На пороге Второй мировой: "Темные времена" сэра Уинстона Черчилля

Как Гэри Олдмен воплотил на экране легендарного политика в самые сложные дни его карьеры

На пороге Второй мировой: "Темные времена" сэра Уинстона Черчилля
Гэри Олдмен в роли Уинстона Черчилля IMDB

Блог о Кино

Редакционный блог

Как Гэри Олдмен воплотил на экране легендарного политика в самые сложные дни его карьеры

Спустя полгода после премьеры нашумевшей военной драмы Кристофера Нолана "Дюнкерк" на экраны выходит байопик режиссера Джо Райта "Темные времена", который рассказывает ровно о тех же майских днях 1940 года. Только теперь в центре повествования не британские военнослужащие, зажатые между морем и наступающей гитлеровской армией, а человек, который, кроме прочего, принимал решение о том, каким образом спасать эти три с лишним сотни тысяч жизней – вновь назначенный премьер-министр Великобритании, сэр Уинстон Черчилль.

  • Кадр из фильма
    Кадр из фильма "Темные времена" IMDB
  • Кадр из фильма
    Кадр из фильма "Темные времена" IMDB
  • Кадр из фильма
    Кадр из фильма "Темные времена" IMDB
  • Кадр из фильма
    Кадр из фильма "Темные времена" IMDB
  • Кадр из фильма
    Кадр из фильма "Темные времена" IMDB

Фильм рассказывает о том месяце жизни легендарного политика, когда он получил высокий государственный пост вместе с чудовищным грузом ответственности за страну, которой предстояло активно вступить во Вторую мировую войну. С одной стороны у него был не слишком благосклонный король Георг VI, который терялся перед перспективой войны, с другой – члены военного кабинета (в первую очередь лорд Эдуард Галифакс и экс-премьер Невилл Чемберлен), выступающие за мирные переговоры с Германией, а с третьей – перепуганный первыми боевыми потерями народ Великобритании, который, впрочем, аристократ видел разве что из окна своего автомобиля. Черчиллю предстояло в течение считанных дней принять тяжелейшее решение – пойти на сделку с Гитлером в обмен хоть на какие-нибудь гарантии безопасности или собраться с силами и выступить против него, ввязавшись в войну с самой сильной на тот момент армией мира. Но для этого необходимо было вывести британские, а заодно и французские войска из порта в Дюнкерке.

Сам Черчилль в фильме жестко намерен начинать борьбу, но все обстоятельства указывают на то, что придется просить у Германии пощады. Он ищет союзников, строит заведомо провальные планы и отбивается от оппонентов, которые мнят себя голосом разума.

Исполнить главную роль в картине доверили Гэри Олдмену – актеру, мало чем похожему на свой исторический прототип. Впрочем, авторы картины сделали ставку на умение Олдмена перевоплощаться. И, естественно, на продвинутый пластический грим. Ставка сыграла. Свидетельство тому "Золотой глобус" и премия кинокритиков, которые актер уже получил за эту роль. В перспективе – шорт-лист "Оскара" и, весьма вероятно, сам золотой болванчик.

Фактически Олдмен как таковой на экране отсутствует – ни выражение глаз, ни улыбка, ни мимика, ни осанка, ни походка не выдают актера. Перед зрителем полный сутулый лысоватый пожилой (а точнее 63-летний), но при этом весьма бодрый и решительный мужчина с характерным тяжелым взглядом, поджатой челюстью и выпяченной нижней губой (сравните с фотографией Олдмена в реальной жизни). Ходит он стремительно, запросто может стукнуть кулаком по столу и резко осадить своего собеседника, будь он хоть самим королем Англии. Таким описывали Черчилля современники, таким мы видим его на архивных фото и в кинохронике. Таким он получился в исполнении Олдмена.

  • Гэри Олдмен в роли Уинстона Черчилля
    Гэри Олдмен в роли Уинстона Черчилля IMDB
  • Уинстон Черчилль
    Уинстон Черчилль Wikipedia
  • Гэри Олдмен
    Гэри Олдмен IMDB

Авторам удалось небольшими штрихами довольно подробно описать характер Черчилля – его своенравность, жесткость, специфическое чувство юмора, пристрастие к сигарам и алкоголю, а также категорическое нежелание что-либо менять в своем укладе жизни и поступаться давними привычками (к примеру, спать после обеда). Все они служат контрастом, фоном ключевой для картины черты персонажа – его гибкого, но решительного подхода к политическим вопросам. Столкнувшись с перспективой уничтожения всей имеющейся у Великобритании армии, Черчилль, естественно, испытывает колоссальный стресс как человек, но при этом ищет хоть сколько-нибудь приемлемый выход из этой чудовищной ситуации с поистине животным рвением.

  • Кадр из фильма
    Кадр из фильма "Темные времена" IMDB
  • Кадр из фильма
    Кадр из фильма "Темные времена" IMDB
  • Постер фильма
    Постер фильма "Темные времена" IMDB

Единственными союзниками сэра Уинстона являются женщины – его супруга Клементина Черчилль (Кристин Скотт Томас) и секретарша Элизабет Лейтон (Лили Джеймс). Пока политики плетут интриги, а король не может решить, что ему делать – оставаться в Лондоне или бежать в Канаду, – только они безоговорочно выступают на стороне Черчилля и оказывают ему поддержку в самые сложные моменты. А поддержка ему критически необходима.

То, насколько трудно приходится Черчиллю в сложившейся ситуации, зритель картины ощущает, в течение всего фильма переживая за главного героя. Да, исход сюжета известен, поскольку речь об исторических событиях, но эмоциональным посылом и безупречной игрой Олдмена фильм удерживает внимание на протяжении всех двух часов. Помогают в этом и пыльные интерьеры (то Букингемского дворца, то засекреченного правительственного бункера, где военный кабинет строит планы), и почти театральный свет, выхватывающий среди потемневшей деревянной мебели именно того героя, на котором построена сцена.

  • Кадр из фильма
    Кадр из фильма "Темные времена" IMDB
  • Кадр из фильма
    Кадр из фильма "Темные времена" IMDB
  • Кадр из фильма
    Кадр из фильма "Темные времена" IMDB

Впрочем, основная заслуга в части правдоподобности, искренности и эмоциональной напряженности фильма лежит все же на самом Олдмене. Убери его из кадра и замени кем-то менее одаренным, и превалировать начнет заложенный в сценарий пафос борьбы. Особенно это ощущается в сцене, где Черчилль уходит в народ пообщаться с простыми людьми. К счастью, актер вытягивает и этот наиболее слабый фрагмент. Его Черчилль не только тиранит близких и давит на оппонентов – он также шутит, испытывает неловкость, уходит в себя, умиляется и пускает слезу.

В целом же фильм получился насыщенным эмоционально, красивым визуально и с настоящим живым, а не комиксовым героем в центре сюжета. Олдмену удалось создать одно из лучших экранных воплощений Черчилля, к образу которого современное кино обращается все чаще. Что делает его заслуженным фаворитом оскаровской гонки. Вердикт: фильм к просмотру обязателен. Особенно тем, кто в шаге от того, чтобы отпустить ситуацию и сдаться.

Кадр из фильма "Темные времена" IMDB

Юлия Потерянко

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...