Место "европейского Сомали" пока вакантно. Займет ли его Украина?

Место "европейского Сомали" пока вакантно. Займет ли его Украина?
Из открытых источников

Алексей Кущ

экономист

Тема погашения внешних долгов – это не просто дискурс, балансирующий между дефолтом и развитием страны, но и экзистенциальный выбор всей нации.

Условно говоря, выбор своего будущего: либо двигаться по модели Румынии времен коммунистического диктатора Чаушеску, предполагающей возврат всей задолженности, до "последнего сантима", пусть и ценой обнищания населения, либо по исландской модели, когда эта островная страна решила, что путь североатлантического Сомали не для нее.

К сожалению, место "восточноевропейского Сомали" пока еще вакантно. Мимо него смогла проскочить Молдова, но пока не проскочила Украина. И нам в ближайшее время предстоит выбрать: либо отдавать на погашение долга примерно треть доходной части бюджета, отрывая сотни миллиардов гривен от медицины, науки, образования, обороны, критической инфраструктуры, структурных реформ экономики, либо, наконец, собраться с силами и сформулировать свою программу новой реструктуризации.

Пока же мы вынуждены идти в фарватере предыдущей реструктуризации, проложенном лоцманом Яресько. И, надо сказать, фарватер этот основательно заминирован. Так, за списание нескольких миллиардов долларов Украина взяла на себя обязательства выплачивать внешним кредиторам не только прямой долг и проценты по нему, но и так называемые инструменты возобновления стоимости - Value Recovery Instrument, сокращенно VRI.

Новости по теме

Простыми словами, так называемые бонусы за рост: с 2021 по 2040 годы наша страна должна отдавать внешним кредиторам сверх всех обязательных платежей еще и 15% прироста ВВП, если валовый продукт по году увеличится в диапазоне 3-4% и уже 40%, в случае если динамика роста ВВП превысит 4%.

При этом отметим, что для преодоления бедности наша экономика должна расти на 5% ежегодно, в противном случае клеймо самой бедной страны Европы, уступающей не только постсоветским странам, но и Косово и Албании, превратится для Украины в пожизненный приговор. Многие скажут, что столь позитивная динамика пока лишь благое пожелание. Но дело в том, как считать ВВП.

В условиях реструктуризации прирост считается в долларах, то есть нужно оценивать не только показатели реального роста валового продукта в гривне, но и темпы инфляции, определяющие величину ценового дефлятора, а также динамику курса гривны. В прошлом году реальный рост ВВП составил 3,2%, инфляция около 10%, а гривна укрепилась на 4%.

Таким образом, для модели расчета величины бонусов, подлежащих уплате, использовался бы показатель роста ВВП в размере 17%, с удержанием с него в пользу кредиторов 40%. В принципе, ВВП так и вырос: с примерно 100 млрд долларов до ориентировочно 120 млрд. Спасает лишь то, что выплаты начнутся с 2021-го года, и до 2025-го их размер не может превышать 1% ВВП, то есть за право "расти" мы будем платить "всего" примерно 1,3-1,4 млрд долларов в год. А затем…

В этой связи задача экономического развития страны кардинально усложняется. Нам необходимо не просто разработать эффективную модель роста и успешно ее имплементировать в сложившуюся систему глобальных экономических взаимоотношений, но и придумать, как "расти" при условии, что придется отдавать внешним кредиторам "за спасибо" 40% общенациональной прибыли, коей и является ежегодный прирост валового продукта. Прецедентов в мировой практике еще не было, тут как в анекдоте: "или ехать, или шашечки".

Исландцам было легче, ведь у них обитают исландские инвестиционные банкиры. Лобби же инвестбанкиров, отаборившихся в Украине, заточено лишь на выгрызание маржи на рынке государственных ценных бумаг: 90% их прибыли зарабатывается не в реальном секторе экономики и не с помощью корпоративных инструментов, а благодаря сверхвысоким ставкам по ОВГЗ в размере 20% годовых.

