Можно ли с помощью законов пресечь незаконную добычу янтаря? Пусть Зеленский помечтает

Можно ли с помощью законов пресечь незаконную добычу янтаря? Пусть Зеленский помечтает
Фото из открытых источников

Алексей Кущ

экономист

Верховная Рада приняла за основу проект закона (регистрационный № 2240), который должен урегулировать проблемные вопросы добычи янтаря в Украине. Поражает скорость рассмотрения законопроекта: его внесли в парламент 8 октября, а уже 12 ноября поддержали в первом чтении, причем за проголосовали 342 нардепа. К чему приведет "пятая янтарная скорость" голосования? Судя по нормам законопроекта, государство решило поиграть в жесткого шерифа в полесских лесах, введя уголовную ответственность за "незаконную добычу, сбыт, приобретение, хранение, передачу, пересылку, перевозку, переработку полезных ископаемых, законность происхождения которых не подтверждается соответствующими документами, и за уклонение от рекультивации земель". Вводится и плата за специальное разрешение на добычу янтаря в размере 3400 грн за один гектар. Это начальная, стартовая цена, а окончательную стоимость добычи определит аукцион. 

Новости по теме

Легализация янтарного бизнеса была анонсирована президентом Зеленским. Жертвами "длани государя" стали пока представители правоохранительных органов полесского края. Уже в ближайшее время, выражаясь фигурами речи Бацьки, на которого так хочет быть похож нынешний глава государства, стоит ожидать "перетрахивания" высшего районного кадрового состава полиции, СБУ и прокуратуры. Чистка затронет наиболее "янтарные области": Житомирскую, Ровенскую и Волынскую, то есть территории, где либо добывается "солнечный камень", либо осуществляется его контрабанда за рубеж, преимущественно в Польшу.

"Цель жизни – добыча. Сущность жизни – добыча. Жизнь питается жизнью. Все живое в мире делится на тех, кто ест, и тех, кого едят. И закон этот говорил: ешь, или съедят тебя самого". Эти слова Джека Лондона как нельзя кстати подходят для описания старательского промысла в Полесье. Впрочем, ситуация сейчас не столь острая, как это было в 2014-2015 гг., когда, с одной стороны, рухнула государственная управленческая вертикаль и силовые органы утратили монополию на насилие, а с другой – резко взлетели мировые закупочные цены на необработанный янтарь, которые и стали основным драйвером роста незаконной добычи. Правовой вакуум лишь подстегивал темпы тенизации этого вида бизнеса.

Ныне мировые цены на янтарь резко упали, а правовая система в государстве несколько укрепилась. То есть наблюдается противоположный процесс тому, что мы наблюдали пять лет назад. И если тогда указанные выше факторы максимально содействовали тенизации янтарного бизнеса, то сейчас новый пазл базовых условий формирования рыночной среды дает государству неплохой шанс перезагрузить модель рынка на более прозрачной и легальной основе. Очевидно, что о полной детенизации речь пока не идет.

Вместо этого мы наблюдаем либо показушное увольнение правоохранителей, как будто проблема нелегальной добычи янтаря упирается в конкретные персоналии, а не системные "якоря", а с другой – видим попытку превратить янтарный бизнес в очередной "национальный проект" с финансовыми последствиями "а-ля Каськив". Так уже экс-председатель Государственной службы геологии и недр Украины Олег Кирилюк на встрече с президентом Зеленским предложил потратить из государственной казны примерно 20-30 млн грн на геологическое изучение земельных участков, на которых можно открыть легальный промысел. В дальнейшем государство якобы может даже заработать на продаже специальных разрешений на разработку зафиксированных месторождений. Естественно, продавая их на электронных аукционах. Наши чиновники прекрасно научились зарабатывать на "предстартовой подготовке". Вспомним целую серию "национальных проектов" в 2012-2013 гг. Из всего запланированного был построен лишь экспресс в Бориспольский аэропорт, правда уже по другому "проекту". На все эти идеи на стадии проектирования были потрачены сотни миллионов гривен. Примерно то же самое предлагают сделать и сейчас: продать на электронных торгах геологические изыскания и специальные разрешения. А покупателями должны будут выступить старатели с кайлом и мотопомпой, которые лучше любого геолога знают, где "копать".

