Модернизация украинских Т-64 "буксует", хотя этот проект важнее "Оплота"

Мы слишком много внимания уделяем производству нового танка "Оплот". Он вот-вот превратится в военный и промышленный фетиш. Да, новая, с превосходными техническими данными и, как следствие, дорогая техника, конечно же, нужна. Она может быть успешно использована в операциях типа блицкриг. Но если в короткое время цели не достигнуты, то боевые действия конфликтующих сторон традиционно переходят в фазу истощения сил и возможностей друг и друга. И тут на первый план выходит уже количество техники, ее исправность, темпы ее восстановления для возвращения в боевые порядки. Для такого этапа войны нужно много простых и надежных танков

Модернизация украинских Т-64 "буксует", хотя этот проект важнее "Оплота"
Т-64БВ Фото из открытых источников

Сергей Згурец

Директор информационно-консалтинговой компании Defense Express

Мы слишком много внимания уделяем производству нового танка "Оплот". Он вот-вот превратится в военный и промышленный фетиш. Да, новая, с превосходными техническими данными и, как следствие, дорогая техника, конечно же, нужна. Она может быть успешно использована в операциях типа блицкриг. Но если в короткое время цели не достигнуты, то боевые действия конфликтующих сторон традиционно переходят в фазу истощения сил и возможностей друг и друга. И тут на первый план выходит уже количество техники, ее исправность, темпы ее восстановления для возвращения в боевые порядки. Для такого этапа войны нужно много простых и надежных танков

Оригинал на странице Сергея Згурца в Facebook

В течение еще достаточно продолжительного времени основу танкового арсенала Вооруженных сил Украины будут составлять основные боевые танки Т-64 в различных модификациях. Их модернизация – актуальная задача, которая требует верных и рациональных решений. Но при этом вынужден отметить: промежуточные итоги по темпам модернизации Т-64 нельзя признать удовлетворительными. Работа над ошибками делается слишком долго.

Опыт боевых действий танковых и механизированных подразделений в районе АТО выдвинул ряд новых требований к улучшению таких характеристик танка, как защищенность, огневая мощь и подвижность. Перечень возможных и необходимых мероприятий по каждому из направлений этой "триады" напрямую связан с техническими, технологическими и промышленными возможностями отечественных оборонных предприятий.

Центральное бронетанковое управление ВС Украины в альянсе с частными и государственными компаниями на практике уже отработало ряд решений на базе танка Т-64. В частности, существенно повышены возможности экипажа обнаруживать, распознавать и поражать цели ночью. Правда, о серийном применении этих решений говорить пока не приходится.

Новости по теме

Что касается улучшения защиты, то Государственное предприятие "Базовый центр критических технологий "Микротек" выполнило опытно-конструкторскую работу "Щит-64" по переоснащению танков Т-64 усовершенствованной динамической защитой. Это разработка на основе комплекса "Нож", но с рядом измененных характеристик. Новый комплекс легче комплекса ДЗ "Дуплет", при этом практически не уступает последнему по характеристикам. Однако это решение также пока не стало серийным.

Что же касается ходовых возможностей, маневренности, то тут требуется более комплексный и масштабный подход. В районе АТО в боевых действиях участвовали около 50 танков БМ "Булат" - одна из версий модернизации танка Т-64. На "Булате" для повышения подвижности в моторно-трансмиссионном отделении устанавливалась новая силовая установка с двигателем 5ТДФМ мощностью 850 л.с., который являлся форсированной модификацией двигателя 5ТДФ мощностью 700 л.с. Установка двигателя 5ТДФМ потребовала замены штатного воздухоочистителя на новый и доработки выпускной системы. При этом, как показала практика, мощности форсированного двигателя в 850 л.с все равно недостаточно для танка, боевая масса которого возросла с 39 до 45 тонн. В том числе, и из-за динамической защиты. Масса комплекта дополнительной защиты "Нож" с установочными и крепежными деталями, а также с элементами динамической защиты на "Булате" составляла 3500 кг. Еще один нюанс боевой эксплуатации "Булатов" - выход значительного количества дизелей из строя из-за так называемого пылевого износа. Что стало следствием несоответствия возможностей системы воздухообеспечения "Булатов" возросшим аппетитам форсированных двигателей.

