banner banner banner

"Кролик Джоджо": От нацизма до гуманизма за два часа

Тайка Вайтити снова доказал, что маленький бюджет и талант способны породить детище, достойное большого Голливуда. Ну, и шести номинаций на "Оскар".

"Кролик Джоджо": От нацизма до гуманизма за два часа
Кадр из фильма "Кролик Джоджо" Fox Searchlite

Анастасия Белова

журналист

Тайка Вайтити снова доказал, что маленький бюджет и талант способны породить детище, достойное большого Голливуда. Ну, и шести номинаций на "Оскар".

Хотя до золотой статуэтки "Кролик Джоджо" может и вовсе не дотянуть, учитывая какие конкуренты есть в шести заявленных номинациях (три их них технические). Напомним, что картина номинирована на звание "Лучшего фильма", исполнительница одной из ролей Скарлетт Йоханссон на "Лучшую актрису второго плана", а сам Тайка Вайтити примкнул к гонке за работу над "Лучшим адаптированным сценарием". Звучит очень почетно и Вайтити хочется респектнуть. Но не за то, что его работа может утащить с церемонии хотя бы один "Оскар". А вновь за отличную работу с небольшим бюджетом (14 миллионов долларов, на минуточку), абсурд до предела, откровение на мозолистые темы и прекрасный черный юмор.

Итак, события фильма разворачиваются практически на фоне завершения Второй мировой войны и полной капитуляции нацистской Германии. Но вместо фронта, нас отправляют в комнату с высокой концентрацией Адольфа Гитлера на метр кубический. Гитлер на плакате, Гитлер на книгах, Гитлер на картинах и Гитлер в исполнении Тайки Вайтити в виде воображаемого друга подле десятилетнего мальчика Йоханесса Бетцлера (Роман Гриффин Дэвис). Мальчик искреннее переживает за то, что может оказаться плохим нацистом и из раза в раз учится правильно повторять приветствие "хайль Гитлер!". Становиться еще более хорошим нацистом Йоханесс отправляется в специфическую версию детского лагеря Гитлерюгенда. Там девочек учат, как нарожать как можно больше детишек-арийцев, а мальчикам дают в руки нож, гранату или кролика. На последнем юные гитлеровцы должны доказать, что способны ради Германии на убийство. Но маленький Йоханесс не смог лишить жизни братца меньшего, за что получил кличку "Кролик Джоджо".

После несчастного случая с гранатой и телесных повреждений парень возвращается домой к своей матушке Рози (Скарлетт Йоханссон), которая не питает любви к нацизму. Отец Кролика Джоджо воюет где-то в Италии, а старшая сестра Инга умерла недавно от гриппа. Чтобы совсем не помереть от скуки и мыслей о том, что Йоханесс никому не нужен (в частности, Германии), мальчик иногда развешивает листовки с любимым Гитлером по городу или собирает металлолом на военные нужды. Досуг маленького нациста становится разнообразным после знакомства с девушкой-еврейкой Эльзой (Томасин Маккензи), которую Рози спрятала от недоброжелателей. И тут то воображаемый друг Кролика Джоджо – Адольф Гитлер – начинает ревновать. А сам Джоджо оказывается перед непростым выбором: быть нацистом или же стать гуманистом.

Кадр из фильма
Кадр из фильма "Кролик Джоджо" Fox Searchlite
Кадр из фильма
Кадр из фильма "Кролик Джоджо" Fox Searchlite
Кадр из фильма
Кадр из фильма "Кролик Джоджо" Fox Searchlite
Кадр из фильма
Кадр из фильма "Кролик Джоджо" Fox Searchlite

Вообще "Кролик Джоджо" основывается на романе "Небо в клеточку" писательницы Кристины Люненс. Но для самого Тайки Вайтити фильм точно был чем-то личным. Кто не знает или не помнит, матушка режиссера была еврейкой. Сам же Вайтити еще с 2011 года хотел подарить миру фильм "Кролик Джоджо". Но, видимо, тогда это было не так уж актуально. А потому только в 2019 году картина вышла в мировой прокат, а в начале 2020 добралась до Украины. Но с просмотром "Кролика Джоджо" становится понятно, по каким причинам. Уж слишком прямая аналогия идет.

