banner banner banner banner

"Мов скажений, мертвих ріже, мертвих віша, палить": Что Киев хочет отпраздновать в годовщину Колиивщины?

"Мов скажений, мертвих ріже, мертвих віша, палить": Что Киев хочет отпраздновать в годовщину Колиивщины?
Фото из открытых источников

Вот есть ряд дат, к которым применение слова "праздновать" или "отмечать" является не просто неприемлемым, но порой и циничным. Так, оксюмороном является "праздновать/ отмечать годовщину Чернобыльской катастрофы". С недавнего времени многие (к счастью) начали понимать неуместность танцев на костях и крови 9 мая, предложив взамен День памяти и примирения (действительно, цифра в 8-10 млн, а именно столько наших земляков полегло в той войне, как-то не располагает к веселью, тем более что после победы, как мы уже знаем, был Валаам и возобновленные с новой силой репрессии).

Подобное действо нынче внедрил Киевсовет. 17 мая 2018 года местные депутаты 83 голосами приняли решение о праздновании 250-летия Колиивщины. Годовщину Колиивщины включили в перечень празднования памятных дат в столице.

Новости по теме

Автором сего проекта является Юрий Сиротюк (фракция ВО “Свобода”) – тот самый, который в 2012 году заявил, что представляющая Украину на конкурсе "Евровидение" Гайтана не относится к украинской расе (это ничего, что она исполняет песни на украинском?), поэтому, посмотрев на данную исполнительницу, Украину будут ассоциировать не с европейским, а с африканским государством. Понятно, что такое заявление не осталось незамеченным со стороны демократических государств. Но публичных извинений со стороны Сиротюка мы так и не услышали.

И вот сейчас законопроект о Колиивщине, событии, которое далеко неоднозначно трактуется учеными-историками. По убеждению автора, это "будет способствовать формированию единства украинской нации". Но, похоже, его убежденности не разделяют ни в Польше, ни в Израиле, ни даже в Украине (многие общественные деятели, которых трудно заподозрить в работе на Кремль, выразили недоумение и несогласие по этому поводу).

И действительно, о каком объединении может идти речь, если одни историки называют гайдамаков отщепенцами (запорожцы изгнали их из своих рядов, так как те стали заниматься каким-то нечестным промыслом – видимо, грабежом), корсарами и сухопутными флибустьерами, а другие возводят их в ранг национальных героев. Кстати, само слово "гайдамаки" (в переводе с турецкого означает "нападать", "дергать") уже закладывает определенный контекст – то, чем занимались первые гайдамаки, о которых вспоминают османские, польские и украинские источники.

Но вернемся непосредственно к Колиивщине. На самом деле история там была мутная, и как все было – доподлинно не знает никто. Историки попытались немного упорядочить информацию о Колиивщине и сходятся во мнении, что крестьянские бунты сопровождались массовой резней еврейского и польского населения на Подолье; восстание было подавлено российскими войсками (совместно с поляками), а гайдамацкие главари – казнены или сосланы на Дальний Восток.

Их идеализация и романтизация произошла в ХIX веке благодаря поэме Шевченко "Гайдамаки". В ней Кобзарь воспел восставший народ, его непобедимую волю в борьбе против социального и национального гнета, возвеличил его мужество и душевную красоту и впервые в европейском романтизме поставил в центре произведения не героя-одиночку, а эдаких народных мстителей. Поскольку украинская шляхта в большинстве своем перешла на службу сначала к Польше, а потом к России, именно в крестьянах мечтатели видели пример национально-освободительной борьбы. Как когда-то при Хмельницком. В начале ХХ века в УНР появилось множество Гайдамацких куреней, а Симон Петлюра создал 3-й Гайдамацкий полк. В период строительства коммунизма события Колиивщины преподносились выхолощенно, без всякого намека на этнический и религиозный конфликт, просто как борьба беднейших слоев населения против польских поработителей.

О точном количестве погибших в том месиве неизвестно (поляки преувеличивают, наши – преуменьшают). Но понятно одно: там было море крови. Вот, например, почитайте небольшое исследование украинского историка Осипа Гермайзе, в котором он приводит некоторые эпизоды Колиивщины.

112.ua

Если отбросить романтический ореол, который создали вокруг Колиивщины, и окунуться в реальность того времени, уверена, праздновать вам больше не захочется. Вспоминать, анализировать – да, а вот танцы на крови… Очень уж это как-то по-варварски, что ли.

Назови Киевсовет это мероприятие по-другому (ну хотя бы так: "250-летие Колиивщины. Уроки событий") – и такой острой реакции не было бы, потому что историю своей страны знать надо обязательно, и не только ее победные страницы, так как безгрешных и не ошибающихся, как известно, нет.

А уроков из тех событий мы, нынешнее поколение, в свете последних событий для себя можем извлечь немало.

