banner banner banner banner

Киев как место работы: Какие вызовы стоят перед столицей?

Киев как место работы: Какие вызовы стоят перед столицей?
Из открытых источников

Михаил Поживанов

председатель Фонда муниципальных реформ "Магдебургское право"

Сегодня хочу уделить внимание проблемам занятости и возможности развивать свой бизнес. Согласно статистике, в Киеве самый низкий уровень безработицы по стране, потому что все-таки в столицу едут прежде всего за карьерой. Но кое-что в официальных цифрах меня смущает. Столичный департамент социальной политики рапортует о том, что безработица в Киеве составляет 5,8%, а занятость достигает 63,1%. Что же тогда делают остальные 30%? Неужели каждый третий у нас – пенсионер или лицо до 18 лет? Честно говоря, не думаю, чтобы это было именно так.

Следовательно, есть и определенная прослойка незанятых людей в дополнение к 5% официально безработных. Не хочу никого ни в чем обвинять, но замечу, что Украина находится в лидерах детской наркомании. И если в 2010 году Министерство здравоохранения отчиталось о том, что "от 8 до 26% школьников в возрасте 13-16 лет пробовали наркотики хотя бы один раз", то сейчас наркозависимость помолодела до 10-11 лет. В целом же в Украине насчитывается до 2 млн наркоманов, и это наиболее многочисленная группа наркозависимых в Европе, за исключением разве что России.

Честно говоря, не нашел соответствующей статистики по Киеву. Но, безусловно, столица отображает общие тенденции. Поэтому я подозреваю, что часть незанятого населения может быть причастна к наркотрафику. К продаже или к употреблению или же и к тому, и к другому одновременно. Недаром у нас едва ли не заборы вокруг школ расписаны известным всем "шифром" – указанием на анонимные телеграмм-каналы, где можно заказать наркотики, а затем найти их в "закладках".

Бесспорно, борьба с наркоманией – дело Министерства здравоохранения, Министерства соцполитики, а также правоохранителей, если речь идет о наркодилерах. Но мэр любого города, и Киева прежде всего, должен позаботиться и о наличии рабочих мест для всех желающих, и о том, чтобы молодежи было куда направить свою фонтанирующую энергию – в спорт или любые другие общественно полезные увлечения. Первое место работы является мегаважным, ведь у нас до сих пор нередки случаи, когда молодые люди даже на пороге тридцатилетия продолжают сидеть на шее у родителей.

Новости по теме

Но не менее важным является и обеспечение работой пожилых людей. Часто те, кому за 60, относятся к работе куда более ответственно, чем более молодые соискатели, по вполне понятной причине – им сложнее преодолевать конкуренцию со стороны молодежи, а потому и сложнее найти новое место работы в случае утраты предыдущего. По состоянию на этот момент в Украине насчитывается более 2,5 млн работающих пенсионеров. Но часть из них трудится, к сожалению, на низкоквалифицированной и низкооплачиваемой работе. Собственно, если говорить о женщинах, то едва ли не единственная возможность для женщины в возрасте 60+ найти работу – это пойти в уборщицы.

Я думаю, что задачей мэра Киева в области трудоустройства и занятости населения должно быть получение четкой статистики по количеству людей, находящихся в поисках работы – как своей первой работы, так, возможно, и последнего места трудоустройства. Шаг номер два – составление перечня вакансий для разных возрастных категорий. Шаг номер три – сокращение ненужных рабочих мест (таких, как те, что представлены в нерентабельных и ненужных городу коммунальных предприятиях) и создание новых.

Откуда возьмутся новые рабочие места? Если перенаправить средства от сокращенных КП на благо города, они непременно появятся. Это может быть сеть спортивных секций, кружков для детей, музыкальных и художественных школ в конце концов. Не забывайте и о более значимых статьях дохода. Если город начнет серьезно заниматься развитием инфраструктуры, он буквально озолотится. При наличии новых станций (и даже новых веток) метро, ​​при наличии новых маршрутов муниципального транспорта Киеву понадобится целая армия специалистов: от инженеров и техников до водителей и обслуживающего персонала.

Украине сейчас крайне необходимо большое количество рабочих мест и в том числе для привлеченных из-за рубежа специалистов. Только специалистов не того сорта, которых ангажировали в Украину во времена Порошенко, и не тех, которые сейчас заседают в наблюдательных советах государственных предприятий, получая огромные, просто такие космические зарплаты за свой, по сути, нулевой КПД. Таких "спецов" мы видели довольно. Речь идет о других кадрах. Жизнь сама пишет неожиданные сценарии, и сейчас нам пригодились бы белорусские айтишники, которые покидают свою страну по политическим соображениям.

