Мрачный сказочник: Тим Бертон празднует 60-летие

Чаще всего в своих работах режиссер исследует темы смерти и ненормальности. Причем делает это с непревзойденной легкостью и иронией

Мрачный сказочник: Тим Бертон празднует 60-летие
Тим Бертон Фото из открытых источников

Блог о Кино

Редакционный блог

Чаще всего в своих работах режиссер исследует темы смерти и ненормальности. Причем делает это с непревзойденной легкостью и иронией

Визитная карточка сегодняшнего именинника – странность. Именно ею пропитано все творчество Тима Бертона, начиная от первых короткометражек и заканчивая последней вышедшей картиной (имеющей, к слову, довольно символическое название) "Дом странных детей Мисс Перегрин". И даже его "Алиса в Стране чудес", которая в принципе описывает причудливый мир сновидений, получилась экстравагантней привычного. О ней и других фильмах этого безусловно талантливого и мрачного сказочника мы и предлагаем поговорить по случаю его юбилея.

Большое приключение Пи-Ви (1985)

Семейная комедия о приключениях чудаковатого, но бесконечно доброго и оптимистичного юноши по имени Пи-Ви стала для Бертона настоящим прорывом. До этого он неоднократно выпускал любительские короткометражки и даже снял с друзьями один полный метр (авангардистский сборник "Луау – вечеринка по-гавайски"), однако большую часть времени посвящал работе на студии Disney, с которой у него складывались сложные и противоречивые отношения. Тем не менее именно там он создал свою 30-минутную пародию на ужасы "Франкенвини", благодаря которой его заметили. В том числе и комик Пол Рубенс – автор идеи и главный герой "Приключений Пи-Ви".

Битлджус (1988)

Контракт с Disney предполагал еще одну работу для студии. Ею стал ужастик "Битлджус", изначально имеющий все шансы остаться на задворках кинематографа. Однако талантливая постановка Бертона и возникший к автору интерес позволили комедии о приключениях семейной парочки привидений не только достучаться до широкой аудитории, но и получить "Оскар" за лучший грим.

Бэтмен (1989)

Не все знают, но не обошел сказочник своим вниманием и супергеройскую тему. Задолго до возникновения современных комиксных киновселенных и даже до того, как появилась на свет знаменитая нолановская трилогия о Бэтмене, Тим рассказал о нем свою историю. Брюса Уэйна в ней сыграл Майкл Китон, а его главного соперника Джокера (прославленного последующими исполнителями) – уже на тот момент оскароносный Джек Николсон. К слову, и сам фильм удостоился чести получить аналогичную статуэтку в категории "Лучшие декорации". Тремя годами позже Бертон создал продолжение ("Бэтмен возвращается") – чуть более зрелое, но в такой же степени готическое кино, собравшее хорошую кассу и отзывы.

Эдвард руки-ножницы (1990)

Между упомянутыми работами режиссер успел снять картину, позволившую без всякого преувеличения заговорить о нем как о состоявшемся авторе с собственным выразительным стилем и кинематографическим языком. Пропитанная меланхолией и некой фатальностью, эта повесть о человекоподобном существе с ножницами вместо рук получила уже привычную для сказочника номинацию на "Оскар" в категории "Лучший грим" и прочно закрепилась в различных списках мировых киношедевров. Любопытно также и то, что именно "Эдвард" стал первым совместным проектом Тима с Джонни Деппом, сотрудничество с которым, как известно, стало причиной появления огромного количества великолепных и захватывающих фильмов.

Эд Вуд (1994)

А в этой любопытной драматической комедии, главную роль в которой тоже исполнил Депп, Бертон решил поведать о реальной личности. А именно – о голливудском деятеле Эдварде Вуде, получившем впоследствии звание худшего режиссера всех времен. История этого необычайного и в чем-то скандального человека, рассказанная постановщиком со свойственным ему гротеском, но все же в несколько сдержанной манере, получила два "Оскара" и еще несколько премий. Однако в прокате, к сожалению, не окупилась.

Сонная Лощина (1999)

Спустя пять лет и пару других проектов Тим решил вернуться к своему любимому жанру – мрачной мистической сказке. Вооружившись рассказом популярного американского писателя Вашингтона Ирвинга и собрав отличный актерский состав, он предложил зрителю свою версию страшилки о всаднике без головы. В ней постановщик традиционно много внимания уделил визуальной и музыкальной составляющим, за что был щедро вознагражден – на счету картины как минимум один тематический "золотой болванчик" и еще пара престижных призов.

Крупная рыба (2003)

А эту фантастико-философскую мелодраму без преувеличения можно назвать одной из лучших работ автора. Она не заработала заметных кинонаград, зато долгое время входила в топ-250 фильмов по версии IMDb. Да и сейчас регулярно попадает в разного рода тематические рейтинги. "Крупная рыба" поднимает важные вопросы взросления и семейных отношений, на конкретном примере показывая, что в жизни всегда есть место чуду. Лента пропитана не самым типичным для Бертона оптимистичным настроением, что делает ее еще более выразительной и символичной.

Труп невесты (2005)

"Труп невесты" – еще одно замечательное творение Тима, которое может похвастаться пятой позицией в списке самых кассовых кукольных мультфильмов. Более того, именно эта работа принесла режиссеру первую персональную номинацию на "Оскар" (в категории "Лучший анимационный фильм"). В ней он вновь поднимает тему загробной жизни, однако делает это в довольно светлой (несмотря на всю потенциальную мрачность) манере. Анимация наполнена большим количеством музыкальных номеров и черного юмора и во многом перекликается с мультяшным мюзиклом "Кошмар перед Рождеством" (1993), в котором Бертон выступил сценаристом и продюсером.

Алиса в Стране чудес (2010)

Размашистая бертоновская экранизация культовой сказки Льюиса Кэрролла также может похвастаться местами в рейтингах, правда на этот раз денежных – самых дорогих и, более того, прибыльных фильмов в истории кино. Так, при бюджете в 200 миллионов долларов лента собрала в мировом прокате рекордную сумму – больше миллиарда. Несмотря на это, "Алису" сложно назвать лучшей работой в фильмографии режиссера – кто-то ругает ее за несоответствие литературному источнику, а кто-то за чрезмерную сумбурность. И все это, увы, небезосновательно. Впрочем, как и тот факт, что Тиму все равно удалось создать захватывающий и объемный мир, в который хотя бы единожды стоит окунуться каждому.

Франкенвини (2012)

За последние годы постановщик выпустил еще несколько заметных проектов, выделить из которых хочется "Франкенвини" – полнометражный мультфильм, в основу которого легла его же ранняя работа. В мультфильме Бертон в своей причудливо-ироничной манере обыгрывает историю знаменитого доктора Франкенштейна и его творения, правда, воскрешая не человека, а пса. Анимация получила очень хорошие отзывы критиков, номинацию на "Оскар" и вместе с "Трупом невесты" вошла в десятку самых кассовых кукольных мультфильмов.

Татьяна Ахапкина

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>