И первый из них такой: девиз "Начнем, а там будет видно" не прокатит. Охваченные гневом предводители Колиивщины (гнев можно понять), не мыслили геополитическими категориями, не имели опыта дипломатии, не могли мыслить стратегически, не были искушены в дворцовых, околодворцовых и околомонастырских интригах, так что оказались в ситуации, когда за внешними проявлениями не увидели истинного положения дел, а именно, что отовсюду торчат уши, рога и копыта Российской империи (уж кто, а Екатерина была знатной интриганкой): ей было выгодно стравить украинцев и поляков (это оказалось нетрудно), чтобы ослабить Речь Посполитую и прибрать к рукам украинские земли. Не имеет значения, настоящая золотая грамота была выдана Максиму Зализняку или это его выдумка, но, как утверждают историки, такими грамотами часто грезили народные восстания. А вот евреи, как всегда, оказались под рукой: ростовщичества и арендаторства оказалось достаточно, чтобы пустить их в эту кровавую мясорубку. Говорят, что Гонта спасал кого мог, пряча народ в церкви, но опять же, это не Рейх, где каждого убитого еврея документировали.

Урок второй: смотрите внимательно, откуда дует ветер финансирования. Оказывается, гибридная война – не изобретение наших дней, и в XVIII она тоже имела место быть. Как уже было сказано, Екатерине был выгоден бардак в Польше, особенно когда ее ставленник король Станислав Понятовский вызвал недовольство шляхты и началась Барская конфедерация, в противовес Радомской, созданной по наущению и на длинный рубль из Петербурга (сейчас – Москвы, вот и вся разница). Барская конфедерация в глазах украинцев была более реакционной и ненавистной, поскольку ущемляла православных именно в Украине. То есть ничего нового: религия – это не только опиум, утоляющий боль, но и отличная козырная карта, позволяющая обтяпывать разные делишки. Здесь, кстати, и Польше следует пересмотреть свою позицию и понять, что, мягко говоря, далекое от идеала поведение шляхты во многом побудило украинских крестьян взяться за ножи.

Урок третий: что будет потом. Вариант "всех убить, все разграбить, поделить между собой, а потом убить бывших соратников, потому что им нравится мое награбленное, а мне – их" – банальная атаманщина. Результаты каждой герильи, будь то Жакерия или крестьянская война в Германии, определяют вектор, по которому в дальнейшем или хотя бы в течение определенного отрезка времени будет двигаться общество. Как показывает история, в случае с Украиной не может быть изоляционистского национализма. Есть направление на восток и направление на запад. Вольно или невольно, но Колиивщина определила тогда движение на восток. Полагаю, они плохо себе тогда представляли, чем это все обернется для их потомков.

Урок четвертый, тесно связанный с третьим: а кто друзья? У Степана Руданского есть стихотворение, в котором старушка, ставя в церкви свечку черту, произносит такие слова: "Всюди треба, добрі люди, приятелів мати". За исключением якшания с чертом, там все правильно.

Украина нынче в таком положении, что разбрасывание друзьями может оказаться смерти подобно.

Новости по теме

Польша (вопреки тому, что там есть те, кто со вздохом смотрит на восточные кресы) является мощным адвокатом Украины на международной арене и в большой степени проводником наших политико-экономических интересов. Думаете, там все забыто? Отнюдь. Вспомните все эти баталии вокруг Волынской трагедии и воинов УПА, взаимные обвинения, обмен постановлениями и прочее. Но, к счастью, в Польше есть и силы, которые понимают, что если сейчас не закинуть все обиды, обидки и обидища подальше, то будет очень большая беда, справиться с которой, возможно, и не удастся. Украине тоже сейчас следует перестать бросать эти камни в воду, потому что круги, несомненно, пойдут, и нам будет от этого не легче. Обеим странам (но в данном случае речь о нас) надо прекратить культивировать на политической почве сложные и спорные моменты прошлого и отдать их на откуп исключительно профессионалам-историкам.

То же самое и с Израилем. Там довольно много людей, симпатизирующих Украине и поддерживающих ее. А из-за таких выпадов мы можем порастерять всех.

Урок пятый. Информационные, учебно-воспитательные, культурно-художественные и другие мероприятия в учебных заведениях очень нужны, чтобы рассматривать события, имевшие место в былые годы, в разных аспектах. Профессор Наталья Яковенко, критикуя украинские учебники по истории, отмечает: "... Уманская резня 1768 года или вообще не попадает на страницы учебников, или фактически одобряется и оправдывается "тяжелыми формами польского угнетения" или целью "освободить свой народ от крепостничества и защитить православную веру". Уже не считая морального аспекта проблемы, поставлю риторический вопрос: почему мы предлагаем современному школьнику обязательно отождествлять себя с "обездоленными низами", которые сегодня в сознании масс ассоциируются, скорее, с несчастными бомжами, чем с обществом как таковым?".

Думать, переосмысливать и ни в коем-случае не идеализировать (людям свойственно многие образы со временем идеализировать и романтизировать), иначе не дай бог придем к тому, что уже было: мифологизация, которую рано или поздно придется отрывать, и зачастую с кожей. А это ох как больно.

И последнее. Желание нашей власти "сцементировать" нацию является абсолютно правильным, и его следует всячески приветствовать. В качестве краеугольных камней выбираются такие события, как Голодомор, Круты, Небесная Сотня. Видимо, горе сплачивает украинцев больше, нежели счастье. И все же хочется, чтобы жизнеутверждающие краеугольные камни, каких в истории Украины, без сомнения, есть немало, тоже наконец заняли свое место в строящемся здании.

И вообще, прежде чем что-то праздновать, неплохо было бы хорошенько изучить историю, проконсультироваться со специалистами. А не идти на поводу у тех, кто громко кричит да сладко стелет о богоизбранности украинцев.

Наталья Григорьева

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

Источник: 112.ua

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>