Конкурс украинских короткометражек на "Молодости-47": Кто чем удивил

В этот раз внимаю зрителей и жюри представили 22 короткометражных работы. И все очень разные – по смыслу, жанру и уровню исполнения

Конкурс украинских короткометражек на "Молодости-47": Кто чем удивил
Кадры из фильмов "Вне зоны", "Что если" и "Штангист" 112.ua

Блог о Кино

Редакционный блог

В этот раз внимаю зрителей и жюри представили 22 короткометражных работы. И все очень разные – по смыслу, жанру и уровню исполнения

Среди ключевых событий первой весенней "Молодости", прошедшей в Киеве с 27 мая по 3 июня, конечно же, числится национальный конкурс короткометражных фильмов. Аналогичный прошел и полгода назад в рамках двухдневной разминки. В частности, осенний фестиваль "Молодость. Пролог" включил в себя несколько полнометражных премьер и всего один конкурс – как раз короткого метра. Тогда в него попало 19 авторских работ, а победителем стала иронично-драматичная история об одиночестве – "Выпуск 97" Павла Острикова.

Непродолжительность разрыва между мероприятиями вызывала некоторые опасения насчет того, наберется ли к концу весны достаточное количество работ для новой программы. И, как показала практика, все сложилось удачно. В новую национальную программу вошло целых 22 короткометражки, включившие работы как новичков, так и более опытных молодых режиссеров.

Подборка получилась эклектичной и во многом экспериментальной. Авторы исследовали темы любви, смерти, проблем самовосприятия и, конечно же, войны. Конечно же, не все работы вышли одинаково удачными. Иногда, например, за визуальной частью было сложно рассмотреть авторскую идею, а порой, напротив, благодаря отсутствию глубинных замыслов у режиссеров получалось сугубо развлекательное, но довольно милое кино.

К числу последних можно отнести "Ночь с Натальей" Андрея Бондаренко, который просто попытался перенести на экран характер своего знакомого. Главный герой, 30-летний Остап, большую часть фильма ведет пьяный монолог на кухне своего друга. В какой-то момент история ненадолго прерывается для зарисовки его знакомства с девушкой, а затем снова возвращается в исходную точку. Картина создает довольно выразительный образ молодого человека – саркастичный и в чем-то нелепый, но максимально реалистичный.

Аналогичная ситуация происходит и в "Уроке рыбалки" Кирилла Жекова, попытавшегося представить, как может пройти свидание его реального знакомого, соседа Тараса (которого, к слову, сыграл сам прототип персонажа). Лента в забавной манере описывает обстоятельства встречи героя с девушкой, вызывая одновременно комичный и сатиричный эффект.

Кадр из фильма "Урок рыбалки" molodist.com

Любовь, но в большей степени патологию взаимоотношений рассматривают сразу две работы – "Что если" Веры Яковенко и "Маньяк" Антона Семина. В первом случае зритель видит парочку, пытающуюся уединиться в лесу, а во втором – незнакомцев, жизнь которых пересекается довольно странным образом. Сюжеты обеих картин описывают нерядовые события и их печальные последствия, но едва ли определяют мысль, которую попытались донести авторы.

В свою очередь картина "Анахата" (режиссерка Рита Кузьмина), напротив, на примере одной героини довольно очевидно и несколько иронично вскрывает заложенную тему одиночества человека, особо заметного в масштабах большого города.

Кадр из фильма "Анахата" molodist.com

Углубиться в тему чувств и проблем личности попытались авторы сразу нескольких работ. Например, Даниил Миликовский в картине "Вороны летели" и Руслан Аритович в "Сказки. Неопубл.". Обе экспериментальные короткометражки получили нестандартное визуальное оформление и попытались избежать традиционного линейного повествования.

Первая лента рассказывает историю парня, пытающегося разрешить внутренний конфликт и совершающего на этом фоне несколько необдуманных поступков. А во втором случае главный герой, напротив, некоторое время рефлексирует, после чего решается на глобальные жизненные перемены и "уезжает в закат".

О попытке осознать и принять себя повествуют и "Счастливые годы" Светланы Шимко и Галины Ярмановой, получившие специальную награду жюри "за тонкое воспроизведение неизвестного мира". В центре внимания ленты – гомосексуальная женщина, юность и молодость которой прошла в СССР. Для оформления задуманного авторки использовали закадровый голос и архивные черно-белые видеоматериалы.   

Кадр из фильма "Вороны летели" molodist.com

Лента "Камалока" Ярослава Короткова поднимает проблему неразделенной любви и ее губительных последствий. В довольно запутанной, но визуально выверенной форме она предлагает последовать за главной героиней и разобраться, что именно с ней случилось.  

