Коррупция по-новому: Что не так с ОТГ?

Коррупция по-новому: Что не так с ОТГ?
Фото из открытых источников

Михаил Поживанов

председатель Фонда муниципальных реформ "Магдебургское право"

Сначала немного цифр. Был недавно на Закарпатье, где созданы 4 объединенные территориальные общины. Дальше процесс не пошел – его блокирует губернатор Москаль, которого за это называют "саботажником", и это еще самое мягкое из всех определений. Однако прежде чем его осуждать, надо разобраться в ситуации. Со слов заместителя Москаля знаю, что в области возник странный финансовый перекос: если, к примеру, один из местных райсоветов обслуживает 22 тысячи жителей и имеет зарплатный фонд в 7 млн гривен, то ОТГ, которая охватывает 5 тысяч жителей, имеет фонд ЗП в 11 миллионов. Из этих 11 миллионов аппарат ОТГ сам себе начисляет, как говорят, очень "некислые" оклады плюс надбавки за различные "выслуги", плюс 500% премии.

Новости по теме

Словом, хотели как лучше, а получилось как всегда. Правительство никак не регулирует зарплатную политику в ОТГ, ибо оно и понятно: децентрализация-децентрализация. Однако получается, что руководство ОТГ строит в отдельно взятой общине свой собственный мини-"Нафтогаз" с его заоблачными премиями. Полагаться на совесть таких руководителей не приходится, а закона или правил, которые бы определяли подобные моменты, просто нет. Впрочем, о законах позже. Сначала – еще один пример того, как в ОТГ распределяют финансовые потоки. Это уже не мой инсайт, а журналистское расследование.

Речь в нем идет о Черниговской области, где главы ОТГ имеют довольно скромный официальный доход и достаточно солидные инвестиции в недвижимость и частный автопарк. Сообщается о том, что один из глав ОТГ Черниговской области регистрирует доход в 586 тысяч гривен, а также земельный участок и две машины, приобретенные в Швейцарии. Другой показывает годовой доход в 360 тысяч гривен, а еще – несколько земельных участков, гараж, жилой дом и квартиру в Киеве. А еще, отмечают расследователи, среди 37 руководителей объединенных территориальных общин нашлись такие, которые при небольшом доходе имеют немалые суммы наличными, и очень часто в иностранной валюте.

Думаю, детальное изложение цифр и имен здесь будет лишним. Я – не антикоррупционная прокуратура, призванная заниматься специальными расследованиями, я лишь констатирую определенную тенденцию. И эта тенденция мне как гражданину очень сильно не нравится. Должность председателя ОТГ превращается в заветную синекуру, в возможность управлять средствами и осыпать самого себя денежным дождем. Если это и есть то, ради чего затевалась реформа самоуправления, то она не стоит и ломаного гроша. При этом замечу, что бюджетные деньги идут не только на содержание общин, они также высасываются и районными советами, которые существуют параллельно с органами управления ОТГ, что само по себе является полным нонсенсом.

Новости по теме

Да, это – отдельная новелла – существование наряду с новыми выборными органами "старых" районных администраций, которые входят в клинч со "свежесозданными" общинами. Борьба за полномочия уже сейчас разворачивается не на шутку, и законодатель никоим образом не позаботился о том, чтобы нивелировать такую возможность. Уже не раз приходилось писать о том, что депутаты весьма необдуманно "отвязали" децентрализацию от изменений в Конституцию. То есть в идеале эти два процесса должны идти параллельно, но на практике создание ОТГ обогнало перекройки основного закона.

В итоге же возможность объединения в территориальные общины не только сел, но и поселков и городов не согласуется с частью первой статьи 140 Конституции Украины, согласно которой территориальной общиной может быть только "добровольное объединение в сельскую общину жителей нескольких сел", которое должно иметь статус административно-территориальной единицы. Поэтому на сегодня ОТГ если не антиконституционное образование, то по крайней мере – просто НЕконституционное. Благодаря чему Украина уверенно движется в сторону не столько децентрализации, сколько феодализации. Когда тот или иной сюзерен получает в длительное пользование набор вассалов вместе с земельными участками и сельскохозяйственным производством.

Однако вернемся к децентрализации. Ради чего в конечном итоге внедряли эту реформу? А внедряли ее даже не ради перераспределения властных полномочий. И уж – естественно – не ради обогащения отдельных индивидов. Ее затевали ради нового качества жизни (или я ничего не понимаю в реформах). Между тем качество жизни (и прежде всего сельской), остается крайне неудовлетворительной. По данным Счетной палаты, разрыв в показателях бедности между городом и деревней растет по всем критериям. При этом малые города все больше тяготеют к сельским населенным пунктам и отдаляются от показателей крупных городов.

Новости по теме

И это не все. Условия жизни более четверти украинцев не соответствуют даже минимальным стандартам питания, потребления непродовольственных товаров и услуг, надлежащим жилищным условиям и тому подобное. Для сравнения: уровень материальной депривации для 28 стран ЕС по итогам 2017 года составил 16%, для Украины эта цифра соответствует 42% – об этом также говорится в отчете Счетной палаты. В Украине более 50% селян лишены минимальных бытовых удобств, 45,7% не имеют доступа к заведениям, где бытовые услуги оказывают, 41,8% не смогут воспользоваться экстренной медицинской помощью, 28,5% не имеют поблизости ни одного медицинского учреждения и 25% лишены регулярного транспортного сообщения.

Это, напомню, совсем свежие данные. То есть полученные уже после того, как децентрализация была начата. Я понимаю, что исправление ситуации (например, с состоянием дорог и сельской логистикой) – это дело не одного года и даже не одного десятилетия, однако очень хотелось бы увидеть обстоятельное исследование о том, как подобные цифры будут варьироваться в лучшую сторону после начала активного функционирования ОТГ. Возможно, мне придется признать свою неправоту и отметить, что да, общины даже в своем нынешнем, неконституционном, формате играют очень положительную роль в жизни сел и маленьких городков. Но теперь я подобной тенденции не вижу.

А посему позволю себе подчеркнуть еще раз: значение имеет лишь то, как изменяется (или не изменяется) уровень жизни после введения ОТГ. Служить еще одним рассадником коррупции они не должны – чего-чего, а этого "добра" у нас вполне хватает и без объединенных территориальных общин. 

Михаил Поживанов

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>