Макроэкономический прогноз: Чего не учли в Кабмине

Макроэкономический прогноз: Чего не учли в Кабмине
Правительственный портал

Даниил Монин

Экономист

Оригинал на странице Даниила Монина в Facebook

Министерство развития экономики, торговли и сельского хозяйства порадовало качеством своей работы. Наконец -  впервые за 5 лет!!! - Министерство начало думать, как оно будет стимулировать экономику. 23 октября Кабмин утвердил два варианта прогноза развития экономики, а также курсовой прогноз по двум сценариям на 2020-2022 гг.

Согласно 1-му прогнозу, экономика вырастет на 3,7, 3,8, 4,1%.

Согласно 2-му прогнозу, экономика вырастет на 4,8, 5,5, 6,5%.

Согласно 1-му прогнозу, средний курс гривны в 2020-2022 гг. составит 27,0-27,2-27,5.

Согласно 2-му прогнозу, средний курс гривны укрепится и составит 24,8 - в 2020-м, 23,9 - в 2021-м и 24,2 - в 2022 году.

Я внимательно постарался изучить логику Министерства экономики и вот что хочу сказать вам по этому поводу.

1. Стимулировать экономику к росту планируют внешними инвестициями, а также запуском кредитования. Это уже очень хорошо. Но совершенно отсутствует еще один стимул – налоговое стимулирование экономики. Если экономику не хотят стимулировать налогами, значит, наша азаровская налоговая система будет и далее здравствовать, что печально.

2. Уровень планируемых внешних инвестиций по второму сценарию – 5,5 млрд долл. в 2020 году, 7,5 млрд - в 2021-м и 9,5 млрд - в 2022 году. Основные объекты инвестиций – ветровая и солнечная энергетика, недвижимость, объекты приватизации, транспортная инфраструктура, производство строительных материалов и добывающая промышленность (энергетика).

По первому сценарию приток иностранных инвестиций составит 3,2 млрд, 4,2 млрд и 5,2 млрд в 2020-2022 гг., что тоже больше, чем в 2019 году, когда по прогнозу Минэкономики, объем иностранных инвестиций планируется всего на уровне 2 млрд долл. В целом это хорошие планы, но есть одна проблема: это все инвестиции, направленные на внутреннее потребление, внутри страны.

Новости по теме

В то же время правительство объявило в своих целях о планах роста экспорта в два раза. И тут уже виден конфликт в целях и действиях.

3. Минэкономики оценивает, что платежный баланс по текущим операциям будет стремительно ухудшатся. При первом сценарии ухудшится до 6,3 млрд долл. в 2020 году, 7,1 млрд - в 2021-м и 8,5 млрд - в 2022 году. В сценарии 2 дисбаланс еще больше - 8-14 млрд.

При этом Министерство экономики приводит примеры других стран: Чехии, Польши, Румынии, где счет активных операций тоже был сильно отрицательным, но через 5-7 лет он улучшался.

4. Исходя из цифр планируемых внешних инвестиций и больших внешних выплат, при котором базовый сценарий предполагает замещение старых долгов, я пока не понимаю, каким образом правительство планирует выйти на курс 24 в 2020-м и тем более 2021 году.

Ведь дефицит по активным операциям будет расти быстрее, чем приток иностранных инвестиций. И единственный способ сохранять платежный баланс нулевым или немного положительным - это наращивание иностранцев в украинские ОВГЗ по 3-4 млрд долл. ежегодно.

Но поскольку ставка НБУ будет падать и, соответственно, будет падать доходность этих бумаг у иностранцев, то будут возрастать риски у иностранцев владения этими бумагами. Будут ли они их покупать в таком объеме – это пока большой вопрос.

Кроме того, на фоне укрепления курса гривны и роста стоимости рабочей силы при слабом росте производительности труда наши производители попадут в крайне невыгодное положение.

Они будут терять прибыльность и, соответственно, возможности инвестировать, что будет замедлять экономический рост. А ведь внутренние инвестиции являются основными. На них приходится сейчас более 90% всех инвестиций.

Подводя итоги, поздравляю Министерство экономики с началом работы в правильном направлении. Но все же скептически отношусь к их расчетам и желаниям укреплять гривну.

Более правильным считаю держать курс более высоким, поднимая валютные резервы и давая нашим производителям ресурс на перевооружение производства. А для лучшего эффекта, конечно, еще задействовать механизмы налогового стимулирования экономики!

Facebook Даниил Монин

Даниил Монин

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>