Мама обо всем позаботится: Рецензия на хоррор "Суспирия"

Наконец-то в украинский прокат вышел звездный хоррор "Суспирия", разделивший зрителей Венецианского фестиваля на два лагеря. Одни обвинили ленту в святотатстве, другие – назвали революционной

Мама обо всем позаботится: Рецензия на хоррор "Суспирия"
Кадр из фильма "Суспирия" Amazon Studios

Татьяна Ахапкина

Журналист

Наконец-то в украинский прокат вышел звездный хоррор "Суспирия", разделивший зрителей Венецианского фестиваля на два лагеря. Одни обвинили ленту в святотатстве, другие – назвали революционной

Фильм и в самом деле производит неоднозначное впечатление. Чего-то в нем кажется чрезмерно много, что-то, наоборот, остается не до конца раскрытым, но точно можно сказать одно – оформлено все это выдающимся образом. Визуальная составляющая "Суспирии" тешит продуманностью и намеренной старомодностью операторской съемки, а звуковая – завораживает музыкой лидера Radiohead Тома Йорка. Непривычно редкой, а оттого куда более заметной. Но основную часть внимания оттягивают на себя актерские работы, многогранные и более чем достойные.

Однако интерес картина привлекла еще до официального релиза. В первую очередь потому, что стала ремейком одноименного фильма ужасов итальянца Дарио Ардженто, произведшего в свое время настоящий фурор (отсюда и разговоры о святотатстве). "Суспирия" 1977 года ломала типичные представления о своем жанре, предлагая зрителям необычный эксперимент с цветом, звуком и формой. Аналогичный подход использует и новинка, в чем-то подобострастно повторяя Ардженто, но куда чаще следуя своим собственным путем.

Кадр из фильма "Суспирия" Amazon Studios

Точки соприкосновения двух работ закономерно прослеживаются и в сюжете. По крайней мере, в его ключевых вехах. В центре повествования в обоих случаях оказывается талантливая молодая балерина Сьюзи (Дакота Джонсон), приехавшая из Америки в Германию, чтобы учиться в престижной танцевальной школе, возглавляемой живой легендой мадам Бланк (Тильда Суинтон). Там ей предстоит занять место девушки, неожиданно покинувшей учебное заведение при довольно странных обстоятельствах (Хлоя Морец).

Еще более невероятные вещи начинают происходить с новоприбывшей чуть позже. По мере того, как она вливается в коллектив и погружается в готовящуюся постановку, страсти вокруг все больше накаляются. Некоторые студентки начинают подозревать что-то неладное, учителя же, напротив, делают вид, что все в порядке вещей.

На этом основные содержательные сходства исчерпываются, позволяя новой "Суспирии" проявить себя как самостоятельное произведение. Например, в отличие от изолированной и в этом смысле несколько клаустрофобной предшественницы она хорошо вписывается в контекст окружающей действительности своего времени. События фильма происходят в 1977 году (то есть как раз тогда, когда вышла оригинальная лента), и это хорошо чувствуется. Еще в завязке авторы дают нам понять, что действие развивается в разделенном Берлине, а после неоднократно усиливают саспенс витающей в воздухе политической нестабильностью, находящей пугающее выражение в терактах.

Кадр из фильма "Суспирия" Amazon Studios

Еще одна тема, поднимаемая этим киноисследованием – матриархальная. Причем, она не просто прослеживается, а явно доминирует над всем остальным, возводя в некий абсолют образ женщины в целом и матери в частности.

И если фильм Ардженто просто выделял дам, не исключая при этом мужчин, то "Суспирия" 2018 года напрочь о последних забывает. В ее царстве представители противоположного пола служат чем-то инородным, лишь ненадолго появляясь в кадре, да и то – в подчеркнуто несуразном виде.

Единственным исключением здесь оказывается пожилой второстепенный персонаж, пытающийся разгадать тайну главных героинь, но делая это не достаточно настойчиво, как будто не всерьез. При этом ему удается пронести через весь фильм не совсем очевидную тайну, разглядев которую зритель сумеет в полной мере оценить иронию создателей.

Кадр из фильма
Кадр из фильма "Суспирия" Amazon Studios
Кадр из фильма
Кадр из фильма "Суспирия" Amazon Studios
Кадр из фильма
Кадр из фильма "Суспирия" Amazon Studios
Кадр из фильма
Кадр из фильма "Суспирия" Amazon Studios
Кадр из фильма
Кадр из фильма "Суспирия" Amazon Studios
Кадр из фильма
Кадр из фильма "Суспирия" Amazon Studios
Кадр из фильма
Кадр из фильма "Суспирия" Amazon Studios
Кадр из фильма
Кадр из фильма "Суспирия" Amazon Studios

К слову, за постановку текущей "Суспирии" ответственен еще один итальянец – Лука Гуаданьино. Режиссер, чье имя последние три года не покидало новостных заголовков. Сначала немалого внимания удостоился его психологический триллер "Большой всплеск", также положительно отмеченный в Венеции. А прошлогодняя драма о первой любви "Зови меня своим именем" и вовсе произвела фурор, обеспечив автору номинацию на "Оскар".

Как минимум по этим двум работам Гуаданьино (хоть далеко и не первым) можно создать о нем какое-то впечатление. Тем не менее, в своей новой картине постановщик решается зайти на территорию, не до конца им изученную. Оставляя позади грани любовных переживаний, он сосредотачивается на чем-то более глубинном и базовом, пытаясь осмыслить едва ли не суть всего бытия.

Кадр из фильма "Суспирия" Amazon Studios

Впрочем, трактовать новинку можно совершенно по-разному. Взяв мистический хоррор в качестве каркаса, режиссер насытил его множеством полутонов. В его исполнении "Суспирия" получила политическую и феминистическую повестки, превратившись в аллегорический анализ социума и волнующих его идей.

Все они каким-то парадоксальным образом уживаются рядом, сплетаясь в единое полотно тщательно проработанных художественных приемов. Благодаря их уровню, как уже упоминалось, лента выходит за рамки рядового кино, предлагая своему зрителю истинное гурманское удовольствие. Как, впрочем, и озадачивая его, вызывая некий первобытный страх, особо отчетливо ощущаемый в красочной и по-тарантиновски кровавой кульминации.

Гуаданьино осознанно создает некомфортное зрелище, временами уводя "Суспирию" в дебри отчаянья, паранойи или истерии. В то же время он так же мастерски распутывает этот скомканный клубок человеческих страстей, позволяя (правда, мимолетно) рассмотреть в нем проблеск надежды. "Позволь маме о тебе позаботиться", – гласит один из слоганов ошеломляющей картины, и эта мысль находит в ней достаточно выразительных проявлений. Но вместе с этим они отчетливо не проясняют, как этот сумбур воспринимать, оставляя столь важный выбор за каждым смотрящим.

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>