Любовь в "Форме воды": Недетская сказка от Гильермо дель Торо

В картине режиссер исследует тему отношения к себе и другим, пересматривая общепринятые нормы и выходя далеко за их пределы

Любовь в "Форме воды": Недетская сказка от Гильермо дель Торо
Кадр из фильма "Форма воды" IMDB

Блог о Кино

Редакционный блог

В картине режиссер исследует тему отношения к себе и другим, пересматривая общепринятые нормы и выходя далеко за их пределы

Отправляясь в путешествие под загадочным названием "Форма воды", Гильермо дель Торо, хоть и отталкивался от заезженной сказки про красавицу и чудовище, но все же задумывал создать историю про реальные чувства, избегая при этом самых банальных трактовок. "Я хотел создать отношения, в которые можно поверить, конечно, держа в уме, что это метафора", – говорит он сам.

Что ж, осуществить это автору вполне удалось и даже более того. Буквально сразу на ленту посыпались многочисленные похвалы и почести. Критики и кинематографисты окрестили картину величайшей работой дель Торо со времен "Лабиринта Фавна" и практически закидали ее различными наградами, начиная от "Золотого льва" прошлогоднего Венецианского фестиваля и двух "Золотых глобусов" (за лучшую режиссуру и саундтрек), и заканчивая четырьмя победами на Critics’ Choice Awards.

События фильма переносят нас в США начала 60-х, где в тайной космической лаборатории заточено существо-амфибия (Даг Джонс). Американские секретные службы, которым не дают покоя лавры СССР в освоении космоса, намерены использовать его в качестве сверхоружия. Если же объект изучения не оправдает ожиданий и не сможет стать преимуществом в "холодной войне", его тут же пустят в расход. С особой тщательностью за этим готов проследить полковник-садист Стрикленд (Майкл Шеннон), имеющий с чудовищем личные счеты.

Помешать бездушным планам военных намерена немая девушка Элайза (Салли Хокинс), работающая в лаборатории обычной уборщицей. Именно ей удалость рассмотреть за холодной внешностью монстра нежную душу и встретить в его лице невиданное ранее понимание. Заручившись поддержкой своего соседа (Ричард Дженкинс) и сотрудницы (Октавия Спенсер), Элайза намерена сделать все, чтобы помочь пленнику обрести свободу.  

Идея фильма пришла к дель Торо несколько лет назад, еще до старта работы над "Тихоокеанским рубежом", вышедшим в 2013 году. Собственно, ради "Формы воды" он отказался от съемок продолжения упомянутого фантастического боевика, занявшись взамен разработкой и реализацией нетипичной романтической истории. Хотя нетипичность ее прослеживается только на первый взгляд – для мексиканского сказочника тема относительно стандартна, что он, в общем-то, и не пытается скрыть, признавая некую схожесть сюжета и символики со своим же "Лабиринтом фавна". И там, и там режиссер умело сплетает магию и реализм, помещая в центр повествования хрупкий внешне, но внутренне мощный женский персонаж и противопоставляя ему суровую окружающую действительность, так или иначе включающую проблематику войны.

  • Фото со съемок фильма
    Фото со съемок фильма "Форма воды" IMDB
  • Фото со съемок фильма
    Фото со съемок фильма "Форма воды" IMDB
  • Фото со съемок фильма
    Фото со съемок фильма "Форма воды" IMDB
  • Фото со съемок фильма
    Фото со съемок фильма "Форма воды" IMDB
  • Фото со съемок фильма
    Фото со съемок фильма "Форма воды" IMDB
  • Фото со съемок фильма
    Фото со съемок фильма "Форма воды" IMDB

Таким образом автор делает очередное признание в любви к монстрам и высказывается сразу на несколько актуальных тем – начиная от уже отмеченной жестокой абсурдности войны и заканчивая многочисленными дискриминациями и прослеживающимся феминистским подтекстом. Но главный посыл фильма, проносящийся по нему лейтмотивом и находящий выражение в совершенно различных формах, безусловно, сводится к любви. Любви в первую очередь к себе настоящему, к принятию себя таковым. И лишь на фоне этого режиссер обращается к вопросу поиска понимающих и сочувствующих, позволяющих полноценному в своей инаковости созданию обрести что-то еще.

Для реализации своего замысла дель Торо умело пользуется хорошо освоенным жанром сказки, наполняя картину усиленно сочными или темными тонами и дополняя донельзя гротескными в своей отвратительности или хорошести персонажами. Автор намеренно возводит их характерные черты в максимальную форму, демонстрируя этим некую нереалистичность происходящего. Что, как ни иронично, скорее подчеркивает определенную жизненность и точность.  

Тему воды в фильме режиссер выбирает не случайно. По его словам, пока другие мечтают о возможности летать, он сам грезит умением дышать под водой. Чем, собственно, и наделяет своего персонажа. Делая его таким, мексиканский сказочник показательно выходит за рамки истории про красавицу и чудовище и отбирает у своего героя связку "до" и "после".

Дельторовский "ихтиандр" не имеет возможности измениться, он сразу такой, какой есть. Он – другая форма жизни, не способная переродиться и очеловечиться, представ в конце внезапно и ослепительно в образе прекрасного принца. Поэтому возникающее к нему чувство главной героини сразу подчеркивает расхождение с этим каноном и делает "Форму воды" в большей степени схожей с историей Золушки. Здесь переосмыслить себя предстоит именно женскому персонажу, не став при этом в финале принцессой, но получив взамен нечто новое, куда более чувственное и прекрасное.

  • Кадр из фильма
    Кадр из фильма "Форма воды" IMDB
  • Кадр из фильма
    Кадр из фильма "Форма воды" IMDB
  • Кадр из фильма
    Кадр из фильма "Форма воды" IMDB
  • Кадр из фильма
    Кадр из фильма "Форма воды" IMDB
  • Кадр из фильма
    Кадр из фильма "Форма воды" IMDB
  • Кадр из фильма
    Кадр из фильма "Форма воды" IMDB

В итоге Гильермо дель Торо создает насыщенную смыслами и аллегориями взрослую сказку, которую, естественно, не стоит воспринимать буквально. Взяв не самую свежую идею, режиссер вкладывает ее в обновленный контекст, мастерски используя язык метафор, а местами чрезмерную, но уместную в контексте сексуальность и жестокость. Дополняет это все безупречно выверенный визуальный и звуковой ряд, выводящий "Форму воды" далеко за рамки рядового кино.  

Татьяна Ахапкина

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...