banner banner banner banner

Когда нет ни техники, ни интернета: Как в сельских школах происходит дистанционное обучение

Когда нет ни техники, ни интернета: Как в сельских школах происходит дистанционное обучение
Из открытых источников

Екатерина Чернявская

Журналистка, корреспондентка

Из-за карантина в Украине все учебные заведения вынуждены были пойти на дистанционное обучение. Естественно, что система образования, особенно в школах, не была к этому готова. Во-первых, подобной практики, да еще и в масштабах страны, в Украине не было. Во-вторых, ее нужно было ввести в очень короткий период.

К счастью, в XXI веке, когда, казалось бы, у всех есть гаджеты и интернет, организовать дистанционное обучение не так уж и сложно. Для этого есть даже достаточно простые и понятные сервисы, такие как Google Classroom, например. И это может более-менее работать в городах. А как быть в деревнях, где у многих не то что интернета нет, а даже гаджетов?

Новости по теме

Мы пообщались с учительницей начальных классов одной из сельских школ Украины и попросили рассказать, как проходит дистанционное обучение при таких условиях.

У Светланы Анатольевны (имя изменено по просьбе героини) четвертый класс, в котором всего 12 детей. Если учителя и раньше всегда работали после работы, то теперь учебный день длится с 8 утра и до позднего вечера. Если бы детей было больше, она даже не представляет, как бы справлялась.

Технические возможности

Наша школа, как, думаю, и другие, была совершенно неготова к дистанционному обучению. Мало того, что подобных наработок нет, так еще и далеко не все умеют пользоваться теми платформами, которые есть. В нашей школе сначала хотели проводить занятия именно через Classroom, но для этого у детей должны быть хотя бы ноутбуки и нормальный интернет. 

Но не у всех родителей в моем классе есть электронная почта, большинство пользуется только мобильным интернетом, не у всех даже смартфоны есть. 

Мы с детьми пользуемся "Вайбером". Каждое утро в 8 часов я пишу детям, какие у нас сегодня уроки, даю задание и время, к которому их нужно выполнить. Некоторые задачи просто печатаю, по некоторым бросаю видео. Но видео тоже не всегда можно найти интересные — часто там просто монотонно надиктовывают материал, а дети это не воспринимают. Поэтому я и сама записываю видео, где объясняю ту или иную тему, показываю, как вычислить выражения, как правильно записать их. Письменные упражнения дети выполняют в тетрадях и присылают мне фото. Проверять такие задачи достаточно трудно — не все делают качественные фото, часто приходится очень присматриваться, увеличивать изображения, чтобы хоть что-то разобрать. С устными заданиями проще — я расписываю время, когда кому буду звонить, чтобы проверить материал. Но качество видеосвязи очень плохое, видео постоянно тормозит, и плохо воспринимать друг друга.

Несмотря на то, что я указываю время, до которого надо выполнить задание, на практике это невозможно. Есть семьи, в которых детей много, а телефон один. Есть семьи, где телефон только у мамы, а мама на работе. Таких семей у меня несколько, то есть дети ждут до вечера, пока придет мать с работы, и только потом что-то делают. Один мальчик присылает выполненные задания поздно вечером, потому что ждет, пока отец приходит с работы.

У меня в классе ребенок, который вообще не имеет никакого доступа к интернету. Он живет с бабушкой, и поэтому бабушка раз в два дня звонит и берет задание. Чтение, например, я могу проверить по телефону, но письменные работы я еще не видела вообще. И такой ребенок не только в моем классе, в школе много таких. Поэтому администрация решила так, что в школе будет назначен день, когда родители этих детей принесут тетради с выполненными работами за этот период. Каждому из родителей отдельно назначат время, чтобы они не встречались. Они оставят тетради на партах, потом придем мы в средствах личной защиты, заберем эти тетради, обработаем их антисептиком, проверим. А после праздников таким же образом обратно вернем. 

Больше всего дети страдают из-за отсутствия общения. Им надо, чтобы с ними кто-то говорил, чтобы кто-то живой объяснял им материал. Но проводить совместные уроки, например, в Zoom, нет возможности.

Мотивация

Порой складывается впечатление, что это наши дети и мы должны заставлять их учиться, а не родители. Директор нам сказал, что родителям же за это зарплату не платят, что мы должны их мотивировать. Но как можно мотивировать ребенка, если его обучение не надо даже его родителям? Есть у меня в классе один ребенок, который старается, но она приходит домой и мама ей говорит, мол, сегодня ты молодец, но ты все равно все забудешь, или зачем ты принесла домой эту поделку, чтобы она только пылью припадала. И так во многих семьях. Родителям все равно, соответственно, и их детям тоже. Но я все равно должна заставить их захотеть учиться, мне же за это платят. 

