Концессии в Украине: Станет ли государство надежным партнером бизнеса?

Инвестиции жизненно необходимы для нормального функционирования экономики любой страны. Государство за счет собственных средств не способно, а в условиях рыночного хозяйства и не должно по определению поддерживать все отрасли, сферы и предприятия, принадлежащие ему в конкретный период времени, и еще обеспечивать их эффективное развитие.

Концессии в Украине: Станет ли государство надежным партнером бизнеса?
Из открытых источников

Ярослав Гришин

Адвокат, правозащитник

Инвестиции жизненно необходимы для нормального функционирования экономики любой страны. Государство за счет собственных средств не способно, а в условиях рыночного хозяйства и не должно по определению поддерживать все отрасли, сферы и предприятия, принадлежащие ему в конкретный период времени, и еще обеспечивать их эффективное развитие.

В настоящее время состояние транспортной инфраструктуры не позволяет в достаточной мере обеспечить потребности экономического развития страны и конкурентоспособности международных перевозок грузов через украинскую территорию.

Что у нас с дорогами?

Согласно сводным данным государственной статистической отчетности и Государственного агентства автомобильных дорог Украины, протяженность сети автомобильных дорог общего пользования составляет 169,7 тыс. км. В том числе: дороги государственного значения – 46,6 тыс. км, дороги местного значения – 123,1 тыс. км. Еще есть 250 тыс. км улиц городов, за состояние которых отвечают местные органы власти.

В рейтинге качества автомобильных дорог в странах мира, составляемого Всемирным экономическим форумом, Украина в 2018 году заняла 123-е место из 140 возможных. Среди стран Европы Украина заняла предпоследнее место, опередив лишь Молдову.

Из-за хронического недофинансирования дорожной отрасли в Украине 95% автодорог находятся в ненадлежащем транспортно-эксплуатационном состоянии, 40% из них нуждаются в немедленной реконструкции и капитальном ремонте.

Для восстановления инфраструктурной сети программой деятельности Кабинета министров Украины установлено, что за следующие 5 лет будет обеспечено приведение в приемлемое эксплуатационное состояние 24 тысяч км дорог общего пользования государственного значения.

Но по расчетам ведущих экспертов по инфраструктуре, амбициозную цель правительства невозможно выполнить только за средства государственного бюджета. В Министерстве инфраструктуры все чаще ставится вопрос о поиске дополнительных мер по привлечению в отрасль инвесторов. Транспортный сектор является основным показателем уровня экономического развития как страны в целом, так и ее регионов.

Новости по теме

Вопрос относительно инвестирования в транспортную отрасль отличается своей остротой и необходимостью выработки эффективных механизмов для повышения инвестиционной привлекательности. С одной стороны, привлечение инвестиционных ресурсов связано с объемом, с другой –  со структурой и эффективностью их дальнейшего использования.

Причинами недостаточной заинтересованности потенциальных инвесторов всегда были отсутствие или недостаточная целостность общенациональной инвестиционной политики, пробелы в инвестиционном законодательстве, достаточно высокий уровень общего риска, а также существенное отставание в технологическом и инфраструктурном секторе от соседних государств.

И одним из наиболее эффективных способов решения указанных проблем может стать реализация государственно-частного партнерства в виде концессии.

Международный опыт государственно-частного партнерства

Опыт многих стран мира с различными правовыми системами и уровнем развития рыночных отношений показателен, в частности, привлечением к управлению объектами государственной или коммунальной собственности частного капитала на концессионной основе. То есть базируется на партнерстве власти и бизнеса и является наиболее перспективной формой данного партнерства на современном этапе.

Концессия, как форма хозяйственной деятельности, используется уже не одно столетие и имеет свою историю. Концессионные договоры впервые получили распространение в Европе в начале ХХ века и применялись сначала во Франции, затем в Германии, Италии преимущественно в сфере государственного и коммунального хозяйства.

Механизм заключается в передаче государством концессии на осуществление проекта частному инвестору, который принимает на себя ответственность по строительству, финансированию возводимых объектов и управлению ими на период действия соглашения с последующим возвратом функционирующего объекта государству.

Инвестор получает право распоряжаться доходами от объекта в течение концессионного периода с целью компенсации инвестиционных издержек и получения определенного размера прибыли.