Новости по теме

Уже второй год между военным ведомством и Харьковским конструкторскими бюро по машиностроению им. Морозова обсуждаются варианты ремоторизации Т-64. В настоящее время в серийном производстве ГП "Завод имени В. А. Малышева" изготавливаются танковые двигатели 5ТДФМ мощностью 850 л.с. для танков БМ "Булат", 5ТДФМА-1 мощностью 1050 л.с. для танков Т72UА-1, 6ТД-2Е мощностью 1200 л.с. для танков БМ "Оплот". При этом МТО на базе двигателей 6ТД-2 имеют большой экспортный спрос – с учетом обеспечения, в первую очередь, потребностей армии Пакистана, где на вооружении состоят более трехсот танков Т-80УД с МТО на дизелях 6ТД.

Именно двигатель 6ТД рассматривается как наиболее оптимальное решение для модернизации Т-64. Правда, отсутствие публичной информации о прогрессе в этом направлении может свидетельствовать или о наличии определенных технических и производственных проблем, или же о шероховатостях во взаимоотношениях между конструкторами и заказчиками.

При этом представители Министерства обороны Украины, с которыми общались эксперты журнала Defense Express, убеждены: у ХКБМ им. Морозова имеется весь необходимый конструкторский задел, чтобы задачу по ремоторизации Т-64 решить быстро и с учетом требований военных. Подтверждение тому - работы, которые проводились еще во времена Советского Союза по так называемому проекту "Кедр".

Еще в 1970-е годы харьковскими конструкторами совместно с производственниками был создан танк — "Объект 476", в котором соединились защищенность и огневая мощь тяжелых танков и подвижность средних. Опытный образец "Объект 476" создавался на базе Т-64А и по замыслу конструкторов должен был стать базой для отработки и установки систем двигателя 6ТД. При производстве этой модели была применена новая схема защиты — многослойное бронирование, а также установлен механизм заряжания и опробовано множество интересных конструкторских находок. Именно этот танк впоследствии стал основой создания новых модификаций танков Т-64 и Т-80.

Объект 476 Фото из открытых источников

Первый образец танка проекта "Объект 476" появился в 1975 году. Создатели новой боевой машины изменили форму башни, применили метод комбинированного бронирования лобовой части. Обеспечили возможность осуществить установку на боевые машины комплекса управляемого вооружения "Кобра". Также – что наиболее интересно в нашем современно контексте - на новой серии танков был установлен тысячесильный двигатель 6ТД-1.

Новости по теме

Испытания новой базовой модели успешно прошли в различных климатических условиях. Несмотря на потяжелевшую башню, танк обладал хорошей маневренностью. По результатам испытаний, новый двигатель 6ТД-1 был рекомендован для серийного производства. За счет преемственности по конструктивному исполнению с предыдущим серийным двигателем 5ТДФ была обеспечена возможность использования уже хорошо отработанной технологии и имеющегося оборудования для серийного производства 6ТД-1 на харьковском заводе им. В. А. Малышева.

Именно поэтому военные настаивают, что пора вспомнить опыт по "Кедру" и применить его к штатным Т-64 в полном объеме. Но каким будет итоговый результат – пока не ясно. При этом повторюсь - промежуточные итоги по темпам модернизации Т-64 нельзя признать удовлетворительными. Таков вывод первый.

"Оплот" Фото из открытых источников

И вывод второй. Мы слишком много внимания уделяем производству нового танка "Оплот". Он вот-вот превратится в военный и промышленный фетиш. Да, новая, с превосходными техническими данными и, как следствие, дорогая техника, конечно же, нужна. Она может быть успешно использована в операциях типа блицкриг. Но если в короткое время цели не достигнуты, то боевые действия конфликтующих сторон традиционно переходят в фазу истощения сил и возможностей друг и друга. И тут на первый план выходит уже количество техники, ее исправность, темпы ее восстановления для возвращения в боевые порядки. Для такого этапа войны нужно много простых и надежных танков.

Сергей Згурец

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...

Виджет партнеров