Новости по теме

Подытоживая дорожную карту янтарных реформ, Кирилюк сделал заявление, в одном предложении которого было столько внутренних логических противоречий и системных ошибок, что хватило бы на целую "комплексную государственную программу": "Увеличение выданных специальных разрешений на добычу — это легализация рынка. И самое важное — это усиление уголовной ответственности по всей стране и по всем видам полезных ископаемых за незаконную добычу, песка, угля и т. д.".

Украина действительно обладает существенными запасами янтаря, и оценки этих запасов кардинальным образом отличаются друг от друга. Так называемый "ровенский янтарь" сформировался примерно 40 млн лет назад в период эоцена. В те далекие времена наша страна представляла собой остров, а Беларусь и Польша – соответственно, дно доисторического моря. По своему составу наш янтарь практически не отличается от "балтийского" по принятой в мире классификации. От "солнечного камня", добытого, например, в Калининградской области РФ, его отличает зеленоватый оттенок и большая легкость обработки. Что касается потенциальных запасов, то в 2005 году они оценивались государственной геологической службой в размере 100 тыс. тонн. В настоящее время подтвержденные запасы составляют уже 250 тыс. тонн, а если принимать во внимание экспертные оценки без соответствующих геологических изысканий (определены на основании прогнозных расчетов) – более 600 тыс. Преимущество украинских месторождений – небольшая глубина залегания, всего от 2 до 8 м, что и делает их легкой добычей "черных" старателей.

На сегодня в мире применяется несколько форматов развития рынка янтаря.

Инклюзивный – когда государство стимулирует добычу самых дорогих видов, включающих остатки насекомых и т. д., при этом основные залежи более дешевого янтарного сырья, в том числе и так называемые месторождения "молодой смолы", остаются нетронутыми. Инклюзами торгуют некоторые страны Карибского бассейна, к этому методу перешла и Новая Зеландия. Применение инклюзивного метода позволяет продавать лишь дорогой янтарь, который стоит в разы дороже: например, инклюзы в Доминиканской республике оцениваются в 20-25 долл./грамм, а более древние "камни" из Ливана доходят и до тысячи. Все зависит от качества "вкраплений".

Торговый: добыча янтаря на истощенных национальных месторождениях замораживается, и основные операции концентрируются в сегменте скупки янтарного сырья в других странах, таких как Украина, и его обработке на собственных производственных мощностях: здесь может применяться как обычная шлифовка, так и производство готовых изделий. Благодаря применению торгового метода, уровень добавочной стоимости в шлифованном янтаре или готовых изделиях может возрасти в 5-7 раз. Идеальный пример торгового метода – это Польша, где в Гданьске сконцентрированы компании по скупке янтаря в других странах, а также шлифовальные мощности и Китай, где производят максимально широкую линейку готовых товаров: ювелирных и сувенирных.

Общинный – апробирован в Мексике в неспокойных приграничных штатах с сильным развитием сепаратистских движений (например, в штате Чьяпас на границе с Гватемалой). Здесь старые заброшенные шахты и месторождения передаются под управление местных общин. Нечто похожее до 2014 года хотели сделать и в Украине путем учреждения местных коммунальных предприятий. При негативном раскладе этот метод превращается либо в точки сбора "на местах" коррупционной ренты в пользу "центра", либо в источники финансирования тех же сепаратистских движений, с которыми он якобы и призван "бороться".

Утилитарный - когда экспорт необработанного янтаря запрещен, а его первичной переработкой занимается компания–монополист (возможно, государственная либо на условиях частного партнерства). Пример частичного применения – РФ, в которой экспорт янтаря был запрещен, исключение составляли лишь перемещения давальческого сырья.

Уже из приведенного выше перечня методов организации янтарного бизнеса становится понятным, что в Украине применяется нечто свое, особенное, что можно было бы назвать "контрабандный метод на условиях государственно-политического партнерства", когда добыча янтаря осуществляется хаотично, без каких-либо разрешений,  обработка и производство готовых изделий почти полностью отсутствуют, экспорт осуществляется в форме контрабанды, а представители центральной власти снимают с этого рынка коррупционную ренту с помощью правоохранительных органов, ответственных за регулярное проведение "полюдья". То есть практически ничего не изменилось со времен древлян и князя Игоря, только тогда забирали мед и шкуры, а сейчас - доходы от нелегальной добычи "солнечного камня".     

