Как увеличить доходы государственного бюджета на 100 млрд грн особо не напрягаясь

Как увеличить доходы государственного бюджета на 100 млрд грн особо не напрягаясь
Фото из открытых источников

Игорь Смолов

журналист, экономист

Как увеличить доходы бюджета?

Общий объем доходов и ВВП

Правительство предусмотрело доходы государственного бюджета на 2020 год в сумме 1070,7 млрд грн. Это лишь на 51,4 млрд грн больше, чем было в 2019 году, и на 149,9 млрд грн больше, чем было в 2018 году.

Здесь я рассматриваю первый вариант сценария макроэкономического прогноза, который является более умеренным и не соответствует заявлениям правительства о быстром экономическом росте в течение пяти лет на 40%, потому что это маловероятно.

 

2020

Вариант 1

Вариант 2

Валовой внутренний продукт:

номинальный, млрд грн

4551,7

4578,6

%, г/г

3,3

3,6

           

Рост реального (скорректированного на инфляцию) ВВП заложен на уровне 3,3%, а рост номинального ВВП (даже по самым умеренным сценарием) предусмотрено на 15,3%, относительно до 2019 года.

Что важно: даже при таких низких заложенных темпах роста ВВП темпы роста доходов бюджета значительно отстают.

112.ua

Рост общих показателей доходов государственного бюджета на 2020 год по сравнению с утвержденными показателями 2019 года составляет 5%, а с фактическими показателями 2018 года - 16,9%.

Следует отметить, что за последние 5 лет, кроме проекта бюджета на 2020 год, темпы роста доходов бюджета и ВВП были сравнимы.

112.ua

Заложенный рост доходов бюджета не соответствует росту ВВП в среднем на 10 процентных пунктов!

112.ua

Наглядный пример занижения доходов бюджета в законопроекте – налог на добавленную стоимость, который занимает более 47% общего фонда государственного бюджета.

Прогнозные показатели налога на добавленную стоимость определены проектом закона в сумме 450,4 млрд грн, в том числе внутренний НДС – 93,5 млрд грн, по импорту – 356,9 млрд грн.

Рост налога запланирован лишь на 3,7% к индикативу 2019 года. Это самый низкий показатель за последние 5 лет.

Хотя в пояснительной записке к проекту закона указано, что "основной движущей силой в формировании экономического роста в Украине будет оставаться внутренний спрос": "Наибольший вклад в рост, как и ранее, будет иметь потребительский спрос в силу своего наибольшего удельного веса в ВВП, а также политики правительства по повышению благосостояния граждан".

112.ua

А по внутреннему НДС вообще предусмотрено уменьшение по сравнению с планом на 2019 год.

112.ua

То есть только за счет пересчета налога на добавленную стоимость в соответствии с ростом ВВП увеличение может составлять 28 млрд грн.

Новости по теме

Кроме того, ежегодные потери от схемного кредита по НДС составляют около 30 млрд грн.

То есть учет поступлений за счет указанных факторов может предоставить возможность увеличения доходов на сумму  около 58 млрд грн.

Таможенные платежи

Что касается таможенных платежей, то объем дополнительных поступлений за счет борьбы с контрабандой может составлять более 13 млрд грн, что базируется на основании сравнительного анализа статистических данных по импорту Украины и стран-партнеров.

Акцизный налог. Теневой рынок ликеро-водочной продукции

По исследованиям международных организаций, в частности Word Health Organisation (WHO), значительная часть рынка алкогольных напитков находится в тени. По данным последнего отчета в 2016 году, объемы потребления на душу нынешнего населения Украины за год составляет 8,6 литров чистого алкоголя (этанола).

112.ua

Если акцизный налог пересчитать исходя из объемов потребления, указанных по Украине, в соответствии с имеющимся населением старше 15 лет и действующими ставками налога на ликеро-водочную продукцию, вино и пиво, то прогнозная сумма может составить около 30 млрд грн.

То есть дополнительный ресурс за счет легализации рынка может составлять более 15 млрд грн акцизного налога.

