banner banner banner

Канны-2018: Итоги, главные события и победа "Донбасса"

Никаких селфи и допремьерных показов – чем запомнился 71-й Каннский кинофестиваль

Канны-2018: Итоги, главные события и победа "Донбасса"
Кейт Бланшетт на Каннском кинофестивале в 2018 году Фото из открытых источников

Блог о Кино

Редакционный блог

Никаких селфи и допремьерных показов – чем запомнился 71-й Каннский кинофестиваль

В субботу, 19 мая, завершился 71-й Каннский международный кинофестиваль – почти двухнедельное путешествие в мир высокого киноискусства, традиционно прошедшее во французском прибрежном идилличном городке. Начав свою историю в далеком 1946 году, сегодня он входит в число старейших и, кроме того, наиболее престижных фестивалей, став своеобразной Меккой для синефилов всего мира.

В этом году мероприятие прошло в свойственной ему возвышенной атмосфере и обошлось без эксцессов. Впрочем, пара вещей, обладающих скандальным потенциалом, произошла еще накануне. Например, был введен официальный запрет на селфи на красной дорожке. Директор фестиваля Тьерри Фремо высказался по этому поводу довольно жестко. По его словам, подобное поведение производит "неуместный бардак", вызывая слишком много задержек, да и в целом уничтожает величественность церемонии.

Стинг на Каннском кинофестивале-2018 Фото из открытых источников

Кроме того, организаторы решили отказаться от традиционной практики проведения предварительных показов для СМИ, взамен предложив журналистам и критикам знакомиться с новинками уже во время премьер либо одновременно с ними. Таким образом, Канны создали некоторый барьер между собой и прессой, а все ради того, чтобы никакие негативные отклики не попадали в эфир раньше времени.

Также фестиваль решился ужесточить правила отбора в свой основной конкурс. В немилость попали оригинальные проекты онлайн-кинотеатров и стриминговых сервисов, в частности, телегиганта Netflix. Такое решение мотивировалось тем, что компании создают "гибридный" продукт, находящийся где-то между телефильмами и настоящим кино (даже при условии участия в его создании признанных мастеров).

На самом деле причиной такого решения стало недовольство теряющих прибыль кинодистрибьюторов. Все дело в том, что онлайн-платформы минуют традиционный прокат, открывая доступ к новинкам сразу после премьер и одновременно для всех стран. Тогда как во Франции, например, существует продолжительное трехгодичное окно между релизом в кинотеатрах и на стрим-сервисах. Последней каплей стал прошлогодний случай, когда два фильма Netflix, "Окча" и "Истории семьи Майровиц", поучаствовали в основном конкурсе фестиваля, но так и не добрались до широких экранов.

Итогом противостояния стал полный отзыв телегигантом своих проектов, пара из которых (например, "Другая сторона ветра" Орсона Уэллса и "Рим" Альфонсо Куарона) имела в этом году шансы на завоевание призов. "Просто американцы смотрят кино дома, а мы, европейцы, предпочитаем кинотеатры", – прокомментировал произошедшее Фремо, отметив, что проблема кроется именно в разнице культуры просмотра.

Каннский кинофестиваль-2018 Фото из открытых источников

Не обошли Канны вниманием и актуальную сегодня тему борьбы с сексуальным насилием. Например, перед церемонией награждения на сцену вышла актриса Азия Ардженто и напомнила о бывшем кинопродюсере Харви Вайнштейне, который изнасиловал ее именно на этом фестивале: "Канны были его охотничьей площадкой. Но ноги Харви Вайнштейна здесь больше не будет". Во время фестиваля работала горячая линия, на которую могли позвонить все, кто столкнулся с домогательствами. Кроме того, на мероприятии прозвучали слова поддержки в адрес украинского режиссера Олега Сенцова, приговоренного в России к 20 годам колонии из-за сфальсифицированного обвинения в терроризме. 

В остальном 71-й Каннский фестиваль прошел в мирной обстановке. Жюри возглавила прекрасная Кейт Бланшетт, а секцию "Особый взгляд" – Бенисио Дель Торо. Компанию им составили режиссеры Дени Вильнев, Робер Гедигян, Ава Дюверней и Андрей Звягинцев, певица Хаджа Нин, а также актеры Чанг Чен, Леа Сейду и Кристен Стюарт.

Кейт Бланшетт и победитель Канн-2018 Хирокадзу Корээда Фото из открытых источников

Конкурсная программа в этом году больших сюрпризов не преподнесла, но предложила много интересного. А в рамках внеконкурсных показов состоялась мировая премьера спин-оффа "Звездных войн" – фильма "Хан Соло: Звездные Войны. Истории", посвященного молодым годам легендарного космического контрабандиста. Кроме него во внеконкурсную программу попали последние работы Терри Гиллиама "Человек, который убил Дон Кихота" и Ларса фон Триера "Дом, который построил Джек".