Думаю, что в городах дети более мотивированы к учебе, там родители сами более образованные и могут донести до ребенка, зачем им нужна школа.

Есть семьи, в которых родители позволяют себе просто сделать задание вместо ребенка, а ребенок его переписывает. Но я знаю уровень ребенка, знаю, что он ошибки какие-то бы делал. И когда я потом связываюсь с этими детьми, то они не могут объяснить, что они сделали. Это огромная проблема.

Часто бывает, когда я задаю задание из учебника, дети делают его слишком быстро, потому что пользуются готовыми домашними заданиями. Я сначала не могла понять, как они так быстро делают. Но потом увидела у детей одни и те же ошибки или одинаково составленные предложения, и тогда до меня дошло, что они пользуются ГДЗ. Конечно, я переговорила с родителями, с детьми, они извинились. Сейчас уже не так часто, но иногда все же я вижу, что они ими пользуются. 

Есть в классе дети, которые воспринимают карантин как каникулы. Один мальчик есть в классе, ему даже мама не может объяснить материал. Когда я объясню, он присылает мне кучу заданий за несколько дней, которые делает за один вечер. Причем делает на тяп-ляп, чтобы я от него отцепилась. Он говорит мне "я дома", а дома для него означает на каникулах. 

Многие дети не могут работать самостоятельно. Из 12 детей только двое выполняют все вовремя. Другие дети — нет. Некоторые утром начинают и тянут до конца дня. Некоторые дети бросают мне что-нибудь, а потом не реагируют ни на сообщения, ни на звонки. Я понимаю, что с ребенком никто не занимается, он сам что может, то и делает или откуда-то переписывает. 

Конечно, есть родители, которые серьезно относятся к дистанционному обучению, но таких мало. 

Домашнее задание я им не даю. Слышала, что есть учителя, которые дают. Но дети и так работают, по сути, дома, самостоятельно. Им и так тяжело. Они работают целый день, потому что они просто не укладываются во время. Вот я, например, работаю весь день. Конечно, я им указываю время, до которого выполнить задачу, но по техническим причинам или из-за того, что много детей ждут родителей, потому что самостоятельно не умеют работать. Поэтому домашнее задание я им не даю. Они и так сильно нагружены. 

Новости по теме

И это я провожу только основные уроки, те, что оцениваются. Другие — изобразительное искусство, физкультура, основы здоровья — я должна проводить, но не делаю этого. На это просто не хватит времени. Я посылаю им пошаговые инструкции для поделок каких-то и предлагаю сделать это в свободное время, но не заставляю.

Коллеги и администрация

Сейчас я уже привыкла работать в таком режиме, но сначала было очень сложно. Было очень большое психологическое напряжение и из-за эпидемии, и из-за руководства. Потому что Министерство образования сначала, кажется, и само не знало, что делает, соответственно, администрация школы тоже. 

Изначально администрация требовала от учителей отчеты того, что мы делаем. Там надо было каждый день писать полные отчеты, что мы делаем каждый час — это целый день ничего не делать и писать только отчеты. Возможно, в других школах их и пишут, но я не понимаю, когда они успевают это делать. На меня это очень давило. Ничего не было понятно. Нам говорили, что раз мы получаем зарплату, то должны отчитываться за каждый шаг. 

Во время каникул у нас спрашивал директор, чем мы занимаемся, мол, я прохожу какой-то вебинар, курсы и тому подобное. А что голова идет кругом и вообще не до курсов, об этом вначале никто не думал. Потом попустило. Сейчас иногда директор просит скриншоты того, какие задачи мы даем, но не требует уже полных отчетов.

Также вначале было очень трудно, потому что я не очень хорошо владею гаджетами. А мне лишь немного за 50. Есть у нас учительница, которой больше 70 лет, она вообще была в шоке. Для нее это слишком сложно.

Администрация в организации дистанционного обучения помогает только советами. Поэтому мы варимся сами как можем. 

Мало того, что украинская система образования в принципе оказалась не готовой к дистанционному обучению, потому что детям трудно учиться самостоятельно, им надо, чтобы кто-то объяснял им материал, так еще и оставляет желать лучшего технологическое обеспечение детей в селах. 

В этом году для учеников 4 и 9 классов отменили ГИА. По мнению учительницы, это был правильный шаг, потому что дети ее просто не сдадут, ведь в таких условиях подготовиться к аттестации нереально. 

Екатерина Чернявская

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

Источник: 112.ua

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>