Акцизный налог. Теневой рынок топлива

Не нашли отражения в бюджетном законопроекте меры по детенизации рынка топлива, а следовательно и дополнительный ресурс бюджета.

Например, по данным Нефтегазовой ассоциации Украины, не менее 1500 АЗС работают нелегально. Объем продаж через такие заправки - около 40 тыс. тонн в месяц. Теневой рынок, в частности в сегменте ДТ, составляет 20%, а сжиженный газ – 30-50% в зависимости от региона.

Потери государственного и местных бюджетов за 2018 год составляют около 10 млрд грн.

С учетом инфляции дополнительный ресурс в 2020 году может составить 12 млрд грн (в основном акцизный налог).

Итак, мы уже нашли, как можно увеличить доходы бюджета на 95 млрд грн.

Налоговый долг

Не задействованным остается источник увеличения доходов бюджета – погашение налогового долга, который по состоянию на 1 сентября 2019 года составлял 99,5 млрд грн в государственный бюджет.

Несколько лет подряд остается непогашенным налоговый долг ПАО "Укрнафта" (фактически это государственная компания), который составляет на 1 сентября 2019 года 15,5 млрд грн.

Законодательные инициативы

А кроме этого, в проекте бюджета не нашли отражения и законодательные новшества, которые сейчас рассматриваются и принимаются в парламенте, в частности увеличение рентных платежей для горно-обогатительных комбинатов, легализация азартных игр, вывод из тени малого бизнеса через введение РРО и тому подобное. А это не один миллиард гривен дополнительных поступлений в бюджет.

Куда можно направить дополнительные поступления?

Базовым государственным социальным стандартом, на основе которого определяются размеры основных государственных социальных гарантий и стандартов в сферах доходов населения, жилищно-коммунального, бытового, социально-культурного обслуживания, здравоохранения и образования, то есть большинства расходов, является прожиточный минимум.

Прожиточный минимум в 2020 году на одно лицо в расчете на месяц по сравнению с 2019 годом вырастет в среднем на 176 грн и с 1 января 2020 года, согласно проекту закона, составит 2 027 грн (с 1 июля – 2 118 грн, с 1 декабря – 2 189 грн).

Такого повышения хватит на покупку 9 буханок социальных сортов хлеба или на 1 кг рыбы или мяса.

Пенсионное обеспечение – еще меньше, рост лишь на 143 грн и с 1 января составит 1 638 грн (с 1 июля – 1 712 грн, 1 декабря – 1 769 грн).

При этом по расчетам реальная потребительская корзина (набор товаров и услуг, минимально необходимых человеку для жизни) приближается к 4 500 грн.

Прожиточный минимум и минимальная пенсия в 2,5 раза меньше реальной потребительской корзины.

Если сравнить прожиточный минимум в долларовом эквиваленте, то на 2020 год запланировано даже его уменьшение. На 2020 год – это 73,7 долл., а, например, в 2014 году было 77,2 долл.

Проектом закона предусмотрен рост общих показателей расходов государственного бюджета на 2020 год, по сравнению с утвержденными показателями 2019 года, на 6,6%, а с фактическими показателями 2018 года – на 12,8%.

112.ua

Вместе с тем расходы на межбюджетные трансферты заложены вдвое меньше, чем утверждено на 2019 год (151,1 млрд грн против 288,3 млрд грн).

В проекте госбюджета на 2020 год предусмотрены расходы на выплату льгот и жилищных субсидий гражданам на оплату жилищно-коммунальных услуг, приобретение твердого и жидкого печного бытового топлива и сжиженного газа в наличной форме в сумме 47,6 млрд грн. При этом на 2019 год таких расходов было утверждено на 7,5 млрд грн больше (на 13,6%).

Можно выбирать любое направление и дополнительные деньги направлять туда, это пойдет только на пользу государству и его гражданам. Зато сейчас эти "скрытые" доходы идут не в государственный бюджет, а в карманы отдельных хитрецов.

Игорь Смолов

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>