Мораторий на продажу земли: Время дорасти до Европы, а не поставлять ей дешевую рабочую силу

Мораторий на продажу земли: Время дорасти до Европы, а не поставлять ей дешевую рабочую силу
Открытый источник

Михаил Поживанов

председатель Фонда муниципальных реформ "Магдебургское право"

Интересные цифры: мораторий на продажу земель сельскохозяйственного назначения действует уже 17 лет. К его внедрению приложили руку четыре президента и семь премьеров. За время их правления Верховная Рада 8 раз пролонгировала мораторий и 4 раза меняла условия его отмены. За период действия запрета умер миллион владельцев земельных участков.

В то же время почти за 30 лет (если вести отсчет от 1989 года) бывшие страны "социалистического лагеря" и бывшие советские республики смогли справиться с земельной реформой. Они ее или завершили, или же приближаются к финалу. И, следует добавить, положение дел (в том числе и в сельскохозяйственной сфере) у них значительно лучше, чем у нас. Почему так?

Танцевать тут надо от изначальной цели. Или, если хотите, национальной идеи, которой у Украины, похоже всего, просто нет. А у них идея (и цель, и представления о путях ее достижения) была. "У них" – это в Польше, Чехии, Словакии, Венгрии, Румынии, Хорватии, Болгарии, Литве, Латвии и Эстонии.

В 1989-м, после падения "железного занавеса", государства Восточной и Центральной Европы начали поворот от централизованной плановой экономики к рыночной. Украина отстала от них с получением независимости на два года. Зато мы не знали войн, выпавших на долю стран бывшей Югославии. И все же даже "обломки" Югославии существенно опередили Украину.

Новости по теме

Когда восточноевропейские государства начинали интеграцию в ЕС (а она продолжалась для них в течение 2004-2013 годов), они считались странами со средним уровнем экономического развития – развивающимися и значительно отстающими от старых членов ЕС. Но по темпам роста экономики страны этой группы и до этого времени решительно опережают остальных участников европейского клуба. В 2000–2014 годах средний темп роста ВВП у "новичков" составил 3,4 % ежегодно – это почти столько, сколько заложило в бюджет-2019 правительство Гройсмана и сколько оно наивно рассчитывает получить по итогам следующего года.

Специфика этих государств заключается в том, что доля с/х сектора в их ВВП достигает иногда 25% и в подавляющем большинстве стран треть населения занята в с/х производстве. То есть они более-менее являются релевантными по отношению к Украине. Особенно хорошо сравнивать с соседней Польшей.

Правда, между нашими странами есть существенная разница: коллективизации в тех масштабах, которые наблюдались в Украине, в Польше не было. До Второй мировой войны экономика Польши держалась на мелких фермерских хозяйствах, да и после войны до 75% сельскохозяйственных угодий находились в частных руках.

Другими словами, Польша – это страна с устоявшимися традициями владения землей, с определенной культурой отношения к собственности, которая была полностью искоренена в украинцах. Ведь у нас все было общим – колхозным, социалистическим. То есть ничьим. Не ощущение ли этой "ничейности" и не позволяет законодателям и чиновникам определиться: мы продаем землю или нет? И если продаем, то кому, сколько и за сколько?

Новости по теме

Любой мораторий не несет обществу позитив. Это не поиск ответа, а уклонение от него. Это проблема, поставленная на паузу. Та же Польша не знала никаких мораториев: она вступала в свою реформу постепенно, как входят в холодную воду. Польша дольше из всех стран ЕС держала переходный период, который длился 12 лет и предшествовал открытию рынка земли для иностранцев. Но в итоге и этот Рубикон был перейден.

В Украине скупка земли иностранцами является тем главным щитом, которым прикрываются власть имущие, не желая принимать решения касательно земельной реформы. Но чиновники по-прежнему лукавят. Не иностранцев они боятся. Боятся потерять мегаприбыль, которую сулит открытие рынка земли.

Лоббистские группы в Верховной Раде заинтересованы в такой организации процесса, в результате которой земельные паи оказались бы в руках избранных латифундистов. Ирония судьбы в том, что иностранцев к перераспределению угодий, собственно, и не допустят. Какие там иностранцы, когда уже сейчас – еще до гипотетического снятия моратория – земля накапливается в руках определенных "арендаторов"? А арендаторы, как известно, будут иметь первоочередное право на покупку земли, если ее рынок будет открыт.

В последнее время подобные тенденции усилились под предлогом борьбы за децентрализацию. Мол, объединенные территориальные общины должны получить землю, которая является территорией ОТО, как залог и фундамент своей независимости. Аграрное лобби тщательно скрывает тот факт, что ОТО в нынешнем своем виде служат единственной цели – соблюдению интересов крупных землевладельцев, которые являются неформальными хозяевами общин.

Открыть сейчас рынок земли - означает разделить Украину между несколькими агромонополистами. Не открыть – убить окончательно конкуренцию в сельскохозяйственной отрасли, лишить мотивации мелкие фермерские хозяйства, закрепить Украину на с/х обочине. 

Что же в итоге предлагаю я? Изменить отношение к проблеме и определить для себя цель, о которой говорилось в начале.

Новости по теме

Цель же должна заключаться не в том, чтобы накормить и без того сытых олигархов. И не в том, чтобы понравиться МВФ, который постоянно указывает официальному Киеву на необходимость принятия решений в земельной сфере. Цель должна содержать искреннее стремление сделать жизнь сограждан комфортной и такой, которая позволит им честно заработать на себя и свои семьи.

Для этого – если мы говорим о тех, кто работает на земле, – необходимо поддержать фермеров пониженным налогообложением. В общем преференции в налогах – это та ось, на которой вращается развитие малого и среднего бизнеса. В той же Польше существуют разные налоговые ставки для городского и сельского производства. Фермерские хозяйства платят в госказну меньше. Следовательно, уменьшить отчисления для агробизнеса – задача номер один.

Но при этом важно четко отличать мелких фермеров от агробаронов, не допуская ситуации, при которой миллионы государственных дотаций перетекать в карман монополиста. Государственная поддержка должна быть направлена не на олигархат.

Кстати, о дотациях. Правительство должно выстроить приоритеты, поддерживая прежде всего производство, связанное с экспортными статьями доходов. Если мы хорошо продаем за рубежом рапс или подсолнечное масло, почему не помочь дополнительными отчислениями фермерским хозяйствам, которые специализируются на этих культурах?

А чтобы селяне успешно выращивали эти культуры, их не стоит, наверное, ограничивать лишь 200 гектарами, как это предлагает сделать Гройсман. Одновременно государство должно сыграть роль антимонополиста, следя за тем, чтобы в одних руках не сосредотачивались мегазначительные наделы. И наказывать за каждый случай использования подставных лиц в пользу того или иного латифундиста.

Если подобные схемы будут внедрены и бал начнет править малый и средний бизнес, можно будет подумать и о продаже земли. Время дорасти до Европы, а не поставлять ей дешевую рабочую силу.

Михаил Поживанов

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua

видео по теме

Новости по теме

Новости партнеров

Загрузка...

Виджет партнеров