Когда два плана хуже, чем один

Когда два плана хуже, чем один
Из открытых источников

Михаил Поживанов

председатель Фонда муниципальных реформ "Магдебургское право"

Без согласованности действий не выйдет ничего толкового – это доказано еще Вавилонской башней, самым известным библейским долгостроем. Похоже, что нынешним киевским чиновникам, как древним вавилонянам, тоже сделана "порча".

Они находятся в полном отрыве от реальности, потому что не слышат не только горожан, но и, пожалуй, самих себя. Лучшая иллюстрация этому – наличие у Киева двух Генеральный планов развития и исполнения (фактически) ни одного.

История с Генеральными планами такая. В 2002 году был принят Генеральный план-2020, а в 2013-м имела место попытка принять Генплан-2025, однако попытка вышла провальной. Поэтому, когда год истечет, столица Украины останется вообще без всякого плана.

Интересный факт: КГГА якобы была готова выделить 2 миллиона гривен на разработку Генплана Киева и его пригородной зоны (речь идет о плане-2025), но в течение 2018-го из этих двух миллионов было освоено лишь 100 тысяч. Никто никаких планов не писал, да и даже писать не собирался.

Новости по теме

В принципе, большой трагедии в этом нет: что с планом, что без плана, Киев разрастается совершенно хаотично, все больше напоминая раковую опухоль с бесконтрольным умножением больных клеток (стройплощадок).

Об этом мало кто знает, но план-2020 и план-2025 – это две противоположности. Их отличает все, а прежде всего – фактический и юридический статус.

План развития до 2020 года разрабатывался долго и тщательно, с 1997-го по 2002-й, формально он является действующим кодексом градостроительных правил и принципов, которых, впрочем, никто не соблюдает.

Тогда как план-2025 писался на коленке во времена Черновецкого, продолжает писаться и сейчас, и этот документ не является вступившим в законную силу, но де-факто именно по нему город и живет.

Но, кроме этого, в чем еще заключается принципиальная разница?

На самом деле это очень простой вопрос. Столица постоянно растет, принимая в свои объятия все новых и новых "внутренних мигрантов", которые ищут в Киеве работы и возможностей карьерного роста, да и вообще – лучшей доли.

А новоприбывшим киевлянам нужно и новое жилье. Где взять под него земельные участки?

Так вот Генплан-2020 предусматривал расширение города за счет присоединения к нему пригородной зоны. Другими словами, уже в 2019-2020 годах должна была быть завершена перестройка так называемого столичного округа, или киевской агломерации.

Ожидалось, что к Киеву присоединятся 10 административных районов области, что позволило бы расширить территорию столицы из 84 тысяч гектаров до 148, включив в городскую черту 28 населенных пунктов.

Почему подобный амбициозный план не сработал? Потому что не был согласован с соответствующими городскими органами власти и территориальными громадами и потому что ряд населенных пунктов Киевщины не горят желанием становиться частью столицы.

О том, почему у Кличко не получилось с киевской агломерацией (зря только его подчиненные тратили бюджетные средства на вояже в Париж, где они пытались перенять опыт построения большого города!), можно говорить долго.

Но стоит вернуться к параллельному плану развития Киева – того, который должен был действовать до 2025 года.

Итак, согласно ему, Киев должен был вырасти не до 148 тысяч гектаров, а до 143,4 за счет… еще более плотной застройки самого города. Логичный вопрос "куда же еще плотнее строиться?!" можно считать риторическим.

А впрочем, один из алгоритмов заключался в том, чтобы ликвидировать все промзоны, перенести производство за город, а вместо старых цехов возвести новое жилье.

Возможно, в этом мог быть определенный смысл, ведь дисбаланс между поселением и местом работы в Киеве очень значительный. Посчитано, что 36,2% киевлян живут на левом берегу, где размещено всего 19,7% рабочих мест.

На правом берегу же проживают 63,8% населения, а работают — 80,3%. Излишне рассказывать, какие километровые пробки возникают утром по дороге с левого берега на правый (а вечером – наоборот) и как перегружена красная ветка метрополитена.

Новости по теме

Но дело не только в том, что промзоны переедут с правого берега на левый или вообще переберутся за город. Само понятие "уплотнение" изрядно пугает киевлян, чьи горизонты давно заполонили строительные краны, чьи привычные с детства парки превращены в котлованы, а вместо комфортабельных троллейбусов или автобусов наиболее популярным транспортом в городе стали бетоновозы и экскаваторы. Да и действительно: дальше уплотняться некуда.

Тем более, что растут только жилые квадратные метры, в которых в половине случаев не прилагается никакой инфраструктуры. 

Следует констатировать: Генплан-2020 не справился с неожиданным увеличением дошкольников – с 72,2 до 89,3 тысяч. Сейчас это приводит к переполненности детских садов и невозможности создать детям надлежащие условия для развития и обучения, ведь на 100 мест в детских садах приходится 127 дошкольников.

Кстати, в Минобразования не придумали лучшего решения проблемы, чем написать письмо мэру Киева с требованием пересмотреть решение Киевсовета, в котором вводится приоритетность для детей-киевлян в столичных садах. Вместо того, чтобы строить новые сады, чиновники решили не пускать туда детей – что ж, это поистине соломоново решение.

Аналогичная проблема касается и транспортной сферы. Когда Генплан-2020 только писался, предполагалось, что на 1000 жителей будет приходиться 152,2 авто. Но прошлый, 2018-й год показал, что количество автомобилей преуменьшили минимум вдвое. А на будущее следует исходить минимум из 450 автомобилей на 1000 жителей.

При этом сложно даже представить, как радикальное увеличение частных "колес" может быть совмещено с еще более плотной застройкой города. Ведь в Генеральном плане-2025 увеличение километража столичных дорог заложено в границах только 6%.

Одним словом, неудовлетворительными являются оба документа: план-2020 морально устарел, а план-2025 предлагает стратегию и тактику, которые уже сейчас воплощаются в жизни, превращая Киев в бетонные джунгли с рядами безликих высоток с полным отсутствием комфорта.

Но самым обидным является то, что на сегодня мэрия и КГГА не предлагают ни одного вменяемого решения проблемы.

Именно поэтому выезд из микрорайонов в центр (при тотальном отсутствии паркингов и нормального муниципального транспорта) превращается из будничного дела на сверхсложное задание, а запись ребенка в детсад или школу – на хождение по всем кругам преисподней.

И еще один момент: при том, что жизнь в Киеве лишена набора минимально необходимых удобств, стоимость жилья в столице примерно на 5% выше, чем должна была бы быть, учитывая все затраты на его возведение.

Парадокс? Отнюдь. Просто в цену квадратного метра жилой площади уже заложена коррупционная составляющая – то есть "откат", который платит застройщик, чтобы выбить земельный участок под строительство.

Потому что официально, то есть по Генплану-2020, настолько масштабной перестройки города быть не должно.

Собственно, в наличии этой коррупционной составляющей я и усматриваю нежелание власти менять правила игры и серьезно браться за написание Генерального плана города.

Между сохранением Киева и наполнением собственных карманов чиновники выбирают последнее.

Михаил Поживанов

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>