Демонстрация последней картины, к слову, сопровождалась массовым уходом зрителей из зала. Однако неоднозначная реакция на режиссера и его творчество – дело вполне привычное. Из-за своего публичного выражения сочувствия Гитлеру, хоть и шуточного, последние несколько лет фон Триер был для фестиваля персоной нон грата, вернувшись на него лишь сейчас. В этот раз творец оказался аналогично экспрессивен в высказываниях, хотя каких-то негласных рамок уже не преступал. "Очень важно, чтобы тебя не любили все, в противном случае это провал. Я, правда, не уверен, что зрители достаточно возненавидели мой фильм", – отметил он и добавил, что если бы решился когда-нибудь кого-то убить, то его жертвой определенно бы стал журналист. Впрочем, пресса тоже оказалась не слишком благосклонной, заподозрив, что в своей новой работе постановщик руками героя картины (серийного убийцы) совершил настоящую расправу над утенком.

Победители Каннского кинофестиваля-2018 Фото из открытых источников

Украину в Каннах в этом году представили сразу две работы, и обе удостоились наград. Главной премьерой стала сатирическая военная трагикомедия Сергея Лозницы "Донбасс", созданная при поддержке Госкино. Фильм, по сути, отобразил изнанку войны на востоке. В центре его внимания оказались обычные люди, столкнувшиеся с необходимостью приспосабливаться к новой реальности. Реальности, в которой не осталось почти никаких основополагающих ориентиров, а привычные вещи получили новые значения.

Картина была показана в рамках второго по важности конкурса – "Особого взгляда" – и получила приз за лучшую режиссуру. "У меня была фантастическая группа, и я очень благодарен каждому ее участнику. Идея этого фильма пришла ко мне еще в 2014 году, когда началась война. Я был глубоко шокирован тем, что видел на Донбассе, и решил снять об этом художественный фильм", – поделился постановщик во время премьеры.

Премьера в Каннах фильма Сергея Лозницы "Донбасс" Фото из открытых источников

Еще одним фильмом, представившим нашу страну на Каннском кинофестивале, стал триллер "Женщина на войне". Он был снят исландским режиссером Бенедиктом Эрлингссоном и стал копродукцией сразу трех стран – Франции, Исландии и, соответственно, Украины. Премьера состоялась в рамках одной из наиболее старых программ "Неделя критики". По итогам "Женщина на войне" получила приз за лучшую музыку – SACD (Authors' Society), присуждаемый писателями и композиторами.

Фильм рассказывает о независимой женщине Халли, работающей дирижером хора и ведущей тайную, но очень активную деятельность, направленную на защиту экологии. Во время планирования одной из наиболее опасных акций она узнает, что ее заявление на усыновление ребенка было одобрено. И теперь, в преддверии осуществления своей самой заветной мечты о материнстве, женщина решается сделать финальный рывок в своей борьбе за окружающую среду.

Кроме того, на кинорынке фестиваля Marché du Film работал украинский павильон, в рамках которого были организованы бизнес-ланчи и коктейльные приемы для международных партнеров. "Национальный павильон на Каннском кинорынке – это культурная дипломатия в действии, поэтому мы рады традиционно приобщиться к его организации… Нашей киноиндустрией все чаще интересуются иностранные профессионалы, а павильон в Каннах является лучшей площадкой для встречи представителей киноотрасли по всему миру", – отметил глава Госкино Филип Ильенко.

Каннский кинофестиваль-2018 Фото из открытых источников

В целом же фестиваль продемонстрировал еще больший отрыв от крупных студий и американского высокобюджетного кино, взамен предложив зрителю патриотично-обязательные французские ленты, много Азии и, конечно же, Европы. Всего в основной конкурсной программе Канн в этом году участвовал 21 фильм, а в "Особом взгляде" – 18.

Среди наиболее заметных работ – экранизация Харуки Мураками, драматический трилер "Пылающий", снятый корейским режиссером Ли Чхан-доном. Фильм получил наилучшие отзывы критиков и приз ФИПРЕССИ. Кроме него внимание привлек российский черно-белый фильм о Викторе Цое "Лето" Кирилла Серебренникова (приз за лучший саундтрек). Сам же режиссер не смог посетить мероприятие, так как еще с августа находится под домашним арестом из-за обвинения в хищении госсредств.

Главный приз, "Золотая пальмовая ветвь", досталась японцу Хирокадзу Корээда за драму "Магазинные воришки". Его история строится вокруг бедной семьи рабочего, подобравшей на улице потерявшегося ребенка. Гран-при фестиваля получил американец Спайк Ли за драматический триллер "Черный клановец", в основу которого легла реальная история, поднимающая вопрос расизма в США. А третью по важности награду, приз жюри, получила ливанка Надин Лабаки. В центре внимания ее драмы "Капернаум" оказался маленький мальчик, решивший восстать против существующей системы и подать в суд на собственных родителей.

Кроме того, особого приза фестиваля удостоился Жан-Люк Годар за экспериментальную картину "Образ и речь", а лучшим режиссером был признан Павел Павликовский за драму "Холодная война".  

Татьяна Ахапкина

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>