"Мотор Сич" для китайцев: А выгодна ли Украине такая сделка?

"Мотор Сич" для китайцев: А выгодна ли Украине такая сделка?
Из открытых источников

Алексей Кущ

экономист

Украинские политические элиты все больше напоминают одного из героев комедии Эльдара Рязанова "Гараж". Того самого, который ради дефицитного гаража "родину продал". Только в случае с киноперсонажем это был старый отеческий дом, а у нас - заплатанные дедовские штаны в виде завещанного индустриального потенциала.

Штаны не "по Сеньке", которые к тому же неблагодарные "внучки" все время хотят перекроить в "элегантные шорты". Зато в США озаботились сохранением технологического и научного потенциала нашей страны. Видимо, поставки пенсильванского уголька в Украину так зажгли новых заокеанских друзей, что там решили приостановить утечку "мозгов" из украинских предприятий в третьи страны.

В данном случае речь идет о возможной продажи акций "Мотор Сич" (производитель вертолетных двигателей) китайским инвесторам. Прибывший в Киев советник президента США по вопросам национальной безопасности Джон Болтон должен любой ценой остановить "Атоса, Портоса, Арамиса и Д'Артаньяна", то есть заставить украинские власти либо с помощью силовой дубины в виде СБУ и АМКУ заблокировать сделку с китайцами, либо национализировать предприятие путем выплаты собственникам оного нескольких сот миллионов долларов из государственного бюджета.

Самое смешное в последнем варианте – это то, что вся приватизация 2018 года принесла казне чуть более 200 млн грн, или менее 10 млн долл. в эквиваленте. То есть для национализации одного завода по требованию "заморского гостя" потребуется потратить в десятки раз больше, чем принесла продажа государственных активов за весь год.

Новости по теме

Но "проблемы индейцев" мало волнуют "шерифа": у американцев на повестке дня глобальная экономическая война с Китаем, и любые щелчки по китайскому носу приветствуются, даже если такие действия политических сателлитов приведут к утрате их странами потенциальной выгоды от сотрудничества с Китаем (например, в части привлечения китайских инвестиций в рамках проекта "Нового шелкового пути").

Ведь китайцы, равно как и американцы, не прощают обид. Сегодня это личная война Трампа, и на кон уже поставлены главные плюшки для наших коррупционных "элит": это деньги (в администрации Трампа объявили о приостановлении выделения военной помощи Украине до завершения некоего аудита) и личная благосклонность, когда местному вождю "Сопливая ноздря" разрешают припасть ко длани Великого Белого Отца из Вашингтона.

В данном случае в размен пошла возможная встреча Трапа и Зеленского 1 сентября в Польше.    

Последние несколько лет украинское правительство не замечало, что у него в стране есть производственный и инновационный центр, способный начать производство отечественных "легких" вертолетов для нужд армии, МЧС, полиции и медицины.

Министр внутренних дел торжественно рапортовал о подписании контракта с Францией на закупку французских вертолетов для нужд национальной полиции, причем общая договорная стоимость исчислялась миллиардами. Здесь можно было бы по примеру второго президента страны написать новую книгу "Украина - не США".

Это в Штатах независимо от того, кто владеет тем же "Боингом" и кто в данный момент "владеет" Овальным кабинетом, самолеты для нужд армии все равно будут заказываться у отечественных компаний. Интересы государства в целом и каждого простого американца в отдельности всегда перевешивают узкополитический и индивидуальный корыстный интерес.

В Украине все сложнее и проще одновременно. Здесь если ты не часть провластной "стаи", то у тебя лишь два пути: либо заносить, либо продать бизнес тому, кто у "руля". Если нет желания делать ни то, ни другое, то в таком варианте твое предприятие либо "рейдернут", как известную конфетную фабрику в Житомире, либо оставят медленно умирать.

С другой стороны, правы и те, кто считает, что частный владелец должен сам озаботиться эффективностью своего бизнеса.

112.ua

В долларовом эквиваленте валовая выручка от реализации готовой продукции "Мотор Сич" в 2018-м составила примерно 452 млн долл., в то время как в 2013-м она достигала почти миллиарда долларов. Падение более чем в два раза.

Более того, ситуация с каждым годом лишь ухудшается: в январе – июле 2019 года убыток компании составил 426 млн грн, в то время как за аналогичный период прошлого года была зафиксирована прибыль в размере 0,9 млрд грн. И причина тут не в собственнике, а в изменении концепции государственной промышленной политики. Точнее, в ее отсутствии.

Начиная с 2014 года, Украина на государственному уровне прекратила сотрудничество с РФ в части поставок продукции и услуг военного, а также двойного назначения.