По данным Европейского инвестиционного банка с 1990 года по 2018 год общий объем заключенных договоров государственно-частного партнерства в странах Евросоюза составлял 386,6 млрд евро, за этот период времени реализовано более 1 800 проектов. Большинство инвестиций получили инфраструктурные проекты - более 212 млрд евро.

Концессия в Украине

В течение лет законодатели пытались создать условия для внедрения принципов государственно-частного партнерства в форме концессии в Украине. Еще в 1999 году был принят первый закон Украины "О концессии", но с момента принятия не реализовано ни одного инфраструктурного проекта на этих условиях.

Можно насчитать четыре попытки создать правила регулирования вопросов концессии в целом и отдельных отраслей. Принятые законы имели сложный, запутанный  механизм передачи объектов в концессию и отпугивали инвесторов большими рисками.

Сегодня правовой основой использования механизма концессии является новый закон Украины "О концессии" от 3 октября 2019 года. Следует отметить важность принятия в рамках создания прозрачной и понятной законодательного среды, стимулирующей инвесторов к вложению производственного капитала в украинскую экономику.

Закон подробно регламентирует процедуру инициирования партнерства, конкурсного отбора концессионеров, включая порядок подачи документов, этапы конкурсного отбора, их предельные сроки.

Законодателем определено, что инициатором подготовки предложения об осуществлении государственно-частного партнерства в форме концессии могут быть не только центральные, местные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, государственные, коммунальные предприятия, учреждения, организации, хозяйственные общества, 100 процентов акций (долей) которого принадлежат государству, но и юридические лица (как резиденты, так и нерезиденты), то есть, сами инвесторы.

Интересной новеллой закона является установление трех порядков определения концессионера. Как и раньше, концессионный конкурс остается основным порядком определения концессионера, но в отдельных случаях разрешается проведение конкурентного диалога и прямых переговоров с арендатором государственного имущества, передаваемого в концессию.

Конкурентный диалог, по закону, является разновидностью концессионного конкурса и может быть применен в случае, если концессиедатель не может четко определить технические, качественные характеристики проекта, или если неизвестно, какие могут предложить потенциальные участники конкурса технические, финансовые и юридические решения. Прямые переговоры с арендатором государственного имущества, при исполнении всех условий, установленных законодательством, позволят трансформировать аренду в концессию для реализации инвестиционного проекта.

Стоит обратить внимание, что определение концессионера путем проведения концессионного конкурса или конкурентного диалога может проводиться в электронной торговой системе, следовательно, с помощью платформы ProZorro.Продажи.

Особенности концессии автомобильных дорог

В отличие от общих положений, срок концессионного договора относительно строительства и дальнейшей эксплуатации автомобильных дорог должен составлять не менее 10 лет и не более 50 лет.

При этом, проект может быть реализован только при условии наличия альтернативного бесплатного проезда (автомобильная дорога) в течение всего срока эксплуатации платной автомобильной дороги в соответствии с законом "Об автомобильных дорогах". А решение о целесообразности или нецелесообразности строительства и дальнейшей эксплуатации автомобильных дорог общего пользования государственного значения на условиях концессии принимает Кабинет Министров Украины.

Новости по теме

Размер платы за разовый проезд по автомобильной дороге общего пользования, построенной на условиях концессии, определяется концессионером в соответствии с договором и с учетом тарифной сетки платы за разовый проезд автомобильной дорогой за каждый километр и не может быть больше максимального размера платы, что устанавливается Кабинетом Министров с учетом вида транспортного средства и уровня инфляции.

В общем, новый закон дает инвесторам дополнительные гарантии, упрощает процедуру выделения земельных участков и возможность разрешения споров, включая медиацию, экспертную оценку, национальный или международный коммерческий или инвестиционный арбитраж, в том числе арбитраж с местонахождением за рубежом.

Подытожу. Концессия как организационно-экономический механизм сочетает в себе, с одной стороны, принципы свободного рынка и частного капитала, с другой - государственное регулирование и перераспределение.

Поэтому в каждом конкретном случае государство обязано взвешивать плюсы и минусы его использования для осуществления инвестиционного проекта. В случае же преобладания аргументов "за" чрезвычайно важно задать параметры проекта так, чтобы достичь максимальной эффективности инвестиций всех сторон.

Ярослав Гришин

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>