Медреформа: Как правильно распределить деньги, которых и так немного

По результатам встречи заместителя министра охраны здравоохранения Павла Ковтонюка и новоназначенного главы Национальной службы здоровья (НСЗУ) Олега Петренко с соискателями работы в новой госструктуре выяснилось много интересного и ранее неизвестного о происходящей в Украине медреформе. При этом, кажется, двигатели медреформы и сами еще не до конца понимают многих вещей, а главное– как их реализовать на практике. Главное, правда, они уже поняли: реформа состоится лишь в том случае, если им удастся пропетлять между Сциллой и Харибдой

Медреформа: Как правильно распределить деньги, которых и так немного
Фото из открытых источников

Елена Голубева

Журналист, 112.ua

По результатам встречи заместителя министра охраны здравоохранения Павла Ковтонюка и новоназначенного главы Национальной службы здоровья (НСЗУ) Олега Петренко с соискателями работы в новой госструктуре выяснилось много интересного и ранее неизвестного о происходящей в Украине медреформе. При этом, кажется, двигатели медреформы и сами еще не до конца понимают многих вещей, а главное– как их реализовать на практике. Главное, правда, они уже поняли: реформа состоится лишь в том случае, если им удастся пропетлять между Сциллой и Харибдой

Принципы медицинской реформы в Украине остаются прежними и, по сути, правильными: больше денег следует платить больницам и врачам, которые оказывают больше услуг. На встрече с соискателями работы в созданной в конце марта Национальной службе здоровья (НСЗУ) замминистра здравоохранения Павел Ковтонюк пояснил, что госструктура как раз и будет главным регулятором, на который будет возложена функция реализации этого процесса на практике. Проще говоря, именно она будет распределять деньги и решать, кому и сколько.

Подход к финансированию лечебных учреждений меняется. Если часть из них финансировалась за счет местных бюджетов, то теперь они будут получать средства только от НСЗУ. Бюджет лечебного заведения будет рассчитываться не от сметы потребностей, а от того, сколько оно заработает, предоставив пациентам услуги. Оценивать это будет НСЗУ. Она же будет проверять, соответствует ли информация о предоставлении услуг действительности, рассказал Ковтонюк. Замминистра подчеркнул, что таким образом, Минздрав рассчитывает устранить "несправедливость, при которой те врачебные коллективы, которые работают за двоих, получают столько же денег, сколько и те, которые просто отдыхают".

Новости по теме

"НСЗУ – это единый государственный заказчик медицинских услуг, которые входят в гарантированный пакет. Все, что будет в гарантированном пакете услуг, служба должна будет покупать от имени налогоплательщиков на средства налогоплательщиков у больниц", - сказал Ковтонюк. Кроме того, НСЗУ будет также финансировать работу амбулаторий первичного звена. С первыми из них контракты планируется заключать уже с июля. При этом пока у службы, похоже, есть только руководитель – назначенный на должность в конце марта Олег Петренко. Сайт у нее появится только через несколько недель. Также в срочном порядке набирается штат. Полноценная работа, как ожидается, начнется с 1 июля. 

На этом моменты, в которых просматривается полная ясность, похоже, заканчиваются. Дальше начинается сумеречная зона. 

"Ты понимаешь, что должен предоставить людям услуги во всех больницах, и снизу тебя поджимают траты, а сверху поджимает количество денег в бюджете - сколько мы с вами скинулись на нашу медицину. И вот между этой Сциллой и Харибдой есть куча медицинских учреждений, ни одно из которых закрыть нельзя. И заплатить ты им должен всем…", - на этом месте Ковтонюк спохватился и добавил: "Всем в первый год".

И тут же поспешил сам себя опровергнуть, чтобы никто точно не подумал, что кому-то денег не дадут, даже неэффективным: "Ты не можешь сказать: если 30% учреждений работают неэффективно – до свидания, закрывайтесь. Хотя, согласно анализу, 30% учреждений неэффективны, и если они сегодня переходят на оплату по тарифам, они закроются, а закрывать нельзя!". После этого замминистра вновь овладел ситуацией, перейдя в плоскость правильных деклараций и общих слов. "Это будет сложный процесс, который будет продолжаться во времени, – выхода на экономически обоснованную стоимость медицинской услуги, чтобы и больница себя нормально чувствовала, и мы могли обеспечить людям все услуги в том бюджете, который государство дает", - сказал Ковтонюк. 

