Митинг под Верховной Радой
Фото: Денис Казанский/Facebook

В пятницу, 8 сентября, всего через два (а точнее — полтора) дня была свернута акция протеста собственников автомобилей "на еврономерах" в центре Киева. Всё логично: акция была заявлена как бессрочная, а значит заканчивать её можно в любой момент. Даже через день.

Глобально обладатели так называемых "евроблях" правы: высокая стоимость растаможки (в разы выше, чем в Беларуси, к примеру) и взаимосвязанная с ней высокая цена авто в украинских салонах по большому счёту ничем не обоснованы, кроме желания отечественных производителей и дилеров зарабатывать быстро и много.

Однако в своих методах борьбы с такой несправедливостью собственники литовских и прочих "еврономеров" также отошли в сторону от законности.

Начнём с того, что пользоваться "евробляхами" в Украине изначально можно было в лучшем случае по "серым" схемам. С оформлением авто на подставные литовские или польские фирмы, с регулярными выездами-въездами через таможню (чего, естественно, никто не делал — за определённую сумму автомобиль "пересекал" границу только на бумаге). В худшем случае езда с "еврономерами" была попросту незаконной — с расчетом на невнимательность, необразованность или подкупность полиции.

Новости по теме: Кейс "евробляхеров": Как государство наказывает своих граждан за честность

На всё это люди шли добровольно и сознательно. Желая получить выгоду для себя здесь и сейчас. Но не желая организованно сначала поменять систему, законодательство, условия растаможки (как делали всё это время, например, в инициативе #ВільніЛюдиМаютьАвто). Ездили и надеялись, что гром не грянет. Гром грянул в виде ужесточения преследований "евроблях".

"Евроавтомобилисты" ответили акцией протеста, парализовавшей центр столицы. Опять признаем объективно: протест в первый день казался перспективным, несмотря на гораздо меньшее количество участников, чем было анонсировано организаторами.

Учитывая незаконность или сомнительную законность схем с "еврономерами", акция в правительственном квартале была по сути проверкой власти на устойчивость. Протестующих много, тема острая и популярная... Но с другой стороны есть Закон, на страже которого власть и стоит.

Новости по теме: С таким государственным подходом скоро каждый второй будет на "евробляхах" или станет пешеходом

Пойти на условия митинга: фактически амнистировать несколько десятков тысяч нарушителей — значит расписаться в отсутствии принципов, стратегий и даже хребта, стержня. Так уже было с валютными кредитами (тогда бесхребетность парламент показал дважды: приняв и сразу же отменив своё решение). Так уже было с "вкладчиками" банка "Михайловский". Которые по ими же подписанным документам были вкладчиками не банка, а "Рогов и копыт" при "Михайловском". Но долги перед ними государство великодушно взяло на себя (то есть на наши шеи).

Кто-то в соцсетях предложил представить на месте протестующих "евроавтомобилистов" собственников нелегального оружия... И трудно найти более яркое и наглядное сравнение: их тоже "много", оружие им тоже "надо", законодательство в этом смысле у нас тоже нелиберальное и несовершенное...

Реальность проверки власти на прочность подтверждает и повышенное внимание к акции протеста со стороны центрального ТВ.

В Киеве ежедневно проходят десятки акций протеста. Но сюжетов на ТВ они не удостаиваются. В регионах идёт борьба местных жителей с "облгазами". Но благодаря молчанию центральных ТВ в каждой области считают свою ситуацию уникальной для страны. Для "евроблях" время в эфирах нашлось.

Если бы власть встала в боевую стойку, её бы тоже ждала проверка. Но уже другая — борьба нервов и терпения. Впрочем, такую же проверку тогда пришлось бы пройти и "автоактивистам".

Новости по теме: Митинги владельцев "евроблях" из кулуаров Рады или правительственных окон пока не выглядят угрожающе

В результате мы вышли на третий вариант: представители власти невразумительно пообещали "во всём разобраться". Обладатели "еврономеров" облегчённо выдохнули (день акции протеста в столице — это огромный организаторский труд и деньги) — и поспешили свернуть акцию.

Впрочем, проверки власти на стойкость и готовность защищать свои принципы продолжились. Уже 10 сентября на западной границе вертикаль власти проходила испытание не блокированием, а прорывом. Испытание пройдено?

Евгений Кохненко

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.