Марчук вместо Кучмы: Что даст замена представителя Украины в ТКГ по Донбассу

Марчук вместо Кучмы: Что даст замена представителя Украины в ТКГ по Донбассу
Евгений Марчук Фокус

Никита Синицин

Журналист

Еще в начале октября бессменный на протяжении 4 лет представитель Украины в Трехсторонней контактной группе по урегулированию конфликта на Донбассе Леонид Кучма заявил о своем выходе из переговорного процесса.

Экс-президент своим заявлением никого особо не удивил, так как уже давно высказывал мысли о бесперспективности минского процесса, зашедшего в тупик, и о собственном желании выйти из него. Наконец это случилось.

Поиски замены для бывшего главы государства заняли около полутора месяца, пока наконец 22 ноября президент Украины Петр Порошенко не назначил представителем Украины в Трехсторонней контактной группе по урегулированию ситуации на Донбассе Евгения Марчука. Начиная с 2015 года, Марчук был вовлечен в переговорный процесс в Минске, будучи представителем Украины по вопросам безопасности в Трехсторонней контактной группе по урегулированию конфликта на Донбассе.

Помимо этого, за плечами нового назначенца богатый опыт управленческой работы в 90-х – начале 2000-х годов во главе силовых органов и Министерства обороны Украины.

Вице-спикер Верховной Рады, представитель президента Украины по мирному урегулированию на Донбассе Ирина Геращенко заявила, что новое назначение усилит позицию страны на переговорах в Минске. Правда, за счет чего это обязательно должно случиться – непонятно. Действительно, назначение Марчука, знакомого с переговорным процессом изнутри, позволяет сэкономить время на вхождении в суть дела человека, который далек от переговоров, но каким образом это реально позволяет влиять на переговорный процесс – загадка.

Ирина Геращенко и Евгений Марчук Фото из открытых источников

В сущности, думается, нет особых сомнений в том, что судьбу неподконтрольных территорий держат в руках два человека – президенты Украины и Российской Федерации. У каждого из них есть свое видение и понимание решения вопроса, и, судя по нынешнему результату, они заметно отличаются.

Новости по теме

Правда, общее видение будущего неподконтрольной части Донбасса, скорее всего, у Киева и Москвы одинаковое. Судя по тому, что РФ за 4,5 года не только не предприняла никаких шагов по интеграции в свой состав "народных республик", но даже не признала их, присоединять к себе в Москве не хотят.

После этого у "ЛНР" и "ДНР" остается две версии будущего:

1) собственная, непризнанная никем независимость, что на деле будет означать следующее: финансовое бремя за их содержание ляжет на плечи РФ;

2) возврат в состав Украины – на условиях Киева или Москвы.

Именно второй вариант кажется наиболее вероятным, и именно на определении того, на чьих условиях это должно проходить, безуспешно обсуждается уже 4,5 года в столице Белоруссии.

Собственно, именно это делает фигуру представителя Украины или России в Трехсторонней контактной группе по урегулированию конфликта на Донбассе, по сути, чисто декоративной: роль передаточного звена в предложениях президента, которого он представляет, и невозможность предлагать свои условия и пути решения, а тем более гарантировать их выполнение.

Наконец, основным фактором, влияющим на ход переговоров сегодня в Минске, являются двойные выборы в Украине – президентские и парламентские в 2019 году. В условиях, когда в Украине может смениться весь состав и конфигурация власти, а вместе с ней и направление проводимой политики, ожидать особых изменений в минском переговорном процессе бессмысленно, ведь новая власть всегда может отказаться от достигнутых предшественниками договоренностей. Впрочем, нарушить договоренности могут и те, кто их заключал, если после выборов почувствуют себя увереннее.

С другой стороны, приближение выборов и не лучшие шансы победить на них могут оказаться отличным стимулом для действующего президента Украины Петра Порошенко пойти на уступку в вопросе Донбасса.

Какими будут эти уступки – сложно сказать, но точно речь не может идти о признании независимости "ЛНР" и "ДНР" или о прямых переговорах с их лидерами: эти решения попросту "убьют" еще остающийся у главы государства рейтинг.

Зато более-менее понятно, что в обмен на свои уступки может потребовать президент Петр Порошенко, – поддержки в своей избирательной кампании, разумеется не прямой, а опосредованной. Например, как-то приструнить "пророссийских политиков и политические силы" в Украине накануне выборов.

Но для Петра Порошенко намного опаснее в будущей президентской гонке Юлия Тимошенко, имеющая все шансы с третьей попытки наконец стать главой государства. Адекватной ценой за уступки в "донбасском вопросе" со стороны действующего президента было бы условие "приструнить" Юлию Тимошенко, если, конечно, как утверждают сторонники президента, она действительно является очередной "рукой Кремля" в Украине. Но это все из разряда конспирологии.

Суть в том, что на фоне подобных махинаций и интриг в столь высоких сферах конкретная фамилия представителя Украины в Трехсторонней контактной группе по урегулированию конфликта на Донбассе не имеет ровно никакого значения.

С этой точки зрения, замена Леонида Кучмы на Евгения Марчука представляется классической "технической" заменой, при которой на место одного отошедшего от политики, но обладающего немалым авторитетом в прошлом, приходит такой же давно отошедший от политики, но опытный и пользующийся авторитетом человек, к тому же "в теме" проходящего переговорного процесса.

Никита Синицин

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>