banner banner banner

Когда не знаешь, что делать, обращайся в МВФ – такова украинская реальность

Когда не знаешь, что делать, обращайся в МВФ – такова украинская реальность
Из открытых источников

Александр Гончаров

Основатель «Киевского фондового центра»

Все, жизнь не по средствам закончилась. Сегодня на наших глазах рушатся экономические модели, действовавшие у нас последние полтора-два десятка лет и ориентированные на высокие уровни потребления.

Еще в 2018 году, когда госдолг составил 2,17 трлн грн, или 78,3 млрд долл., эти модели практически перестали работать.

Уже не хватает даже кредитных денег МВФ и заемных средств от размещения облигаций госзайма (ОВГЗ), чтобы в течение 2019 года выплатить 14,2 млрд долл., или 417 млрд грн, госдолга.

Поэтому Кабмин, несмотря на выборы-2019, стал резко повышать цены на энергоресурсы, тарифы ЖКХ, а также урезать социальные расходы и снова занимать в долг (в январе Минфин привлек в госбюджет 41,7 млрд грн за счет ОВГЗ), соответственно для поддержания потребления вообще не осталось ресурсов.

Новости по теме

Какой напрашивается вывод? Наш истеблишмент получил в свои руки средства, которыми не умеет пользоваться в интересах всего государства. Он не умеет управлять тем, что оказалось ему подвластно.

И самое главное, он не способен осуществить транзит украинской экономики в новое качество. Плюс эта проблема обостряется еще двумя вещами. Во-первых, это дальнейший рост массовой трудовой миграции.

Во-вторых, ускорение оттока капитала из Украины. И у меня такое подозрение, что со стороны КМУ и ВРУ потеряна управляемость этими процессами. Что делать? Ответа у политических лидеров нет, все кивают на МВФ.

В этой связи надо честно признать, что этот кризис у нас можно смело отнести к категории явлений, не имеющих аналогов и кардинально меняющих существующий порядок, все политические и экономические устои.

Поэтому к его анализу, осмыслению и преодолению нужен неординарный подход, пересматривающий все старые догмы и стереотипы. В этой связи непродуктивно искать только одних виновных.

Намного важнее сосредоточиться на определении дефектов устаревшей системы, породившей столь мощные катаклизмы, а главное - на поиске путей их полного устранения.

При этом понимая, что сегодня никакие стратегии, концепции и программы уже не могут считаться продуктивными и эффективными, если они не предусматривают обновления и развития национальных рынков и в целом экономики Украины.

К примеру, давно в ожидании перемен стоят у нас биржи, так как, в частности, аграрный рынок очень нервно реагирует на долговые проблемы страны.

Что делать? Уменьшать и далее дефицит государственного бюджета или стимулировать спрос в аграрном секторе в преддверии нового сезона? Что делать? Не вмешиваться Кабмину и Верховной Раде, и аграрный рынок сам выровняет ситуацию?

Новости по теме

Проще говоря, развиваться по-старому нельзя, но тогда какая новая модель нужна для эффективного функционирования украинского аграрного рынка?

Для этого кто-то должен что-то предложить, а для начала, как минимум, нужно объяснить, что сегодня происходит. И прежде всего, как у нас формируются цены на биржевые аграрные активы.

Итак, сделки с сельхозпродукцией на украинском биржевом рынке составляют всего лишь немногим более 1%, тогда как в США – более 95%. У нас экспортеры-трейдеры зерна зарабатывают от этих сделок до 20% комиссионных, а в США – 2,2%-2,3%.

И только с принятием законопроекта № 9035 "О рынках капитала" мы могли бы помочь сельхозоператорам (фермерам) не отдавать как минимум 10% от ими же заработанного, уменьшив комиссию посредников за счет прозрачного и справедливого формирования цены на биржевом аграрном рынке.

Однако нардепы никак не хотят принимать этот проект закона, подготовленный при технической поддержке Агентства США по международному развитию (USAID) и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), что позитивно отразилось бы на развитии украинского аграрного рынка, но уменьшило бы сверхдоходы крупных зернотрейдеров, а у них в Верховной Раде мощное лобби.

Лично мне кажется, что наши коррумпированные топ-чиновники не отдают себе отчета в том, что Украина могла бы стать, как минимум, региональным, а возможно, через 15-20 лет и одним из мировых лидеров биржевой торговли аграрной продукцией.

Другая задача, которую должен поставить Кабмин, – это разработка и внедрение широкого спектра финансовых инструментов, позволяющих управлять ценовыми рисками долгового и аграрного рынков, а также выполнение представительских функций с целью создания равных условий для работы на биржевых рынках, обеспечения взаимодействия с региональными сельхозпредприятиями и инвесторами.

Потенциально у нас в Украине есть такие возможности. Но почему-то в правительстве и в Верховной Раде даже не пытаются думать такими категориями. Вот и сейчас именно из-за отсутствия закона "О рынках капитала" трудно спрогнозировать, что будет в 2019 году с ценами на аграрные активы.

Наконец, как найти оптимальную структуру украинского аграрного рынка? И непонятно, какие решения по аграрному рынку и рынкам капитала до конца 2019 года примет КМУ и ВРУ. Неизвестно, к каким последствиям они приведут.

В то же время аналитики иностранных компаний, работающие на украинских рынках, провели диагностику кризисного состояния нашей экономики и пришли к следующим выводам:

- не были проведены структурные преобразования на национальных рынках капитала, до сих пор отсутствует соответствующая законодательная и нормативно-правовая база;

- укрепление роли государства на финансовом рынке, особенно в банковском секторе, вылилось в ослабление конкуренции и рост нерешенных проблем;

- не решались, а загонялись вглубь проблемы долгового и фондового рынков, связанные с их крайне низкой эффективностью, а также организационной и технико-технологической отсталостью;

- по-прежнему не создан благоприятный режим для прямых иностранных инвестиций, а наоборот, сохраняются очень привлекательные условия для спекулятивного капитала;

- продолжается рискованная кредитная политика, осуществляется слабый контроль над соблюдением требований законодательства, принципов ресурсной и учетной политики в ряде коммерческих банков;

- госрегуляторы не оказывают действенного реагирования на быстрое наращивание проблемных корпоративных заимствований и ухудшение качества обязательств;

- на рынках капитала едва ли не полностью отсутствует доверие субъектов хозяйствования друг к другу и к государству как арбитру и регистратору совершаемых сделок.

Данные выводы, к сожалению, делают бесполезными любые знания об экономических закономерностях и обесценивают любые - даже самые совершенные - системы контроля и госрегулирования.

Вот поэтому в том числе у нас по сей день отсутствует независимая судебная система, не обеспечивается неприкосновенность частной собственности, нет независимого от властей законодательного процесса.

Рынок вроде бы и существует, но без конкуренции, поскольку в Украине свирепствуют монополии, как правило, с привлечением админресурса. Именно поэтому та реальная экономическая модель, которая сегодня функционирует у нас, в принципе не может быть эффективной.

А теперь с такими вызовами общество может лояльно прожить только короткое время – до конца зимы 2019 года.

К ноябрю ресурс терпения у людей будет исчерпан (уж больно быстро растут протестные настроения из-за тяжелой экономической ситуации в стране).

Пока же народ лишь угрюмо наблюдает за всем этим безграмотным руководством.

Александр Гончаров

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.



видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>