Компенсация процентных ставок по кредитам: Как на практике можно поддержать малый и средний бизнес

Компенсация процентных ставок по кредитам: Как на практике можно поддержать малый и средний бизнес
Из открытых источников

Алексей Кущ

экономист

Последние несколько лет в ряде публикаций мы пропагандировали идею компенсации процентных ставок по кредитам, выданным малому и среднему бизнесу в формате открытого окна. Принцип следующий: каждый предприниматель может получить по своему займу компенсацию в размере 1/2 учетной ставки НБУ на сумму задолженности не более 50% от лимита доходов по своей группе.

Сейчас учетная ставка 16,5%, значит размер компенсации составит 8,25% и кредит под 20% годовых обойдется предпринимателю в 11,75%. Возьмем самую "широкую" третью группу предпринимателей, которые могут получить в пределах лимита годовой доход в размере 5 миллионов гривен.

В таком случае ФОП или частное предприятие могло бы взять кредит в сумме до 2,5 миллионов гривен под ставку в гривне 11,75% (с учетом нынешней учетной ставки НБУ). В этой модели банки несут кредитный риск, а государство покрывает процентный. На эти цели можно направлять часть прибыли НБУ, которая сейчас попросту растворяется в бюджете в размере 40-50 млрд гривен в год.

Даже использование половины средств прибыли Нацбанка в виде перечисления их в специальный Фонд компенсации стоимости кредитов для МСБ дало бы существенный эффект в виде увеличения доли малого бизнеса в структуре экономики.

Эта идея вызвала критику экономистов-снобов, ее называли и архаичной и консервативной. В Украине трудно представить, что государство может просто так взять и потратить на стимулирование МСБ 10-20 млрд гривен. Ведь эти деньги намного выгоднее отдать в виде преференций олигархам.

Новости по теме

В свое время, в начале нулевых, активно внедрялась модель компенсации процентной ставки для агропроизводителей. Если в 90-х годах банки почти силой созывали на Институтскую и буквально по разнарядке заставляли выделять кредитные средства "на село", то после введения механизма компенсации процентной ставки банкиры сами начали настоящую охоту на аграрных заемщиков.

Эффект мультипликации составил 1:20, то есть одна гривна, выделенная на компенсацию процентов, приводила к выдаче 20 гривен новых кредитов. То есть для формирования кредитного портфеля на 100 млрд гривен нужно всего лишь 5 млрд гривен бюджетных средств, выделенных в виде компенсации части процентной ставки.

Ключевой момент – компенсация должна проводиться именно по методу открытого окна, иначе эта модель превратится в обычную коррупционную схему. Кроме позитивного эффекта в виде роста удельного веса МСБ и расширения экономического рельефа, достигается и другая немаловажная цель – компенсация процентной ставки становится мощным драйвером роста ВВП.

В ближайшие 2-3 года Украина обречена на введение этого механизма, если, конечно, есть цель расти. Дело в том, что рыночный уровень кредитных ставок определяется не только инфляционными и девальвационными ожиданиями населения и бизнеса, но и уровнем рисков в национальной экономике.

А это и неэффективная судебная система и низкий уровень защиты прав инвесторов/кредиторов. Простыми словами "институциональная немощь". Все эти риски закладываются в размер процентной ставки на рынке, особенно при долгосрочном кредитовании. Сейчас средняя ставка по долгосрочным кредитам банков, выданных юридическим лицам в гривне, составляет 20% годовых.

Теория действия кредитного рычага говорит о том, что уровень кредитных ставок должен быть ниже уровня операционной рентабельности. Только в таком случае предприятие, беря кредит, может эффективно развиваться и получать прибыль от участия кредитных средств в капитальных инвестициях.

В противном случае кредит становится инструментом банкротства и вымывания оборотных средств. Бизнесы с рентабельностью выше 20% можно пересчитать на пальцах одной руки. Сегодня в Украине берут кредиты либо торговые сети, либо аграрии с сезонной рентабельностью 40-50%.

Плюс некоторые сопутствующие вывозу сырья логистические проекты. Остальные ограничиваются короткими кредитами и овердрафтами. Но для развития более сложных проектов с высоким уровнем добавочной стоимости нужны долгосрочные кредиты и рентабельность таких проектов существенно ниже, чем, например, в растениеводстве.

