Конституция или справка об освобождении?

Насколько украинская Конституция отражает точку зрения украинского общества?

Конституция или справка об освобождении?
Фото из открытых источников

Сергей Слободчук

Политический консультант

Насколько украинская Конституция отражает точку зрения украинского общества?

Конституция Украины отметила девятнадцатую годовщину со дня своего рождения. Хотя, по своей сути, украинский Основной Закон является всем чем угодно, только не настоящей полноценной Конституцией. Может, отсюда и все проблемы Украины?

Кому паспорт, а кому справка

Если говорить языком образов, то на человеческом уровне ближайшая аналогия для Конституции – это паспорт. Именно паспорт идентифицирует личность, подтверждая, что конкретный Иван Иванович Иваненко – это именно гражданин Иваненко. Взяв в руки паспорт и посмотрев дату рождения, можно сделать вывод насчет возраста, ответив на вопрос, является ли его обладатель полностью дееспособным. Прописка, наличие или отсутствие судимости, состоит или нет человек в браке или находится в состоянии развода - на все эти вопросы дает ответ именно паспорт. А главное, паспорт демонстрирует, гражданином какой страны является его обладатель. Но жизнь вносит свои коррективы, поэтому для большинства граждан главный документ – это паспорт, для несовершеннолетних – свидетельство о рождении. А для кого-то – справка об освобождении.

Новости по теме

Точно так же и Конституция является в первую очередь набором характеристик для каждого конкретного государства. Официальные лица зарубежного государства, будь то США, Великобритания, Франция или любая другая страна, изучив Конституцию Украины, могут дать себе ответ на насущные вопросы:

– что вести переговоры по вопросам внешней политики нужно с президентом, а лицо №1 в отношении всего блока финансовых и хозяйственных вопросов – это председатель Кабинета министров;

- что Украина на уровне Основного Закона признает примат международного права, когда статус нормы действующего международного договора считается выше, чем статус нормы украинского закона, а в случае противоречия действуют международно-правовые нормы;

- что Украина провозглашается унитарным государством, то есть, все вопросы внешней политики и ключевые финансово-экономические вопросы решаются в Киеве, а регионы обладают минимальной автономией;

- и т.д., и т.п.

Конституция или "хромая утка"

Согласитесь, что к человеку с полноценным паспортом вы будете относиться иначе, чем к гражданину, показывающего вам справку об освобождении из мест заключения. Нынешняя Конституция Украины, что в первоначальном варианте 1996 года, что в действующей редакции 2004 года, по своей сути представляет собой скорее договор между президентом и Верховной Радой. В середине 90-х годов Администрация президента Леонида Кучмы постаралась сформировать максимально удобный для власти состав Конституционной комиссии, а также активно влиять на работу такого органа. А принимала действующую Конституцию украинская Верховная Рада в ночь с 27 на 28 июня 1996 года.

Процедура требует, чтобы даже простой закон проходил несколько стадий – подготовка текста, голосование за основу, первое чтение, второе чтение, принятие в целом. А здесь народные депутаты принимали целую Конституцию всего за одну ночь, причем вносили с голоса поправки не в какой-нибудь закон, а в Конституцию! Причем, некоторые "отцы украинской Конституции" пытаются выдать такое поведение чуть ли не за гражданский подвиг, хотя по-хорошему заслуживают того, чтобы их судили за халатность и злоупотребление служебными полномочиями.

Новости по теме

А как же народ, провозглашенный в нашей Конституции "единственным источником власти"? А ведь получается, что главный "источник" является таковым только на бумаге – что на стадии разработки проекта, что на этапе внесения поправок, что в заключительной фазе принятия текста Конституции – на всех этапах власть прочно отсекла 40 с лишним миллионов украинцев от влияния на процесс и конечный продукт. Поэтому по своей сути нынешняя Конституция – это договор между президентом Леонидом Кучмой и главными политическими группировками в Верховной Раде. Но совсем не Конституция в общепринятом понимании.

Политическая реформа, провозглашенная в 2003 году, со старта ринулась по тем же граблям, что и разработка Конституции. В начале 2000-х на политическую арену выдвинулись крупные финансово-промышленные группировки (в просторечии - олигархи). Новые игроки не считали Конституцию авторитетом, потому что не принимали участия в выработке правил игры, а потому и не считали себя обязанными их соблюдать. И снова к разработке изменений в Конституцию власть допустила только сама себя – в лице чиновников Администрации президента и депутатов из фракций Верховной Рады. Поэтому редакция 2004 года (действующая и сегодня) – это отражение интересов ведущих олигархических группировок и окружения президента Леонида Кучмы (при том, что сам Кучма уже 10 лет как не участвует в активной политике). Да, и, конечно же, отражение интересов США и России, активно старавшихся влиять на процесс изменений в Конституцию во время "цветной революции" 2004-2005 года.

Новости по теме

Риторический вопрос – насколько украинская Конституция отражает точку зрения украинского общества? И отражает ли вообще? Но, может, достаточно того, что Конституция отражает интересы элиты? Но и такой вывод не получается, потому что только часть элит была допущена к разработке что первоначального варианта, что нынешней редакции Основного Закона.

Нелегитимный диагноз

Исходя из всего изложенного, выходит, что ключевая проблема украинской Конституции – ее сомнительная легитимность. Украинский народ ни в 1996, ни в 2004, ни в 2010, ни в 2014 году никоим образом не влиял ни на текст, ни на процедуру введения в действие. Поэтому украинская Конституция не опирается на такой важный фундаментальный фактор, как народное согласие. Кстати, это одна из причин, почему все годы независимости чиновники, политики, государственная власть в целом и остальной народ Украины живут в параллельных мирах, где действует разная мораль, разные правила и понятия.

Может, поэтому мы привыкли жаловаться, что Конституция Украины в части прав и свобод человека действует только на бумаге? Ведь любой начальник ЖЭКа или мелкий чиновник может безнаказанно попирать гарантированные Конституцией право на труд, отдых или охрану здоровья. Украинские президенты традиционно не стесняются нарушать принцип разделения властей, грубо вмешиваясь в работу судов, депутаты Верховной Рады лихо принимают законы, противоречащие Конституции (закон о люстрации, закон о СНБО и т.д.), первые лица Кабинета министров самостоятельно наделяют себя правом толковать нормы Конституции и т. д.

Новости по теме

Грубо говоря, живые примеры из недавней истории Украины продемонстрировали, что народ не выйдет защищать Конституцию – просто потому, что не знает, чем же так важен данный документ, а также, как он влияет на жизнь миллионов украинцев и перспективы будущих поколений. А следующие политические элиты, которые спустя 5-10 лет придут на смену Порошенко, Яценюку и другим, с полным правом будут считать, что они не обязаны соблюдать Конституцию, потому что они ее не принимали. То есть, новые элиты будут считать, что не обязаны жить по правилам, придуманными политиками старшего поколения в своих собственных корыстных интересах.

Поэтому в девятнадцатый день рождения Основного Закона Украины самым лучшим тостом было бы пожелать нашей Конституции преодолеть "болезнь роста" и превратиться со временем в полноценный "паспорт" Украины, обладающий авторитетом и вызывающий уважение во всем мире.

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>