Новости по теме

Единственное, что утешительно действует на замминистра, похоже, это понимание, что время есть. Реформа вторичной медицины произойдет не раньше 2020 года. Нет ясности и в вопросе пакета гарантированных услуг. "Гарантированный пакет – это набор документов, которые регламентируют этапы, критерии. В конце он будет выглядеть иногда как список, а иногда не как список. Это может быть позитивный список, например, входит эта процедура туда, или же негативный - входит все, кроме этой процедуры. Это будет выглядеть немного сложнее, чем мы думаем (что нам дадут прейскурант, как меню в ресторане). Первый документ мы уже разработали. Это порядок формирования пакета, в котором мы определили критерии, которые будем учитывать. После этого будет разрабатываться порядок формирования тарифов", - именно так Ковтонюк отвечал на вопрос из зала о том, что именно будет включено в гарантированный пакет с 2020 года. Он добавил, что список услуг может быть сформирован в середине следующего года. 

И вот в этом месте перед присутствующими вполне явно стал материализовываться призрак "платной медицины". Похоже, что Минздрав он пугает не меньше, чем всех зрадофилов вместе взятых. Говорил Ковтонюк о том, что "вне пакета", совсем сбивчиво и туманно. "То, что вне пакета, – там все будет нормально. Не ждите, что половина услуг станет платной. Большинство услуг войдет в пакет", - это вся конкретика, которой ограничился замминистра по вопросу услуг вне гарантированного пакета оплаты услуг. 

Тем не менее он выразительно намекнул на ограничение по государственному финансированию и на необходимость вложить средства, которые есть в наличии. О том, что нужно пропетлять между Сциллой и Харибдой, где снизу – большие расходы, а сверху ограниченный бюджет. Тем не менее нельзя было не обратить внимания на следующие его слова: "Принцип такой: если человеку нужен вид помощи, который предусмотрен гарантированным пакетом, он может им воспользоваться, а НСЗУ заплатит за это лечебному учреждению вместо пациента".

Возникает вопрос: если вид помощи не предусмотрен гарантированным пакетом, кто должен платить лечебному заведению? Сам пациент?

"Если бы была сооплата, мы могли бы больше впихнуть в пакет. Плохо, что их не будет, потому что мы могли бы говорить и об услугах, которые (за счет государства) покрываются на 70%. Сейчас государство может гарантировать (бесплатно) только те услуги, которые оно может оплачивать на 100%", - посетовал Ковтонюк, и призрак платной медицины в этот момент стал буквально материальным.     

"Первый этап реформы мы уже начали. Это кампания по выбору врача, которая стартовала в апреле, и на данный момент уже 1,6 млн украинцев уже выбрали своих врачей. Средний прирост составляет 150 тыс. людей в день, которые выбирают своих врачей. Мы не ожидали такой прыти, говорил замминистра так, что было ясно: Минздрав воодушевлен. Кабмин уже утвердил тарифы - 370 грн на человека в год, с повышенными коэффициентами на детей и людей преклонного возраста, напомнил он. "Врач, количество пациентов. Система перемножила это и выдала сумму, которая придет за врачом в его лечебное заведение, амбулаторию. Все это будет происходить в рамках контракта амбулаторий с НСЗУ", - сказал Ковтонюк, не пояснив, правда, речь все же о зарплате врача, набравшего конкретное количество пациентов, или о деньгах, которые придут за ним в амбулаторию и из которых ему определят зарплату?   

Новости по теме

По поводу обеспечения в проекте IT-составляющей заместитель министра, был, как показалось, излишне оптимистичен. "Все происходит исключительно в электронной системе. На нас оказывалось сильное давление: мол, я бедный врач в селе, где нет компьютера; давайте, им позволим на бумажках подписывать, затем он занесет в район, и уже пусть район вводит в компьютерную систему! NO! Вводим в компьютер и именно с компьютера печатаем и даем человеку на подпись, чтобы все было в электронной базе", - заявил он.

Да, да, именно так! NO!

"Практика показала: купили компьютеры! Мы проверяем, мы иногда заезжаем в села без предупреждения и повсюду видим компьютеры. Люди обращаются к местным депутатам, и они покупают необходимую технику".

В то же время знакомые из Мироновки – небольшого городка в Киевской области  говорят, что у них в амбулатории процесс заключения договоров не начался именно из-за отсутствия оргтехники. В Киеве автору блога отказались распечатать договор по причине отсутствия принтера в амбулатории. И, как мы уже писали, система безнадежно висит

Еще из самого интересного, что рассказал Ковтонюк: когда все заработает, без направления семейного врача получить услугу на вторичном звене медпомощи будет невозможно.

Самый же большой вызов для реформы – это грядущие выборы, которые могут поставить крест на всех планах Минздрава, признал Ковтонюк.    

Елена Голубева

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>