Картина Тайки Вайтити – это сплошное высмеивание нацизма на протяжении двух часов. Так получилось, что Германия во времена Второй мировой войны в кино выглядела абсолютно демонически. В то же время в реальности, например, свастика и нацистское приветствие могут восприниматься как нечто негативное. Над всеми этими ярлыками и стереотипами Вайтити издевается. И делает это в смелой манере, доводя до полного абсурда. Хмурые улицы условного Берлина (хотя на самом деле Праги) становятся красочными. Отдельные персонажи носят непривычно яркую форму, а порой напоминают даже цирковых клоунов больше, чем грозных офицеров. Воспитание в военно-патриотическом лагере – это вообще череда какого-то нереального безумия, где дети чуть ли не с бубном в зубах сжигают книги, или неудачно метают ножи, а те застревают в чьей-то коленке. Да и вообще маленькие нацисты, которые с верхней полки памперсы еще достать не могут, тут – полноценные солдаты. И обязательно пушечное мясо, которое с гранатой за поясом побежит обнимать американцев. Или же приветствие "хайль Гитлер!" может прозвучать за одну минуту 31 раз, что в какой-то момент доводит просто до истерики. И это мы еще не расписываем пропагандистские сказки о страшных евреях в головах рядовых немцев. В общем, спустя два часа фильма, понимаешь, что не так страшен черт, как его рисуют. И взгляд Тайки Вайтити на нацистскую Германию имеет право на существование.

Кадр из фильма
Кадр из фильма "Кролик Джоджо" Fox Searchlite
Кадр из фильма
Кадр из фильма "Кролик Джоджо" Fox Searchlite
Кадр из фильма
Кадр из фильма "Кролик Джоджо" Fox Searchlite
Кадр из фильма
Кадр из фильма "Кролик Джоджо" Fox Searchlite

Абсурд – не главная фишка фильма "Кролик Джоджо", хотя и очень важная. Все же гораздо больше может зацепить сама история и те посылы, которые режиссер вложил в картину. Касательно первого, "Кролик Джоджо" – очень неровное кино, которое совмещает в себе элементы разных жанров. Комическое воплощается в виде черного юмора и высмеивания. Исторические элементы – в виде собственно самой войны и времен падения Третьего Рейха. Военная составляющая – под финал ленты, где город взят "красными" и американцами. Драма – вокруг семьи и дружбы. Даже элемент хорорра в стиле "Звонка" умудрились впихнуть. Вайтити умудряется гениально чередовать одно с другим, что даже может привести в некое замешательство, мол, как так можно делать, мы так не привыкли. Особенно подобный трюк заметен после очередной комедийной зарисовки, когда маленький Джоджо бежит за бабочкой, а натыкается на ноги повешенного человека. Вот, без спойлеров, но этот момент просто в разрыв уносит. То есть, зрителя поджаривают порцией хороших шуточек, чтобы затем окунуть в колодец холодной воды, а потом вновь задобрить вкусной порцией доброты. Это действительно гениально продуманная стратегия, от которой даже немного жутко. Ведь, по сути, ты не знаешь, когда наступит очередной момент смеяться, а когда взгрустнуть.

Конечно, "Кролик Джоджо" – это и о серьезных вещах. О том, как пропаганда и идеология наглухо забирается в голову даже самых мелких. О том воспитании, когда о благе жителей заботится государство, а взамен просит "всего лишь" отдать жизнь в случае войны. О ненависти к "иным", которая способна перерасти в толерантность и даже дружбу. О способности людей выступать против самой крепкой системы даже ценой собственной жизни. О том, как целые культы уходят в историю под фразу "быть таким уже не модно". Список можно продолжать и продолжать, и это делает фильм "Кролик Джоджо" важным, глубоким, универсальным и актуальным не только на сегодняшний день, но и на далекое будущее.

Кадр из фильма
Кадр из фильма "Кролик Джоджо" Fox Searchlite
Кадр из фильма
Кадр из фильма "Кролик Джоджо" Fox Searchlite
Кадр из фильма
Кадр из фильма "Кролик Джоджо" Fox Searchlite
Кадр из фильма
Кадр из фильма "Кролик Джоджо" Fox Searchlite
Кадр из фильма
Кадр из фильма "Кролик Джоджо" Fox Searchlite

Невозможно проигнорировать еще один заметный факт. С бюджетом в 14 млн долларов Вайтити собрал в касте небольшую компанию больших и именитых звезд. Скарлетт Йохансон – воплощение материнства, доброты, любви и сопротивления системе не просто так претендует на "Оскар" за роль второго плана. Великолепный Сэм Рокуэлл – мастер ролей второго плана – отпечатывается в памяти своей упоротостью, тягой к модному и яркому, а также скрытой добротой. Самого Тайки Вайтити оказалось мало. Его Адольфа Гитлера не стыдно было бы повесить в виде плаката на стене. Даже Ребел Уилсон из "Кошек" и Алфи Аллен из "Игры престолов" своей эпизодичностью успевают отметиться в насыщенной веренице событий. 

"Кролик Джоджо" – это буквально все вместе и до кучи. Но структурировано и дозировано! Много нацизма, Гитлера, зиг, черного юмора, абсурда – с одной стороны. Драма, слезы, доброта, дружба, болезненные темы и нравоучения – с другой. Тайка Вайтити, не без помощи оригинального романа, представил зрителям свое видение Третьего Рейха, механизма пропаганды в обществе, способности человека деградировать или совершенствоваться. В общем, "Кролик Джоджо" – это точно must see и не один раз. Фильм является очень доброй сказкой с ребенком в центре, но на серьезные темы.

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>