Понять, что происходит, пробует и Александр Фразе-Фразенко в своей "Милене". Он помещает в кадр двух конфликтующих героинь, которые параллельно с ходом сюжетной линии сами же ее и комментируют. Запутанная, но интригующая лента, позволяет зрителю самому ее трактовать и определять скрытые смыслы.

Кадр из фильма "Камалока" molodist.com

Сложными для восприятия кажутся работы "Государственное учреждение" (режиссеры Ярема Малащук и Роман Химей) и "dendro dreams" (режиссеры Тета Цибульник и Элиас Парвулеско), предлагающие зрителю погрузиться в задокументированные обстоятельства. В первом случае внимание сосредоточено на здании, коридоры и комнаты которого наполнены людьми и рутиной, не связанными при этом какой-либо выраженной нитью повествования. Во втором же фильме, напротив, очевидным образом поднимается вопрос пренебрежительного отношения человека к природе, но картинка при этом состоит исключительно из статичной зарисовки деревьев.

Еще одно документальное путешествие, но на этот раз в историческое информационное пространство, предлагают Станислав Мензелевский, Анна Онуфриенко и Элиас Парвулеско в работе "Интервидение-Львов". В ней рассказывается о зарождении телевиденья и его влиянии на человека, а для оформления используется архивный фонд киностудии Довженко.

Погрузиться в прошлое, но уже в традиционном игровом формате, пробует и Игорь Висневский в фильме "Слово". В нем описываются события, произошедшие в 1933 году в одном из жилых домов Харькова. В центре внимания ленты находятся известные украинские советские писатели, пытающиеся существовать в условиях сталинских репрессий.  

Кадр из фильма "Слово" molodist.com

Сложные социальные вопросы поднимают в своих работах и несколько других режиссеров. Например, в фильме "Качели" Валерия Сочивец рассказывает историю мальчика из благополучной семьи, переставшего разговаривать после несчастья, приведшего его подругу в реанимацию. Последующие события заставляют ребенка и его родителей пересмотреть ценность жизни, взглянув на нее с другой стороны.

А в центре внимания драматической работы Максима Наконечного "Новый год в семейном кругу" оказывается семья с Востока Украины, вынужденная проводить новогодние праздники далеко от дома. Финансовая нестабильность и общая неопределенность служат причиной разлада и конфликтов, получающих разрешение в сентиментальном, но очень добром финале. Эту же тему, но не так прямо затрагивает и "Киевская история" Михаила Маслобойщикова, в которой проблемы переселенцев рассматриваются свозь призму мира столичной велотусовки.

Кадр из фильма "Новый год в семейном кругу" molodist.com

Личная, но в первую очередь политическая драма описывается в ленте "Гвозди" (режиссер Ахмеди-Ернес Сарыхалил), в которой автор напоминает о проблеме оккупации Крыма и судьбе его жителей. Для этого он использует аллегорическую форму, получившую выражение в истории ребенка, который пытается помочь своему отцу построить новый дом, но встречает на пути неожиданную преграду.

Также интересный способ передать переживания персонажа (женщины, сын которой пошел воевать), выбрал Никон Романченко в картине "Вне зоны". Он попытался проникнуть во внутренний мир героини через максимальную прорисовку ее быта. Картина, больше похожая на документальный репортаж, выводит зрителя за пределы привычного ритма кино, благодаря чему еще точнее передает основную идею. Фильм получил специальную награду конкурса "за тонкий взгляд и особую интонацию".

Кадр из фильма "Гвозди" molodist.com

Еще одной награды, только экуменического жюри, удостоилась работа "Мгновение" Юлии Тамтуры. Кроме национального конкурса, фильм участвовал в студенческом, где и был отмечен. Картина получила неидеальное воплощение, но очень тонко передала тоску по мирному прошлому и веру в лучшее будущее, которые испытывает украинский солдат.

Большую зрительскую поддержку получил документальный фильм Вячеслава Бигуна "Сильные духом", который, по сути, стал исповедью Юрия Яценко, год пребывавшего в незаконном заключении в российской тюрьме. Картина получила анимационное оформление и сдержанный закадровый комментарий, максимально контрастирующий с ужасом рассказываемой истории.

Кадр из фильма "Сильные духом" molodist.com

Ну а главный приз конкурса украинских короткометражек и 50 тысяч гривен достались Дмитрию Сухолиткому-Собчуку за спортивную драму "Штангист". С помощью подробной прорисовки подготовки и соревнований, в которых участвует главный герой, автор постепенно раскрывает и суть его личности.

Татьяна Ахапкина

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...