Монстры внутри нас: Рецензия на хоррор "Мы"

Фильм вышел именно таким, каким должен был быть – одновременно жутким и смешным. И даже чуточку лучше

Монстры внутри нас: Рецензия на хоррор "Мы"
Афиша фильма "Мы" B&H/Universal

Татьяна Ахапкина

Журналист

Фильм вышел именно таким, каким должен был быть – одновременно жутким и смешным. И даже чуточку лучше

Наконец-то до украинских широких экранов добрался хоррор Джордана Пила "Мы" – один из самых ожидаемых фильмов если не года, то как минимум весны. Его автор, в прошлом актер-комедиант, а в настоящем – режиссер-сенсация, дебютировал в новом для себя жанре и амплуа два года назад с сатирическим ужастиком "Прочь".

Лента, впервые представленная на заметном американском кинофестивале Сандэнс, получила исключительные рецензии и очень полюбилась публике. Как результат – 255 миллионов долларов кассовых сборов против вложенных 4,5, "Оскар-2018" за лучший сценарий и еще три номинации сверху, причем, во всех ключевых категориях.

Хвалили тогда Пила за остроумие и изящное вплетение социальных подтекстов в не самый очевидный для этого материал, но, прежде всего, за оригинальный подход к изъезженному вдоль и поперек жанру. Вторую его работу, что примечательно, можно коротко охарактеризовать теми же словами, однако с поправкой на то, что художественные приемы в ней стали более осмысленными и выразительными, а социальные посылы, напротив, уже не столь откровенными.

Так, в отличие от "Прочь" новинка уводит фокус с расовой дискриминации и ее обратной стороны, хотя и выстраивает повествование вокруг чернокожих американцев. В центре внимания на этот раз оказывается маленькая Аделаида и ее родители, которые в погожий летний день 1986 года отправляются в парк развлечений.

Там все трое отлично проводят время, участвуя в многочисленных аттракционах, и даже временами выигрывают, благодаря чему на девочке в определенный момент образовывается футболка с "Триллером" Майкла Джексона. Последний факт в свете недавнего скандала получил дополнительный контекст, а внутри фильма дал негласный старт целой череде отсылок и оммажей.

Кадр из фильма "Мы" B&H/Universal

Впрочем, ненавязчиво погружать в возможные смыслы и ассоциативный ряд Пил начинает еще с открывающей сцены. В ней он предлагает зрителю взглянуть на мир глазами главной героини, которая, с присущей ей в силу юного возраста впечатлительностью и восторгом внемлет рекламе благотворительной акции, побудившей 6,5 миллионов человек взяться за руки в поддержку голодающих и малоимущих (произошедшей, к слову, в действительности).

Именно этот эпизод, способный показаться не очень значительным из-за своей скоротечности, задает тон всему дальнейшему повествованию – как содержательный, так и визуальный.

Кадр из фильма "Мы" B&H/Universal

Событийно же – с точностью до наоборот – автор стремительно расправляется с 1986 годом и переключается на настоящее, в котором уже взрослая Аделаида (заслуженно оскароносная Лупита Нионго) едет с мужем (обаятельный увалень Уинстон Дьюк) и детьми в свой летний дом. Там по всем параметрам благополучная семья намеревается весело скоротать каникулы, прохлаждаясь на пляже с такими же успешными и самодовольными, однако белыми (что очевидным образом снимает расовый вопрос) друзьями.

На этом моменте постановщик задерживается уже дольше. Он неспешно и даже в какой-то степени любовно представляет всех действующих лиц, показательно следуя законам жанра – персонажи раскрываются, саспенс нарастает, сюжет переходит во второй акт. Главные герои сталкиваются со своими двойниками, которые, судя по всему, намереваются их убить.

Не самая банальная и явно интригующая фабула, к счастью, получила равноценную реализацию. Двигая историю вперед, Пил предпочел пойти своим – теперь уже фирменным – путем. Он не стал заходить на территорию скримеров и лить с экрана литры фальшкрови. Вместо этого он манипулирует вниманием, отвлекая то постановкой кадра, то ракурсом, то юмором. Причем, делает это с явным пониманием дела, изобретательно используя достаточно простые, но от этого не менее эффектные художественные приемы и шутки. Такое чередование делает просмотр "Мы" похожим на поездку на американских горках, в ходе которой попеременно весело и страшно, но чаще – и то, и то сразу.

Кадр из фильма "Мы" B&H/Universal

В то же время социальное или политическое высказывание режиссера, кажущееся после "Прочь" чем-то самим собой разумеющимся, неожиданно уходит на второй план, позволяя смотрящему самостоятельно складывать паззл из кусочков многослойной и насыщенной акцентами картины.

Более того, даже при детальном рассмотрении метафорики фильма трактовки могут быть весьма разнообразны. И хотя на поверхности лежит идея отражения современной Америки и ее общества (подсказка кроется даже в самом названии, которое в оригинале помимо прямого значения содержит аббревиатуру Соединенных Штатов), "Мы" далеко не так однозначны.

В первую очередь тем, что Пил так и не дает точное объяснение тому, кем именно являются эти "другие", оставляя монстров неназванными для пущего устрашения и подогрева воображения. Впрочем, делая злых двойников точными копиями своих персонажей, он наверняка пытается не просто использовать броский эффект, но и намекнуть, что зло вовсе не обязательно искать вовне. Оно с легкостью может скрываться в нас самих.

Кадр из фильма "Мы" B&H/Universal

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>