Иллюстративное фото
Из открытых источников

Принятые законы о медицинской реформе вступят в силу после подписания президентом Украины П. Порошенко и спустя месяц после официальной публикации, то есть заработают они лишь с 1 января 2018 года. Вот с этой даты и начнется для украинцев частично платная медицина. Теперь "Государственная программа медобслуживания", разработанная Министерством здравоохранения на конкретный год и согласованная с Министерством финансов, будет определять перечень и объем медицинских услуг и лекарственных средств, оплату которых гарантирует государство. Впредь её утверждать будет Верховная Рада как составную часть госбюджета на год. Также создается новое ведомство в системе финансирования медицины – это Национальная служба здоровья (НСЗ), которая должна стать единым национальным заказчиком медицинских услуг.

Новости по теме: Рада рассмотрела медицинскую реформу, - видео

Безусловно, все мы знаем, что не только в Украине пациенты софинансируют оказание медицинских услуг. Но если мы наши зарплаты сравним с европейскими, то сразу всем станет плохо. Также мировая статистика подтверждает, что если государство направляет на здравоохранение из расчета на одного человека в среднем 800 долл. и более, то все показатели состояния здоровья населения этих стран являются стабильными и удовлетворяют всем требованиям. Как только расходы меньше – показатели резко ухудшаются. Даже стыдно об этом писать, но у нас сейчас - это не больше 10 долл. И медреформа тоже не дает улучшений.

Новости по теме: Как проголосовали политсилы за медицинскую реформу

Судите сами, с 1 января 2018 года мы должны подписать с врачом "первички" договор на оказание медицинских услуг, и наше государство станет платить этому врачу зарплату. Сколько? В 2018 году за одного пациента врач будет получать 370 грн в год, а с 2019 года – 450 грн. А сколько процентов от ВВП страны в последние годы шло на здравоохранение в Украине? Сразу даю ответ, что по сравнению с 2015 годом расходы в бюджете Украины на медицину в 2016 году сократились на 1,4 млрд грн и составили 56,5 млрд грн (это всего лишь 2,5% ВВП Украины), в 2017 году –  2,7% от ВВП Украины. Это более чем скромные финансовые средства, особенно учитывая тот факт, что Всемирная организация здравоохранения рекомендует государствам направлять на здравоохранение не менее 5% от ВВП. Поэтому в Европейском Союзе это в среднем 7%, в США – 14%!

Новости по теме: Между апокалиптическими прогнозами и радужными перспективами: Как Верховная Рада принимала медицинскую реформу

Вот при таких показателях мы разве сможем использовать европейский и американский опыт в сфере медицинского обслуживания? Наконец какая у нас будет модель в медицине – бюджетно-страховая? Но тогда как будет формироваться себестоимость на медицинские услуги? И каким будет на практике, а не на бумаге построен порядок финансирования, чтобы деньги шли за больным? Понятно, что мы здесь не первопроходцы, более того, как многие догадываются, медицинскую реформу в Украине будем проводить, опираясь на опыт Грузии, где немало как позитивных, так и негативных примеров.

Взять хотя бы такой пример. В результате перехода с больших медицинских комплексов (200–300 койко-мест) на маленькие стационары (15–20 койко-мест) значительное число медицинских работников лишилось своей работы. Правда, оставшиеся трудиться в системе здравоохранения стали получать вполне достойную зарплату. Также следует признать, что в той же Грузии медицинская реформа на первых порах ее проведения негативно сказалась на малообеспеченных слоях населения, которым были недоступны дорогостоящие медицинские услуги, а денег по обязательной страховке хватало лишь на "неотложку".

Новости по теме: Порошенко призвал объяснить обществу важность медреформы для жителей сел

И всё же надо отметить, что реформа здравоохранения в Грузии была проведена быстро и решительно по следующим направлениям:

- отказ от финансирования и субсидирования инфраструктуры (больниц), введение системы государственного финансирования пациентов, а не институтов;
- приватизация;
- переход на финансирование здравоохранения через страхование;
- переход от крупных государственных больниц к частным больницам, расположенным так, чтобы до 90% населения находились в 30 минутах езды от больницы.

Но когда мы в Украине говорим о медицинской помощи, то часто пытаемся разделить врачей и пациентов. На самом деле это один и тот же лагерь. Ведь для того, чтобы выздороветь больному, нужна команда, в которую входят и врач, и пациент. И от того, сумеют ли они вместе победить болезнь, зависит то, ради чего нужно реформировать всю систему медицинского обслуживания. Поэтому им, во-первых, надо знать, как лечиться, а, во-вторых, иметь для этого возможности, в том числе, материальные. И вот здесь на первый план выходит Программа государственных гарантий. Гарантий чего? Выздоровления? Или просто оказания платной медицинской помощи? Что ж, как говорится, поживем – увидим, доживём - узнаем, выживем – учтём.

Александр Гончаров

Руководитель сайта http://privatization.in.ua/,

Директор Института развития экономики Украины

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.