Зерновая продукция
Из открытых источников

Азиатский рынок наш

Сегодня надежду на восстановление и наращивание всего украинского экспорта связывают с азиатским регионом. Одним из крупнейших восточных покупателей украинских товаров является Индия (масло, овощи, агропродукция, мебель, продукты деревообрабатывающей промышленности, легпром, фармацевтика, машиностроительная продукция). В 2016 году экспорт товаров и услуг из Украины в Индию составил 2 млрд долларов, увеличившись, таким образом, на 31,4%. Если говорить про этот год, то за 6 месяцев 2017 года экспорт уже составил 1,4 млрд долларов, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2016 года на 38,5%. Если отдельно взглянуть на экспорт товаров, то за 6 месяцев он составил 1,1 млрд долларов. Это рост на 45,5%, или на 356 млн долларов.

Сейчас 70% украинского экспорта в Индию – это подсолнечное масло, поставки которого оценивают в 800 млн долларов. Также Украина экспортирует на индийский рынок пшеницу – 16% (179 млн долларов), жмых – 2% (21 млн долларов). Среди других товаров нашего экспорта – овощи, бобовые, кукуруза и соевое масло. Кроме того, продукция машиностроения – турбореактивные двигатели и прокатные станы, продукция металлургии, титан и химическая продукция, глины. Но важно, что в экспорте товаров из Украины в Индию в первом полугодии 2017 года появилось 63 новых товарных позиций, среди которых, например, аммиак, ткацкие станки, электроосветительное оборудование.

Именно поэтому Индия находится в фокусе Экспортной стратегии Украины на 2017-2021 годы. Эта страна входит в десятку крупнейших экономик мира, она занимает 3 место по уровню абсолютного роста.

Продукция украинского машиностроения
Из открытых источников

В страны Азии в значительных объемах экспортируется и продукция украинского машиностроения. Например, еще два года назад, в 2014-м, 10,8% всего отечественного экспорта приходилось на Китай, 21% - на Иран, около 25% - на Вьетнам. Увеличение экспорта продуктов нашего машиностроения в Ирана, страны Средней Азии (Казахстана, Туркменистан, Азербайджан) и Турцию дает возможность осваивать новые рынки сбыта и восстанавливать старые. Особенно перспективным для Украины выглядит рынок Ирана, который в течение последнего десятилетия оставался закрытым в связи с наложенными на эту страну международными санкциями. Сегодня, когда международные санкции сняты, Украина рассчитывает восстановить свои позиции на иранском рынке. Также посол Ирана в Украине Мохаммад Бехешти-Монфаред сообщил, что Иран заинтересован в поставках украинской агропродукции и готов предложить Украине альтернативу в поставках углеводородов и совместное пользование новыми транспортными коридорами на востоке.

Новости по теме: Украинская металлургия является важнейшей частью экспортного потенциала Украины, - эксперты

Кто накормит Китай?

Рынок Китая нуждается в продуктах питания
Из открытых источников

Рынок Китая чрезвычайно нуждается в продуктах питания. Этот сегмент насыщен огромным количеством ненастоящей продукции, употребление которой приводит к трагическим последствиям. Именно поэтому украинские экспортеры никогда не потеряют интерес к китайским рынкам. Поскольку Китай испытывает трудности с самообеспечением продовольственной продукцией из-за ускоренной урбанизации, актуальными для этой страны сейчас являются качественные продукты питания и товары АПК. Украина может со временем стать главным поставщиком продовольствия в КНР (90% кукурузы и 97% подсолнечного масла). Также отечественные поставщики открыли в КНР новый рынок сбыта продукции машиностроения, железной руды, сельхозсырья. Примечательно, что импортная продукция не требует большой рекламы в Китае. Поскольку на внутреннем рынке преобладают ненатуральные продукты питания, китайские потребители активно выискивают органический импорт. Поэтому эффективным методом привлечения аудитории служат шоу-румы. Например, в городе Шэньчжэнь расположен известный Международный центр импортных продуктов питания. Он служит качественным трамплином для многих игроков рынка, поэтому и украинцам не нужно ловить ворон, а уверенно развивать торговые отношения с "Поднебесной".

Новости по теме: В 2017 году экспорт товаров из Украины вырос на 24,2%

Конфликт Турции с Россией сыграл нам на руку

Экспорт сои из Украины в Турцию
Из открытых источников

Не менее благоприятной страной для украинского экспорта является Турция - за 10 месяцев 2015 года товарооборот сельскохозяйственной продукции между Украиной и Турцией составил 715,87 млн долларов. В этом году из-за торговых ограничений со стороны Российской Федерации Украина готова увеличить в 2-3 раза экспорт зерновых и подсолнечного масла в Турцию. Всего за два года доля внешних поставок сои в Турцию увеличилось почти в 4 раза. Таким образом, Турция уже вытеснила бывших лидеров импорта украинской сои – Италию, Египет, Испанию и вышла на первое место по объемам закупок.

В 2016 году Турция заняла четвертое место среди стран мира по объему украинского экспорта и седьмое место по объему товарооборота с Украиной. Турция является одним из основных торговых партнеров Украины, наиболее перспективным для развития украинского экспорта. Внешний товарооборот между двумя странами составляет более 3,15 млрд долларов в год. Турция занимает третье место по экспорту товаров из Украины по итогам семи месяцев 2017 года – 1,4 млрд долларов, что на 18% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Также Турция в тройке лидеров по наращиванию объемов экспорта агропромышленной продукции: объем увеличился на 148,8 млн долларов. Турция является одним из крупнейших потребителей украинских соевых бобов (54,4% общего экспорта товаров из Украины) и подсолнечного жмыха (47,2% общего экспорта товаров из Украины). Экспортная стратегия Украины относит Турцию к ТОП-20 перспективных рынков для экспорта украинской продукции.

Новости по теме: Турция вошла в ТОП-5 торговых партнеров Украины и в ТОП-10 иностранных инвесторов, – Порошенко

 Изучать и открывать

Закрытая Россия и внутреннее лобби на рынках ЕС - две проблемы, которые загнали украинских производителей в тупик. Зависимость от российского бизнеса и надежды на европейские рынки ввели украинскую промышленность в своеобразную депрессию. Но эта болезнь имеет лекарства. Панацеей может стать азиатский регион с огромным рынком, на который нам есть что поставлять. Однако, чтобы получить успех на восточных рынках, необходимо знать особенности местной культуры, правила рынка, необходимо понимать, что хочет потребитель и что украинский предприниматель может предложить.

Андрей Доценко

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.