banner banner banner banner

Брюссельский визит: суть ошибки и последствия для Крыма

В Украине активизировались необратимые процессы

Брюссельский визит: суть ошибки и последствия для Крыма
Reuters

В Украине активизировались необратимые процессы

Сегодняшний день принес массу неожиданностей. Крымские парламентарии в стенах Верховного Совета АРК приняли решение о проведении референдума о вхождении Автономной республики Крым в состав РФ 16 марта. Напомню, ранее ранее этот референдум планировали проводить 25 мая, потом – 30 марта. И если раньше Аксенов ставил вопрос об изменении статуса автономии с прицелом на расширение прав Крыма, то теперь вопрос поставлен прямо – о вхождении в состав России.

А потом Верховный Совет Крыма тут же принял постановление об обращении к  Владимиру Путину о включении Крыма в состав России. Без каких-либо референдумов и прочих признаков "волеизъявления".

Кстати, а ведь еще вчера ничто не предвещало резкого поворота ситуации. Более того, РФ даже отвела войска и разблокировала, судя по всему, под угрозой международных санкций, украинские части. Но что-то сорвалось. В Москве, судя по всему, передумали, вернули войска и дали команду Аксенову идти на прорыв.

Кто или что спугнуло Владимира Путина? Очевидно, что лидер РФ до конца верил в действенность давления на новое украинское руководство при помощи силы. Главная задача этого давления была понятна – помешать движению Украины в европейские структуры. Все выглядит предельно просто – отказ от НАТО и подписания ассоциации означал бы, скорее всего, вывод войск России из Крыма и пересмотр газовых контрактов и кредитных договоров Виктора Янковича. Возможно даже, выдача четвертого президента Киеву. Результат – Украина цела, Россия сохраняет свое влияние в регионе.

Но Киев выстрелил первым. Внезапный вояж Арсения Яценюка эконом-классом в Брюссель, подача на рассмотрение парламента законопроекта о вступлении Украины в НАТО, а также заявление  Петра Порошенко о подписании Соглашения об ассоциации с ЕС "буквально завтра" внесли коррективы в ситуацию. Отсюда, можно предположить, и последовал "рывок отчаяния" в Крыму.

Действия же украинского правительства выглядят на удивление странно. Даже более чем. Для всех властей и правителей испокон веков территориальная целостность страны всегда была на первом месте, чтобы ни происходило. Визиты за границу еще никого не спасали перед лицом надвигающейся угрозы. Даже если представить, что визит Яценюка в Брюссель увенчался бы успехом прямо же ночью (чего не получилось, хотя переговорный процесс завязался), то ситуацию бы это не решило. В данной ситуации украинским властям следовало контактировать непосредственно с Аксеновым и договариваться с ним, переманивая его на свою сторону, то есть, обещая больше, чем может обещать Москва. А может, пойти дальше, и говорить непосредственно с крымскими парламентариями, которые представляют региональные элиты. Это и есть региональная политика в чистом ее виде. Почему нет? Такой прием сработал ровно двадцать лет назад. Тогда, в середине 1990-х именно кулуарными переговорами Украине удалось привлечь крымские элиты на свою сторону и сбросить самопровозглашенного президента Мешкова. Почему бы не повторить пройденное? Еще неделю назад об этом говорили и участники крымской эпопеи тех лет. Например, Евгений Марчук. Но его глас так и остался гласом вопиющего в пустыне. Неужели прошлые лидеры Майдана, а ныне – властные персоны настолько полагаются на международные структуры (весьма медлительные в своих действиях, как показал грузинский опыт 2008 г.), что всерьез считают, что в критической ситуации следует переманивать на свою сторону НАТО вместо того, чтобы договариваться с гражданами (пока что) своего же государства?

Кроме того, новой украинской власти следовало не переносить вчера ситуацию в геополитическую площадь, а продолжать договариваться с Россией. Ведь было бы наивно полагать, что современное правительство не имеет никаких контактов с российской стороной, сколько бы ни говорило о нежелании России идти на переговоры. Так или иначе, Россию и Украину связывают тесные экономические связи в ключевых отраслях экономики для обеих стран – есть чем торговаться. Не говоря уже о том, что с российскими властями можно контактировать через представителей украинского крупного бизнеса, которые имеют много точек соприкосновения с российскими олигархами. В конце концов, даже в случае отказа от подписания СА и движения в НАТО на сегодняшний день, Крым остался бы в покое, и это дало бы Украине передышку, необходимую для восстановления сил и проведения реформ. А там, скорее всего, и международная ситуация позволила бы вновь поднять вопросы европейского вектора интеграции, который для нашей страны в ее нынешнем положении неизбежен.

Но, судя по всему, революционно и романтически настроенное украинское руководство, желая получить на волне успеха Майдана все и сразу, сделало слишком резкий шаг, не просчитав всех его последствий. А при них территориальные потери будут неизбежны, не говоря уже о боле значительных проблемах, которые Украина в одиночку пока что решить не в состоянии. Энергетических, например.

Что же было изначально – курица или яйцо? Действия ли России в конце февраля побудили украинское руководство рваться на запад или же романтические действия новой украинской власти сорвали стоп-кран в Крыму – неизвестно. Известно лишь то, что сегодня в Восточной Европе начались необратимые процессы, развитие и последствия которых вряд ли кто-то может сейчас прогнозировать…

 

Сергей Костеж  

редакция может не соглашаться с точкой зрения автора публикации

Источник: 112.ua

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>