Мифический бюджет: Как его придумывают и почему не выполняют

Мифический бюджет: Как его придумывают и почему не выполняют
Из открытых источников

Алексей Кущ

экономист

Один из базовых структурных маяков, который закладывается в основу всех ключевых соглашений Украины с внешними кредиторами – это дефицит бюджета. Этот показатель стал поистине тотемным для таких организаций, как МВФ. Ведь от его значения "пляшет" так называемая сбалансированная финансовая и бюджетная политика.

Так же, как в случае с семейной сметой, ключевое значение для его выполнения приобретает процесс формирования государственных расходов и доходов. Украина взяла на себя обязательства удерживать показатель дефицита бюджета на уровне не более 2,5% ВВП.

Но как это обычно у нас бывает, для "контрольно-ревизионного управления" в виде МВФ у нас одна бухгалтерия, а в реальности – совершенно иная. И "ревизия склада" показала бы существенные расхождения между писанной цифирью и суровой правдой жизни. Как говорится, все украдено до нас.

Выбивание денег из МВФ – это уже не обычный формат сотрудничества между заемщиком и кредитором, финансовым донором и реципиентом.

В нашем правительстве это уже давно переросло в полинезийский карго-культ, только бедолажные туземцы все ждали военные самолеты, которые привозили им во время Второй мировой гуманитарные грузы, а затем перестали, а наши министры точно так же с вопрошающей миной на лице смотрят на внешних кредиторов.

Новости по теме

И даже когда самолеты не летят, а транши не идут, "верховный жрец", кто бы им ни был на данный момент (презИдент или презЕдент), не устает созывать племя на взлетную полосу для всеобщей "молитвы о транше".

Карго-культ заставляет выполнять формальную сторону требований. Но в обычный бюджет редко когда удается вместить все хотелки околоправительственных групп влияния и депутатов, например в виде очередных "пожарных машин". "Боливар не выдержит двоих", а бюджетный дефицит – неуемной страсти печерских элит к обогащению.

Решается эта дилемма желаемого и требуемого с помощью незатейливой бюджетной схематехники: для МВФ рисуется один бюджет, в реальности получается другой.

112.ua

На данный момент у Минфина есть четыре основных бюджетных инструмента по сокрытию реального бюджетного дефицита. Финансовый камуфляж обеспечивается с помощью следующих показателей:

- показатель приватизации государственного имущества;

- таможенные сборы;

- плановый показатель роста ВВП;

- прибыль НБУ.

Начнем с первого. Уже не первый год плановые доходы от приватизации государственного имущества составляют жалкие проценты от ожидаемого. Фонд госимущества собирает крохи, причем существенная часть поступлений идет на его содержание. Деньги приносят малая приватизация и аренда государственного имущества. Но малая приватизация дает мало денег, хоть и проводится через "прозоро".

А большая так и не стартовала, но это и к лучшему, ведь новый закон о приватизации, в котором был установлен механизм так называемой оценки "независимыми" экспертами и поэтапное снижение цены в два раза и более, создал предпосылки для быстрой продажи государственных активов, но за небольшие деньги.

В результате оценка бывшей жемчужины нашей химической промышленности – Одесского припортового завода – скатилась до стоимости среднего турецкого отеля в "русской" Анталии. Тем не менее из года в год в доходы бюджета закладываются десятки миллиардов гривен от приватизации, что сопоставимо с объемом суммарных годовых прямых иностранных инвестиций во все сектора экономики.

В прошлом году запланировали более 17 млрд грн. При этом в Минфине прекрасно понимали, что этих денег в бюджете не будет, но 17 млрд прекрасно закрывали бюджетную дыру, как картина в стиле "быкоко", купленная по случаю на барахолке, жирное пятно на обоях.

Таможенные сборы. Здесь все просто: налог на добавленную стоимость и таможенные пошлины, начисленные на импортные товары, – это бюджетообразующие налоги, и все они зависят от курса доллара. Именно поэтому Минфин всегда закладывает в бюджет такой заниженный курс гривны, вводя в заблуждение население и экономических агентов. На самом деле курс в бюджете – это лишь насос по накачиванию "воздушных доходов".

Например, смотрит министр финансов в государственную смету и видит, что, невзирая на все ухищрения, 40 млрд гривен не хватает. Что делать? Берем и записываем курс гривны к доллару на уровне 30,1, как было в прошлом году, хотя по факту он составил 27,5, а летом - и вовсе 26,8.

В этом году данный показатель зафиксирован на уровне 29,4, хотя на улице 26. То есть перед нами искусственный показатель, который применяется для наращивания дутых таможенных доходов, и к реальности он имеет такое же отношение, как морская свинка к морю.

Рост ВВП. Налоговая база рассчитывается, исходя из прогнозов темпов роста экономики. Показатель бюджетного перераспределения через валовый продукт у нас составляет более 40%. В этом году бюджет сверстан, согласно показателю роста ВВП на уровне 3%, хотя все международные организации и НБУ прогнозировали 2,5%. Лишние 0,5% роста, которого не будет, обеспечивают 0,2% скрытого дефицита бюджета.

Прибыль НБУ. Это вообще мифический показатель, рассчитываемый как разница между доходами и расходами регулятора, который при этом не является коммерческой организацией. Зарабатывает он на валютных операциях и рефинансировании банков, плюс доходы от выпуска денег (сеньораж).

По сути, это чистая эмиссия. Но даже здесь Нацбанк умудрился перечислить в доходы бюджета на 17,3 млрд гривен больше плана, в результате так называемого расформирования резервов, которые в прошлые годы эту самую прибыль занижали.

Новости по теме

В результате при плановом уровне ВВП в 4 трлн гривен получаем плановый бюджетный дефицит (2,5%) на уровне 100 млрд гривен и еще столько же в виде скрытых дефицитов, указанных выше. Реальный дефицит, таким образом, составляет более 5%.

Тут можно вспомнить и знаменитый маастрихтский стандарт стабильности, который предполагает, что соотношение долг/ВВП не должно превышать 60%. Данный показатель рассчитан, исходя из темпов роста в 5% и бюджетного дефицита 3%.

А теперь оценим шансы на снятие долговой удавки с таким скрытым дефицитом: при показателе в 5% наша экономика должна ежегодно расти на 8,3%, иначе долговая нагрузка будет лишь возрастать…

Как это часто бывает, суровость бюджетных требований компенсируется их невыполнением. За первое полугодие текущего года государственный бюджет не выполнен на 4% по доходам.   

Основной недобор – таможня и "внутренний НДС". Первый показатель зависит от номинального обменного курса, второй – от темпов роста экономики. Еще один источник дефицита – невыполнение планов по акцизу: готовясь к повышению ставок налога, наши "табачки" в декабре прошлого года задекларировали фантастический рост складских запасов.

Почти как депутаты-новички – цифры валютной налички в электронных декларациях. Так сказать, впрок. Никто ж не проверял ни склады, ни сейфы депутатов. Зато при необходимости продать товар табачные компании всегда могут объяснить происхождение товара "прошлогодним складом", не заплатив при этом повышенный акциз.

Почти как китайские производители "лечебных" настоек из панциря панголина, импорт которого запрещен, но "настойки" производятся исправно, все за счет "запасов" прошлых лет.

Скрытые дефициты пока успешно покрываются эмиссией ОВГЗ, которая проводится ударными темпами, почти как "пятилетка за три года". И если раньше украинцы сокрушались, что долги отдавать будут внуки, то сейчас, учитывая, что существенная часть облигаций выпускается на 3-6 месяцев, отдавать придется-таки политически беспечным родителям.

Алексей Кущ

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>