В условиях стабильной гривны эта гривневая доходность автоматически превращается в валютную, и такой шары нет ни в одной стране мира. Все государственные институции, включая Минфин и НБУ, опутаны паутиной аффилированных связей, по которой растекается инсайдерская информация в части выпуска и погашения государственных долговых инструментов. Исландский сценарий для них как страшный сон, "железное болеро, краковяк вприсядку".

В мятежных снах, может, им и снится гробовой голос, говорящий "чтобы ты жил на одну зарплату", но по итогу пробуждения все они утром становятся реформаторами, "пьют шампанское" и вечером делят деньги, заработанные на государственном бюджете. Здесь есть и дилерство, и комиссия для нерезидентов и схемы отмывания денег для политического истеблишмента, которыми не брезгуют даже высшие должностные лица страны.

Именно поэтому они будут пугать дефолтом и "подбадривать". Мол, Украина может почти безболезненно пройти трек пиковых выплат по внешнему долгу. Или "уровень госдолга снизился ниже психологической отметки в 60%". Забывая при этом учесть сумму гарантированного государством долга на 10 млрд долларов или фактор укрепления гривны в прошлом году. Про бонусы кредиторам и вовсе никто не упоминает. Все это напоминает картину, когда марафонцу, бегущему из последних сил, "мотиваторы" вдоль трассы кричат "давай, давай, уже близко". А оно совсем не близко, и он уже не в силах "давать".

112.ua

Уровень платежей по государственному долгу в 2019-м году уже повышен до 460 млрд гривен. В следующем придется отдать 310 млрд. В 2021-м – 240. Лишь с 2030-м планка платежей государства по долгам опустится ниже отметки в 100 млрд грн. Но здесь не учтен фактор девальвации гривны, который повлияет на размер долга, номинированного в валюте, а также те самые бонусы кредиторам.

Кроме того, цифры не отражают возможный выпуск новых долгов, в том числе краткосрочных (3-6 месяцев). Именно благодаря коротким выпускам ОВГЗ на срок до 6 месяцев суммы выплат в этом году буквально за пару месяцев выросли на 30 млрд гривен. Так что цифры на 2020-й год и далее весьма умозрительны.

112.ua

Пиковые выплаты в этом году приходятся на II и III кварталы (165 и 110 млрд гривен в эквиваленте соответственно), а в 2020-м – основной вал погашений придется на I и III кварталы. При этом, как отметили в НБУ, в ближайший год темпы роста ВВП замедлятся до 2,5%, а инфляция в 2020-м войдет в базовый таргет 5%, то есть наращивание дефлятора ВВП значительно сократится.

Простыми словами, валовый продукт будет генерить недостаточный финансовый поток для покрытия всех плановых затрат.

112.ua

В этом году пиковые выплаты, как указывалось, придутся на II и III кварталы. Реперные точки – май и сентябрь, когда придется отдавать 51 и 59 млрд гривен соответственно лишь на погашение внешних долгов, то есть валютные резервы страны, если Минфин не найдет эти деньги на внутреннем рынке, сократятся примерно на 4 млрд долларов.

С учетом нынешнего значения ЗВР НБУ на уровне 20 млрд долларов эти долги можно выплатить даже без помощи внешних кредиторов, но с одним существенным негативом: резервы Нацбанка сократятся до критически минимального значения и уже не смогут покрывать 90-дневный импорт, то есть возможности регулятора по проведению валютных интервенций по поддержанию курса гривны осенью этого года будут существенно ограничены, что отразится на курсе национальной валюты.

Наиболее негативный сценарий для Украины – это неуправляемый дефолт. Его отличие от исландского сценария заключается в том, что у страны в таком варианте не будет консолидированной позиции, когда, например, Украина, могла бы провести всенародный референдум касательно выплаты внешнего долга и, опираясь на его результаты, потребовать у внешних кредиторов отмены "бонусов за рост", снижения процентной ставки до 1-2% и реструктуризации долга на 50 лет.