Но пока мы спим, соседняя Польша уже занялась перехватом белорусских "мозгов": она помогает IT-специалистам и их семьям получить визы в ускоренном режиме, а стартапам предлагает финансовую поддержку для переезда и возможность получить гранты для развития. Малый, средний и крупный бизнес из Беларуси может получить консалтинговую поддержку и помощь в переезде компаний и перевозке сотрудников.

Не дремлет и Литва: тамошнее государственное агентство инвестиций Invest Lithuania создало программу релокации для белорусских IT-компаний. Она позволяет перевезти сотрудников в Литву всего за 3 дня и начать свою деятельность ранее чем через 1 месяц.

Создает преференции и Латвия: страна обещает помочь мигрантам с оформлением стартап-виз, открытием банковских счетов и выдачей временных видов на жительство для высококвалифицированных специалистов и их семей. Кроме этого, власти вместе с финансовыми учреждениями разрабатывают возможности для упрощенного входа иностранных компаний на рынок Латвии.

А что же в это время делает Украина? Закрывает границы для иностранцев 28 августа, из-за чего многие белорусские граждане получают отказ во въезде. Они попадают в Украину с приключениями – на основании приглашения на работу или же заявив о давлении и преследования в Беларуси. Правда, уже 28 сентября такой запрет теряет силу, но кто мне скажет, сколько высококлассных чиновников за этот месяц "закрытых дверей" ушло в другие страны? Я знал, что коронавирус поражает легкие, но не думал, что он также поражает мозг чиновников.

Мне могут сказать, что я сам себе противоречу, ведь при неполной занятости киевского люда приглашаю в столицу иностранных специалистов. Но на самом деле никакого противоречия здесь нет. Когда город процветает, то процветают все его жители, ведь развитие одной сферы "вытягивает за уши" развитие других сфер. Если бы Киев действительно стал IT-Меккой, это было бы благом для всех – даже для владельцев маленьких кафе, в которых прибавилось бы посетителей. Чем не поддержка малого и среднего бизнеса, о которой так много кричат ​​в Украине и так мало делают для ее обеспечения?

Когда-то я сам лично был свидетелем того, как расцветала Братислава. Не буду вдаваться в подробности, но отмечу, что на определенном этапе развития этот город создал привлекательные условия для бизнеса за счет радикально уменьшенных налоговых ставок. А поэтому логично, что магнитом для предпринимателей служила именно она, а не соседние столицы или другие крупные европейские города. И если мы уже приглашаем к себе кадры, то должны сделать максимум для их комфорта, в том числе налогового.

Так, некоторые новации возможны только на государственном уровне. Например, внесение изменений в Налоговый кодекс. Отдельно взятый город не может самостоятельно снизить налог на добавленную стоимость, например, но зато он имеет право регулировать налог на землю и недвижимое имущество.

Я давно говорил и продолжаю говорить, что налог на недвижимость является, в конце концов, просто неконституционным, поскольку в статье 21 Основного закона Украины установлено, что права и свободы человека являются незыблемыми и неотчуждаемыми. Части 1, 2 статьи 24 Конституции Украины гласят, что граждане имеют равные конституционные права и свободы и равны перед законом; не может быть привилегий или ограничений по признакам социального происхождения, имущественного положения или другим признакам. Здесь же мы имеем как раз дискриминацию по имущественному признаку.

Скорейшего пересмотра требует и налог на землю. Он должен быть стимулирующим для развития бизнеса, а не оковами, которые каждые 2-3 года увеличиваются и наращивают коэффициенты (зависящие от вида деятельности, что тоже позволяет органам власти злоупотреблять своими возможностями). Что касается платы за землю, то я считаю, что она должна взиматься исключительно при официальном оформлении права собственности или права пользования (что уберет коррупционную составляющую при отводе и закреплении участка).

И это те изменения, которые по плечу мэру города. Как и, скажем, равномерное распределение рабочих мест на правом и левом берегу Днепра. Если уж у нас не развита инфраструктура мостовых переходов, то необходимо, чтобы горожане не ехали утром с левобережья работать, а вечером не возвращались обратно спать. Конечно, есть ключевые предприятия, которые нельзя "располовинить" и перебросить через Днепр, но есть и такие, которые по привычке или в силу традиции размещают свои офисы на правом берегу. И с этим надо что-то делать, а именно: организовывать встречу работника и места работы в удобном для первого месте.

В общем, если говорить о том, как обеспечить горожан работой, то для будущего мэра Киева здесь огромное непаханое поле. На нем можно трудиться и трудиться и собирать в конце концов урожай. Было бы только желание и соответствующий талант.

Михаил Поживанов

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

Источник: 112.ua

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>