112.ua

Ныне из 600-700 тонн янтаря, добываемого в мире, более 100 тонн приходится на Украину. В некоторые периоды с учетом всех теневых источников объем добычи у нас вырастал втрое, до 300 тонн, а оборот теневого рынка составлял примерно 300 млн долл. Развитию "тени" способствовал рост мировых цен (мировой индекс цен на янтарь Amber stock-442): с 2011 года (900 долл. за килограмм) цена выросла до максимума в 2014-м – 2000 долл./кг. Затем началось поступательное снижение: в 2015-м – 1500 долл., в 2017-м – 1100 долл. Сейчас цены упали до минимума за последние семь лет – всего 450 долл. за кило.

По оценкам Ассоциации Le’amber consortium, резкому взлету цен на янтарь способствовал рост спроса на него. Предложение покрывало лишь 60% потребностей. В 2018-2019 гг. ситуация изменилась диаметрально: предложение превысило спрос на те же 60% и не в последнюю очередь за счет контрабанды из Украины. Таким образом, наши старатели с помощью неконтролируемой добычи фактически срубили сук, на котором сидели: резкий рост нелегальных поставок обвалил цены, и в 2019-м на рынке ожидают всего лишь 70 тонн украинского янтаря (в основном контрабандным путем; по статистике официальный экспорт составляет 2-3 тонны в год). 

В Китае основные котировки формируются на Шанхайской бирже драгоценных камней и нефрита (Shanghai Gems & Jade Exchange). Например, только в одном "Доме торговли янтаря" единомоментно находится 10 тонн сырья и одна тонна в готовых изделиях. Кроме того, количество полулегальных компаний по переработке в Поднебесной выросло с 300 до 2000. В Европе количество субъектов переработки не изменилось, а стабильность цен на готовые изделия поддерживается за счет экспорта, причем 30% идет в Китай, где в свою очередь сосредоточено 70% мировой торговли "солнечным камнем" и 80% мощностей по переработке.

Таким образом, Китай сейчас стал полновластным хозяином янтарного рынка, потеснив с него даже РФ: он диктует и мировые цены на сырье, и формирует стоимость готовых изделий. Конкурировать с ним (как предлагают некоторые наши чиновники, ратующие за собственную переработку) для нас нет ни экономического смысла, ни реальных возможностей.

Решение по реформированию рынка янтаря в Украине вроде бы лежит на поверхности: как предложили наши чиновники, нужно тратить государственные деньги на геологоразведку, продавать лицензии "правильным" компаниям и жестко, желательно "криминально", наказывать теневых старателей. Рецепт мало того что поверхностный, так и не являющийся формулой успеха. Это просто ошибка.

Здесь можно вспомнить времена "золотой лихорадки" в США. В Америке никто не додумался разрабатывать за государственные средства геологические карты для старателей. Тем более никто не пытался их наказывать. Роль государства на первом этапе свелась к продаже разрешений на временную разработку потенциально возможных месторождений. То есть власть выдавала лицензию на определенный участок, а есть ли там золото или нет – это уже зависело от удачи и интуиции старателя. Он мог угадать и разбогатеть, а мог и полностью прогореть. Проводить геологоразведку за бюджетные деньги для него никто бы не стал. Попытки наказать старателей и вовсе могли бы привести ко второй гражданской войне в США, и это битва "Дикий запад" - "Официальный восток" была бы покруче, чем "Север-Юг".

Нужно принять как данность, что на первом этапе государству приходится мириться со стихийной добычей и ущербом, который наносится окружающей среде. Любая сырьевая лихорадка проходит несколько этапов:

- обнаружение легкодоступного и при этом дорогостоящего сырья;

- стихийное возникновение поселений старателей и массовая незаконная добыча;

- шлиховый метод, когда старатели выбирают лишь то, что можно достать из земли с помощью лопаты и лотка для просеивания;

- механизация добычи, когда наиболее легкодоступные месторождения истощаются и дальнейшая добыча возможна лишь при более высоком уровне инвестиций и капиталовложений;

- на смену старателям приходят системные официальные компании.

Украина сейчас находится на 2-3-м этапе развития янтарного промысла. Любые попытки силового решения приведут лишь к массовому сопротивлению местного населения и зарождению опасных центробежных региональных тенденций.