В случае технического дефолта, то есть невозможности погасить долг по финансовым причинам, условия будут диктовать внешние кредиторы, используя свое лобби в среде инвестиционных банкиров. А тут "горе задолжавшим".

Нынешняя ситуация до боли напоминает традиционную игру в "тяни-толкай", которую наши политики устраивают с западными партнерами, начиная с 2008-го года. Когда денег нет и нужны кредиты, они "тянут", принимая любые требуемые решения, вплоть до электронного декларирования и создания антикоррупционных органов. Когда денег на ближайший год хватает - они "толкают".

За последний месяц Украина нарушила целый ряд структурных маяков, включая судебное решение касательно отмены национализации "ПриватБанка" и личных гарантий прежних собственников этого банка в отношении кредитов рефинансирования, взятых в НБУ.

Признана неконституционной норма законодательства относительно уголовной ответственности за незаконное обогащение. Не выполнены требования меморандума в части соблюдения графика повышения цены на газ для населения. С одной стороны, это единственный плюс в указанных нарушениях.

А с другой, правительство так и не предложило альтернативный вариант и население продолжает покупать газ украинской добычи дороже, чем промышленность – импортный. Кроме того, за первый квартал 2019-го дефицит бюджета составил 30 млрд гривен и по итогам года вполне может превысить структурный маяк в 2,5%.

Наращиваются и скрытые дефициты: за счет пересмотра резервов НБУ на миллиарды гривен увеличил размер своей прибыли, перечисляемой в доходы бюджета. А это уже печатный станок.

Новости по теме

Именно поэтому у МВФ возникло сомнение в договороспособности наших политических элит и нового президента в части реализации сложных и непопулярных политических решений.

В мае транша от фонда Украина уже не получит. Первую реперную точку придется пройти за счет внутренних резервов. Кроме того, в 2019-м МВФ, возможно, вообще не будет кредитовать нашу страну. Об этом заявил JP Morgan в своем аналитическом обзоре европейского рынка развивающихся стран.

Цитата по Украине: "В этом году выплат от МВФ мы не ожидаем в основном из-за популистского подхода, невыполненных условий программы и решения правительства "либерализировать" цены на газ только в сторону понижения, одновременно вводя ограничения к повышению".

Аналогичный вывод сделали и швейцарские банкиры из UBS. Там отметили также законодательные и коррупционные риски, которые могут привести к блокировке сотрудничества Украины и МВФ. Таким образом, получив первый транш по укороченной программе сотрудничества, наша страна пропускает второй – майский и, возможно, пропустит и третий ноябрьский.

Вслед за МВФ программы сотрудничества начнут сворачивать и другие международные финансовые организации, например, Всемирный банк. Финансовый блэкаут возможен и в части сотрудничества с ЕС по получению макроэкономической помощи.

Ситуация повторяет 2012-й год, когда тогдашние политические элиты решили, что не стоит "прогибаться под изменчивый мир, однажды он прогнется под нас" и послали МВФ в сад, так и не выбрав большую часть кредитной линии. Деньги пришлось в экстренном порядке искать в 2013-м, когда рост экономики замедлился до нуля.

Такие метания вполне понятны. Придя к власти, в первый год хочется как горбатому киту насыщаться бюджетным "финансовым планктоном", а тут требования внешних кредиторов в части борьбы с коррупцией. Кроме того, уважаемые люди требуют компенсацию за "незаконно национализированный" банк.

Нужно уважить. А через год, когда станет невмоготу, можно опять набрать Вашингтон и попросить прислать "новые калоши", ведь "те, что ты выслал на прошлой неделе, мы давно уже съели, и ждем не дождемся, когда же ты снова пришлешь к нашему ужину дюжину новых и сладких калош!".

Хотя есть и другой конспирологический вариант: ползучий "слив" новой команды, чтобы она осенью узнала, что такое "управлять страной". Как правило, у нас реализуются оба варианта.

Алексей Кущ

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>