Зато такие капиталоемкие направления обеспечивают большую занятость, лучший сбор налогов и прирост ВВП. Можно конечно ждать пока рынок сам отрегулирует размер ставок, но к этому моменту мы можем потерять почти весь реальный сектор.

В таком варианте компенсация процентных ставок – это как антибиотик при острой инфекции. Можно лечиться "естественными" методами: травами и лимоном, но есть риск и получить осложнения. Иногда приходится сбивать температуру более радикально.

На данный момент институционально Украина не готова к применению механизма компенсации процентных ставок для среднего и большого бизнеса – все будет разворовано олигархами, которые используют данную модель для бюджетного финансирования своих проектов. Начинать нужно с МСБ, а затем расширять программу стимулирования по нарастающей.          

Кстати, о компенсации процентной ставки заговорил и нынешний президент, и премьер. И министр экономики. Правда речь шла об ипотечных кредитах и кредитах фермерам для выкупа земли сельскохозяйственного назначения.

Несмотря на важность решения жилищной проблемы и обеспечения фермеров доступными финансовыми инструментами, в подобных кредитных проектах указанный выше механизм работает с существенными искажениями.

Для компенсации ставок необходимо разрабатывать бизнес-модель, которая зависит от сроков бюджетного планирования в государстве. Если бюджет годовой - компенсация тоже годовая, если трехлетний - можно расширить программу на три года.

Заемщик должен иметь бюджетные гарантии, что он получит компенсацию процентной ставки. Для МСБ кредит сроком 1-3 года вполне приемлем. Ипотека - это кредитование на 20-30 лет и никто не даст заемщику гарантии того, что через пять лет новая власть выделит ему средства на компенсацию процентной ставки. То же самое можно сказать и про фермеров.

Новости по теме

В случае реализации планов Минэкономики они смогут получить кредит под 3% в следующем году, что даже ниже ставки, которую они выплачивают собственникам паев, но через два-три года государство вполне может отказаться от выделения сумм компенсации и тогда они потеряют свою землю, отдав ее банку-ипотекодержателю.

Выкупить свои наделы за 2-3 года многие фермеры не смогут, ведь среднее фермерское хозяйство обрабатывает в Украине примерно 100 га земли и для выкупа паев придется брать кредит в размере не менее 100 тысяч долларов. Сможет ли фермер погасить за несколько лет даже с учетом компенсации такую сумму – большой вопрос.

Это вовсе не значит, что фермерам не нужно предоставлять финансовые инструменты для выкупа земли. Просто эти кредитные механизмы должны предусматривать не только долгосрочные гарантии государства по компенсации процентной ставки, но и само наличие "длинных кредитов" на 20-30 лет, как это сейчас и происходит в Польше.

Тогда фермер будет брать кредиты не только для выкупа земли, но и на развитие своего фермерского хозяйства, повышение его продуктивности, но уже под залог выкупленных земельных наделов.

Негативный пример такой однобокой политики в Украине уже есть, когда молодые семьи "повелись" на обещания государства компенсировать процентные ставки, а затем эти деньги просто не были предусмотрены в последующих бюджетах. В результате болезненные личные кредитные дефолты и потеря жилья.

Примечательно, что идею компенсации процентных ставок "выдернули" как раз ее скрытые противники. Министр экономики Тимофей Милованов никогда не был сторонником патерналистских методов стимулирования экономики, выступая за жесткие либертарианские модели, граничащие с откровенной мизантропией.

Но как говорится, патерналисты будущего будут сперва называть себя либертарианцами. А затем – место сидения определяет направление мышления.

Ведь так приятно, когда у тебя есть несколько "фондиков" для компенсации, тем более, что метод "открытого окна" в данном случае никто и не обещал, а значит кредиты получат не все покупатели жилья и не все фермеры. И опять появятся аккредитованные при чиновниках "стройки" и такие же "агрофирмы".

А что малый бизнес? А не взяться ли нам за его налоги и доходы вместо компенсации процентной ставки. Не по либертариански? Ну так процесс переобувания в полете уже завершен.

Алексей Кущ

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>