зарабатывают почти вполовину меньше, чем если работать на своем автомобиле", - сказал представитель Uberdrive.    

Самое плохое в этом, пожалуй, то, что партнеры Uber подключают сотни водителей удаленно, никак не контролируют их состояние и не могут ручаться, точно ли водитель не употреблял алкоголь перед поездкой и не находится в состоянии алкогольного опьянения. В Uberdrive заверили 112.ua, что в их случае ситуация иная: "Мы в первую очередь смотрим на адекватность человека и поэтому стараемся не практиковать удаленных регистраций. Смотрим на качество и соответствие автомобиля. Старый или неисправный Lanos, к примеру, не подходит. Каждый водитель перед выходом на маршрут проходит инструктаж на предмет всех нюансов работы приложения". Впрочем, речь идет о начале работы на компанию, а как происходит контроль "потом", не уточняют.

Новости по теме: В Киеве такси врезалось в отбойник: водитель погиб на месте, пассажир получил серьезные травмы

Для начала работы, к примеру, с Uberdrive водителю требуется наличие автомобиля, водительского удостоверения, полученного не менее года назад, и страховки гражданской ответственности. На сегодня по всей Украине только с Uberdrive работает более 15 тыс. человек.    

Одно из принципиальных отличий от Uber другой, не менее популярной платформы, – такси Uklon – в том, что пассажир может регулировать цену поездки, предлагаемую приложением – как уменьшать ее, так и увеличивать. В случае с Uber автомобиль приедет на ваш вызов гарантированно, но до конца поездки даже водитель может не знать окончательную цену за нее. При этом в часы пик (повышенный спрос) к сумме применяются коэффициенты, из-за чего стоимость поездки по маршруту может отличаться от аналогичной поездки в другое время. Пересчет стоимости может быть применен и в конце поездки, если длительность или расстояние поездки будут существенно отличаться от изначально рассчитанных.        

Uklon – это украинский сервис такси, принимающий заказы с помощью интернет-приложения. Ее владельцем и основателем называют Виталия Дятленко. В пресс-службе компании агентству 112.uа сообщили, что Дятленко является автором идеи, на основании которой появился сервис Uklon, и основателем компании. Он программист, а сейчас - главный технический директор компании, уточнили в пресс-службе. Идея сервиса изначально была проста: из цепочки водитель-пассажир был устранен диспетчер - пользователь самостоятельно вносит данные в форму заказа.

В пресс-службе Uklon сообщили, что работают с постоянными партнерами, водителями: "У нас есть и партнеры ИДС (информационно-диспетчерские службы), которые работают не только с нами. Это важная категория, особенно в регионах, и это тоже тысячи машин по стране. И, в-третьих, у нас есть небольшой собственный парк под корпоративный сектор, там десятки машин".

В Uklon заверили, что каждый водитель, работающий в службе, проходит личное собеседование, на котором сотрудники компании осматривают его транспорт. "Одно из требований для работы в нашем сервисе - иметь хороший, чистый автомобиль", - заявляют они.

Такой формат работы сервисов часто приводит к тому, что пассажир может простоять час, вызывая такси, но к нему никто не приедет. Дело в том, что после заказа автомобиля в "службе такси" пассажиру приходит смс о том, что ему будет подан автомобиль (марка, номер, время прибытия). Иногда после долгого ожидания пассажир связывается с водителем и узнает, что тот не приедет, потому "что ему неудобно к вам ехать и он по ошибке взял заказ". И никто в этом случае не понесет ответственности. Или же, например, интернет-сервис вам сообщает, что не может найти машину, хотя если вы накинете денег к заказу, машина чудесным образом вдруг появляется. Дело в том, что диспетчер называет вам низкую цену и просто закидывает заказ на сервер – таким образом, человек, с которым вы говорили, никак не может повлиять на то, кто приедет на ваш вызов.

Единственное, что может в таком случае сделать пассажир, - поставить водителю низкую оценку.

Новости по теме: Перевод таксистов на спецномера будет добровольным, - Омелян

Водители, работающие с партнерами Uber, лицензии не имеют и как предприниматели не регистрируются. "С точки зрения правовой конструкции, существование партнера позволяет исключить получение водителем лицензии. Ведь по сути, Uber не является службой такси – речь об услугах фрахтования. А водитель, если работает на собственном автомобиле, сдает его в аренду. А сдача транспорта в аренду у нас – нелицензионный вид деятельности", - рассказали 112.ua в одной из компаний. 

Та же ситуация и в Uklon. Согласно статьи 164 Админкодекса, деятельность по предоставлению услуг такси или любая другая перевозка пассажиров без транспортной лицензии наказывается штрафом от 17 до 34 тыс. грн с конфискацией транспортного средства. Но на практике массовое применение такой нормы, безусловно, невозможно, отмечают эксперты.

Отметим, что несмотря на то, что законом коммерческая деятельность на автомобилях с иностранной регистрацией запрещена и за нее предусмотрен штраф в размере 300% от суммы неуплаченных таможенных платежей, на практике таких автомобилей работает немало как в полулегальных службах такси или среди одиночек, так и в Uklon и Uber.

Елена Голубева