Македонский урок для Украины: Как правильно евроинтегрироваться

Македонский урок для Украины: Как правильно евроинтегрироваться
Reuters

Недавний референдум по переименованию Республики Македония в Республику Северная Македония признали не состоявшимся. Причина - низкая явка избирателей.

Вся эта ситуация является показательным примером для Украины, поскольку демонстрирует, насколько негативно сказывается на перспективах развития государства внешнее вмешательство – с какой стороны оно бы ни было.

Напомню, в июне этого года Македония подписала с Грецией договор о переименовании страны в "Северную Македонию". Этот договор должен был положить конец спору, который длился с момента обретения бывшей югославской республикой независимости.

Афины не признавали названия новой страны, считая единственным правопреемником названия "Македония" административный регион на севере Греции с центром в Салониках.

Настаивая на своей позиции, Греция заблокировала вступление Македонии в НАТО и сближение этой страны с ЕС. Показательно, что в бюллетень для голосования внесли вопрос: "Поддерживаете ли вы членство в ЕС и НАТО, принимая соглашение между Республикой Македонии и Греческой Республикой?".

Новости по теме

"За" высказались 91,38% тех, кто проголосовал, против - 5,63%. Но при этом участие в голосовании приняли только 36,83% избирателей при необходимых 50%.

Почему так произошло? Очевидно, в процесс самоопределения Македонии активно вмешивались как Запад, так и Россия. И, что не менее важно, македонская власть и политический класс в целом уважали это вмешательство.

В конфликте Македонии с Грецией международные организации фактически все время были на стороне последней. Название "Бывшая югославская республика Македония" используется не только Афинами, но и штаб-квартирами большинства международных организаций.

Скопье пошло на переговоры относительно изменения названия именно под международным давлением. Договор подписали. Однако он далеко не всех устраивал как в Греции, так и в Македонии.

Скорее всего, референдум нужен был власти для того, чтобы легитимизировать договор в глазах македонской и международной общественности. Он был, скорее, консультативным. Решение о ратификации договора должна принять Ассамблея (однопалатный парламент Македонии).

Второй важный момент в контексте референдума - манипулятивная формулировка вопроса. Избирателя спрашивали о ЕС и НАТО, но голосование де-факто проводилось относительно названия страны.

Эти два фактора привели к тому, что та часть населения, которая соглашалась на смену названия, была демотивирована участвовать в голосовании. Зато противники евроинтеграции получили возможность говорить о том, что власть врет людям.

В частности, в стране организовали (не без российского участия) мощную кампанию, направленную на бойкот референдума.

В результате "непонятный" референдум дал противоречивые результаты. С одной стороны, более 90% поддержали переименование. С другой - он не может считаться состоявшимся. Не говоря уже о том, что в правовой плоскости он не был нужен.

Причины казуса - стремление македонского политикума учитывать интересы внешних игроков и балансировать между геополитическими полюсами.

Бесспорно, Македонии (как и Украине) нужно членство в ЕС и НАТО, поскольку сохраняется потенциал территориальных претензий и даже непризнание "исторического права" на национальное государство со стороны Сербии, Болгарии и Греции.

В то же время вопрос относительно названия страны и исторической правды важен для македонских политических сил как инструмент мобилизации избирателей. Нечто подобное наблюдаем в соседней Польше. Там власть также использует украино-польские исторические проблемы для мобилизации своего правого электората. И довольно успешно.

Что ж, сидение на двух стульях одновременно – не лучший вариант. Здесь важнее вопрос приоритетов. Ведь у каждой страны должен быть свой собственный путь, который бы соответствовал ожиданиям как граждан, так и геополитическим реалиям.

Новости по теме

Между Украиной и Македонией в этом контексте есть сходства. Хотя, откровенно говоря, у нас ситуация еще сложнее. Наше государство нуждается в модернизации. Мы готовы развиваться по европейской модели. Но "повтор" в вопросах институциональной интеграции в ЕС и НАТО приводит к тому, что на первый план выходят вопросы символические, а не практические.

Кроме того, многие отечественные политические силы стимулируют дискуссию по языковым, культурным и историческим вопросам. Это создает пространство для того, чтобы во внутренние вопросы вмешивались внешние силы.

Греция, к примеру, используя вопросы относительно названия Македонии, минимум на десять лет "затормозила" вступление этой страны в НАТО и заблокировала продвижение в вопросе сближения с ЕС.

Подобным образом сегодня действует Венгрия относительно Украины. Политики этой страны, подыгрывая настроениям своих избирателей, реализуют провокационный курс и при этом блокируют институциональное сближение Украины с ЕС и НАТО.

Рассчитывать на то, что Брюссель станет на "нашу" позицию, не приходится. Поэтому следует самостоятельно защищать свои интересы в диалоге с Будапештом и столицами других стран, которые пытаются навязывать Украине свое видение "правильной политики".

Нам нужно на первое место поставить защиту территориальной целостности и жестко отстаивать свою позицию в диалоге со странами-соседями. Другой вопрос – это внутренний консенсус. На сегодня нет ни одной публичной дискуссии – куда мы движемся и каких целей хотим достичь. Учитывая все внешние угрозы, нам нужно наконец четко определить свои главные приоритеты.

Модернизация и западный вектор развития – это жизненно необходимые вещи. Здесь нет никаких сомнений. А вот членство в международных организациях – под вопросом. Ведь мы понимаем, что в ближайшее время никто Украину не ждет ни в ЕС, ни в НАТО. Поэтому разговоры о скором вступлении туда – в значительной степени популистские обещания.

Зато уже сегодня можно внедрять западный опыт реформирования, перенимать лучшие инновационные практики, налаживать бизнес-контакты. В чем проблема? Давайте уже здесь и сейчас становиться той Европой, к которой мы так стремимся приобщиться.

Убежден, что вопрос членства в ЕС и НАТО можно вынести на всеукраинский референдум. Однако македонский опыт говорит о том, что на референдум должны выноситься очень четкие и однозначные вопросы. Иначе у внешних центров влияния будут возможности для манипуляций общественным мнением Украины и позицией международных организаций.

Поэтому прежде всего нам нужен качественный закон о референдуме, который бы позволил каждому украинцу правовым способом выразить свое мнение о том, какое будущее и с кем он хочет строить. Вот это будет действительно по-европейски.

Владимир Пилипенко

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

 

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...

Виджет партнеров