С другой стороны, сейчас и не ХIX век. В этом контексте государство могло бы передать контроль за соблюдением минимальных экологических норм и правил добычи местным районным советам старателей, которым можно было бы продавать краткосрочные (на 1-2 года) разрешения на добычу янтаря на определенных участках, но без проведения государством геологоразведки: все на страх и риск самих добытчиков. За собой центральная власть могла бы оставить монополию на экспорт добытого янтаря, то есть должна существовать централизованная система закупок по цене на 20-30% ниже мировой (биржевой). Снижение коррупционных издержек и рисков при транспортировке было бы выгодно и самим добытчикам, которые сейчас отдают примерно 50% от цены за вывоз янтаря в Польшу или Китай. Намного выгоднее для них – оптом продавать добытый янтарь государству. Централизация экспорта предоставила бы не только важные статистические данные, но и консолидировала бы поток валютной экспортной выручки и позволила бы Украине с помощью регулирования объемов поставок влиять на мировые цены. Янтарь, пролежавший в земле десятки миллионов лет, явно не испортится за пару лет "отлежки" в ожидании роста мировой цены. Примерно такие же методы централизованных экспортных продаж применяются и на рынке алмазов с тем лишь отличием, что у нас вместо них такую же роль может играть "солнечный камень".

После истощения легкодоступных месторождений янтаря стихийное старательство отомрет естественным путем. К тому времени и нужно позаботиться о создании более качественной рыночной инфраструктуры. Потенциальные параметры добычи янтаря в Украине позволяют нам создавать мощности по его первичной обработке и производству готовых изделий в размере до 100 тонн в год, а также формировать биржевую инфраструктуру с целью выполнения роли мирового ценового бенчмарка. Условная "Волынская янтарная биржа" могла бы составить конкуренцию аналогичной Гданьской, ежегодный оборот которой составляет до 1 млрд долл. Хотя переход к биржевой организации рынка вовсе не обязателен, он может возникнуть лишь при условии развития обработки янтаря и закупки его в других странах. В случае работы на нашем рынке нескольких системных игроков по добыче биржевой характер продаж может и не состояться. Имеющихся запасов янтаря хватит на сто лет регулируемой промышленной добычи. Без партнерства с теми же китайцами тут не обойтись. Переход к этому этапу возможен лишь через 4-5 лет.

Сейчас доходы украинских старателей существенно сократились. В 2014-2015 гг., когда цена достигала 2000 долл. за кило и объем добычи по разным оценкам подходил к экстремуму в 300 тонн, рыночная оценка добытого "камня" достигала 600 млн долл. и примерно половина уходила на логистику, посредникам и за "крышевание". Сейчас при объемах добычи в 70 тонн и упавшей до 450 долл. цене рыночная капитализация добытого сократилась до 30-40 млн долл. и на руках у местных старателей осталась в лучшем случае половина. "Янтарный" ручеек в Киев в виде "заносов" резко сократился, и это стало одним из поводов провести ревизию правоохранителей на "местах". В "центре" не привыкли следить за котировками янтарных бирж, там любят получать фиксированную "сумму". Но ослабление "черного рынка" -  это не только падение доходов старателей и снижение уровня коррупционных рент, но еще и хорошая возможность вернуть его "в берега".

Как сказал когда-то классик, "все, кто с Севера, с детства научаются понимать тщету слов и безмерную ценность действий". Янтарная лихорадка должна закончиться естественным путем. Только так в государстве формируется устойчивый рыночный иммунитет. Уже пятый год экологи говорят о "лунном пейзаже", который появляется в Полесье вместо естественной природной среды, и пятый год государство пытается прекратить нелегальную добычу, используя даже подразделения национальной гвардии и полицейского спецназа. И нулевой результат на выходе. Добыча янтаря то усиливается, то сокращается, но вовсе не по причине эффективных действий правоохранительных органов или вследствие работы экологов, а исключительно под воздействием такого фактора, как мировые цены на янтарь. В свое время в Калифорнии старатели тоже оставляли после себя отравленные ручьи и "лунные пейзажи". Американские власти тогда вовремя осознали простую истину: если население бедное, у него нет работы и рядом - буквально под ногами - лежит золото (в нашем случае янтарь), единственное, что можно сделать, – это максимально упростить добычу, собирать минимальные налоги и устанавливать хотя бы упрощенные экологические требования. Другого выхода все равно ведь нет: ведь в случае применения жестких методов контроля государство не получит вообще ничего и даже минимальные экологические требования не будут выполняться. Тем более в Украине, где слабые государственные институты и тотальная коррупция. И тактика "жесткого полицейского" приведет лишь к обогащению оного, ведь полицейский у нас может быть и добрым. Если хорошенько "смазать"….

Алексей Кущ

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>