"Мария – королева Шотландии", или Все мужики сво

Иногда, играя в историю и феминизм одновременно, можно крупно проиграть

"Мария – королева Шотландии", или Все мужики сво
Фрагмент постера фильма "Мария – королева Шотландии" Фото из открытых источников

Юлия Потерянко

Журналист, 112.ua

Иногда, играя в историю и феминизм одновременно, можно крупно проиграть

Костюмированная драма "Мария – королева Шотландии" в очередной раз переосмысливает популярную историю противостояния королевы Шотландии Марии Стюарт (Сирша Ронан) и правительницы Англии Елизаветы I (Марго Робби). В середине XVI века 18-летняя Мария, к тому времени уже вдова короля Франции Франциска II, возвращается на родину в Шотландию, престол которой унаследовала в возрасте шести дней. Страну, как и всю Европу того времени, разрывают религиозные противоречия. Реформация распространяет протестантизм как среди простого народа, так и среди знати, католическая церковь же изо всех сил пытается сохранить власть и влияние. В том числе за счет интриг и кровопролития (ярчайший пример – французская Варфоломеевская ночь).

Кадр из фильма "Мария – королева Шотландии" Focus Features

К 1561 году, с которого хронологически начинается повествование фильма, Англия уже является протестантской – ее жители исповедуют англиканство, а Елизавета I возглавляет независимую церковь. В Шотландии тем временем католики с протестантами продолжают делить власть. Новоприбывшая королева отстаивает интересы Папы Римского. Кроме того, будучи кузинами по крови, обе монархини оспаривают право друг друга на английский престол. Официальная история однозначного ответа на то, у кого в этом противостоянии было больше весомых аргументов, не дает. Другое дело культура – драматичная биография и трагичная гибель Марии Стюарт сделали ее одним из любимейших персонажей эпохи Романтизма и не только. Свергнутая, плененная и вследствие казненная королева вызывает у читателей глубокие переживания и искреннее сочувствие.

К слову фильм как раз основывается на таком литературном произведении – книге современного британского историка и писателя Джона Гая "Мое сердце принадлежит мне: жизнь Марии – королевы Шотландии". Гай получил за нее премию Коста (на тот момент еще Уитбредовскую премию) в номинации "Биография". Однако важно понимать, что художественное жизнеописание допускает авторские трактовки событий. Порой весьма вольные. А литературная премия – не научная, поэтому оценивает качество изложения, а не подбор и интерпретацию фактов.

Именно это несколько вольное обращение с биографиями героинь и стало одним из двух главных недостатков, за которые критикуют фильм. Второй, куда более заметный – чрезмерное заигрывание с женской повесткой и идеями феминизма. Режиссерка фильма Джози Рурк, к слову, дебютантка в игровом кино, постаралась подхватить голливудский тренд на фильмы о сильных женщинах ("Секретное досье", "8 подруг Оушена", "Три билборда на границе Эббинга, Миссури") и бодипозитиве ("Красотка на всю голову", "Пышка"). Из хорошего – неправдоподобный лоск, присущий кино, она разбавляет небольшими, но показательными вкраплениями натурализма. Роскошные наряды Марии Стюарт промокают и пачкаются во время прогулок по шотландским болотам, а ее прическа растрепывается после скачки на лошади. У героини наступает менструация, да и сцена родов не бескровна, как обычно бывает в кино – покричали, вспотели и хватит.

Кадр из фильма "Мария – королева Шотландии" Focus Features

Марго Робби в образе Елизаветы I досталось даже больше грубой естественности. Ее героиня носит на себе все характерные приметы исторического прототипа – нос с выраженной горбинкой, изрытое следами оспы лицо, неровный белый грим, призванный эти оспины замаскировать. Даже экранную потерю волос Робби пришлось пережить. Не сравнить с той мало реалистичной глянцевой красавицей, которую воплотила в дилогии "Елизавета" и "Золотой век" Кейт Бланшетт.

Кадр из фильма "Мария – королева Шотландии" Focus Features

Тем не менее фильм потрясающе красив визуально. Во многом за счет великолепных пейзажей Британских островов, где снимали натуру. Постарались также костюмеры, гримеры и декораторы, за что заслуженно претендуют на две профильные статуэтки BAFTA. Холодные задымленные интерьеры, роскошные наряды, интересные аксессуары, необычные прически – смотреть на это бесконечно приятно и интересно.

Но даже за всей этой красотой сложно не заметить крупный сценарный огрех: слишком однобокую подачу персонажей по половому признаку. В фильме нет ни одного хотя бы условно положительного мужского героя. Даже менестрель и личный секретарь Риччио, входящий в свиту Марии Стюарт на правах едва ли не фрейлины, умудряется ее очень по-глупому предать и поставить и без того шаткое правление своей близкой подруги под удар.

Кадр из фильма "Мария – королева Шотландии" Focus Features

На фоне откровенно неприятных мужчин Мария и Елизавета показаны стремящимися к сестринскому миру, согласию и гармонии правительницами, которым мужское окружение только то и делает, что вставляет палки в колеса. Чего стоят весьма театральные сцены проповедей лидера шотландских протестантов Джона Нокса в исполнении сильно загримированного Дэвида Теннанта. Помогают и сочувствуют королевам разве что их фрейлины и придворные дамы. Вот только образы Марии и Елизаветы, как двух искушенных в политике монархинь, вдребезги разбиваются об кульминационный диалог, в котором они раскрывают свои истинные мотивы – абсолютно не политические, не королевские, а чудовищно стереотипные, словно взятые из глупых и несмешных анекдотов о блондинках.

Из-за чего фильм смотреть все же стоит, кроме, конечно, роскошной картинки, так это из-за игры двух основных актрис – Сирши Ронан и Марго Робби. Год назад они уже сражались друг с другом, в реальной жизни столкнувшись в номинации на "Оскар" за лучшую женскую роль (который обе проиграли Френсис Макдорманд). Можно было бы даже допустить, что тот запал, который актрисы воплотили в "Марии – королеве Шотландии", они накопили как раз во время оскаровской гонки-2018, вот только съемки картины стартовали раньше. Девушки действительно превосходят своих коллег-мужчин и демонстрируют в кадре почти одинаково высокое актерское мастерство. Впрочем, успех работы в этой профессии принято измерять наградами, а по количеству номинаций Робби обыгрывает Ронан. Марго претендует на четыре разных статуэтки, а Сирша – только на одну. Решить, кто из экранных королев более достойна своей короны и, вероятно, наконец-то "Оскара", можете только вы, сходив на фильм.

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>