Это суверенное право государства, но при этом на чиновниках лежит и обязанность разработать необходимые компенсационные механизмы и дополнительные стимулы для сохранения и модернизации тех производств, которые были "заточены" на восточные рынки, преимущественно стран СНГ.

Как это можно было сделать? Для ответа на этот вопрос есть успешный опыт десятков стран: государственный заказ, развитие внутреннего спроса, кредитование иностранных покупателей украинской продукции, которую можно отнести к группе инвестиционных товаров.

Для "Мотор Сич" это могли быть программы по разработке отечественного легкого мультифункционального вертолета для нужд армии, полиции, МЧС, медицины, а также кредитные программы для покупателей продукции завода из африканских и азиатских стран. В таком случае ни технологии, ни кадровый потенциал не "утекал бы" в далекий Китай.

Зато стратегия в отношении украинских высокотехнологических производств есть у администрации США. И называется она кодовым словосочетанием "мягкая эвтаназия". Суть ее заключается в том, что на территории Украины есть ряд производств, обладающих перспективными технологиями двойного назначения: прежде всего авиастроение и ракетостроение.

Эти направления нельзя ни в коем случае развивать, но и одномоментно закрыть их тоже не получится: носители технологий – инженерно-технический персонал – разъедется по всей Азии, туда же переместятся и сами технологии в виде интеллектуальной собственности и нематериальных активов.

Значит, их нужно по минимуму загрузить, так чтобы денег хватало на минимальные операционные затраты без каких-либо капитальных вложений в развитие. В таком формате технологии останутся на месте, а их носители будут постепенно физически умирать.

Задача - продлить этот процесс мягкой эвтаназии на 10-15 лет, когда большинство старого кадрового персонала уйдет в мир иной, новые специалисты не появятся, а технологии безнадежно устареют.

Рассмотрим два показательных примера.

Компания Boeing решила помочь нашему авиаконструкторскому бюро "Антонов" и поставит комплектующие для выпуска 8 модернизированных самолетов в год под новым обозначением Ан-1X8 NEXT (семейство Ан-148, Ан-158, Ан-178).

По сути, это первый пример, когда крупнейшая мировая компания решила помочь своему пусть и микроскопическому, но конкуренту. Кстати, американцы никогда не помогали другим странам налаживать выпуск самолетов.

Новости по теме

Почему эта эвтаназия будет гуманной? Она позволит растянуть процесс "умирания" "Антонова" на 5-10 лет, пока окончательно не сойдут со сцены старые инженерные кадры, воспитанные еще в советских вузах, и полностью не отомрут созданные тогда технологии.

Зачем Boeing, выпускающему более 700 самолетов в год, такой "подшефный", как когда-то двоечник, переданный в нагрузку отличнику? Не стоит забывать, что эта компания существенную часть своего бюджета формирует за счет государственного заказа и Министерства обороны США. И тут не приходится особо привередничать, иначе могут лишить "сладкого".

В 2017 году на украинскую ракету ("Зенит") пришелся всего один запуск из пяти. Три пуска связаны с проектом "Вега" и один - с "Антаресом". Проект "Вега" - это детище Европейского космического агентства. Украина делает для ракеты маршевый двигатель четвертой ступени.

Что касается "Антареса", то ее разрабатывает корпорация Orbital Science Corporation (США), а наша страна принимает участие в создании конструкции первой ступени. То есть это проекты, где украинские ракетостроители выступают в роли подрядчиков. Одних из многих.

По сути, это программа плавной амортизации космического комплекса Украины со стороны западных партнеров.

В условиях санкций против РФ нашим космическим предприятиям нужно предоставить некие альтернативы, ведь в противном случае отечественные специалисты и технологии могут оказаться в самых непредсказуемых странах. На западных подрядах отрасль будет "умирать" естественно.

Но переводить наши государственные предприятия на "капельницу эвтаназии" для США не составляет особого труда: новая порция "бус, зеркалец и огненной воды" - и местные "элиты" готовы продать свое право первородства за "чечевичную похлебку" и за эксклюзив, когда "Техас могут грабить только техасцы".

С частными предприятиями так нельзя – там есть собственники. Но когда дело доходит до чести семьи – торг неуместен. Можно попирать и права собственности, и право на проведение суверенной промышленной политики. Хотя, с другой стороны, о чем мы.

В министры экономики прочат несколько кандидатур либертарианцев, так что будущий украинский вертолет будет представлять из себя обычного пахаря, который хватает сапку и очень быстро вращает ее вокруг головы… Пока не взлетит над распаханным полем.

Алексей Кущ

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.



видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>