banner banner banner banner

Нацбанк может стать главным инвестором для финансовых спекулянтов

Нацбанк может стать главным инвестором для финансовых спекулянтов
НБУ

Алексей Кущ

Экономист

Ужасы нашего городка… Именно так можно описать происходящее в ключевых государственных институциях. Вместо того чтобы проводить человекоцентричную политику, направленную на использование монетарного и бюджетного потенциала страны в интересах населения и развития экономики (монетарно-бюджетная трансмиссия), прежде все в части инвестиций в социальный капитал (медицина, наука, образование, экология) и малый/средний бизнес, нынешние чиновники окончательно переформатировали пирамиду государственных приоритетов в сторону кредиторов и финансово-промышленных групп, большинство из которых просто наживаются на ресурсном потенциале национальной экономики.

Новости по теме

Простые цифры: 427 млрд грн было потрачено государством в январе-октябре 2020-го на выплату внешних и внутренних долгов, а также на обслуживание задолженности (выплата процентов). Если сравнить эту цифру с годовым бюджетом страны, получается почти 40% расходной части. Еще 118 млрд грн было направлено на компенсацию НДС, в основном на счета нескольких десятков экспортеров, преимущественно сырья, в том числе аграрного. Из этой суммы 95 млрд грн пришлось на Киев и лишь 23 млрд грн - на всю остальную страну, что еще раз подчеркивает монополизацию и рентную составляющую этих платежей, которые концентрируются в офисах центральных киевских бизнес-центров.

Кредиторо-олигархическая составляющая платежей государства, или попросту размер той ренты, которую снимают с Украины внешние и внутренние группы влияния, составляет почти 650 млрд грн, или эквивалент 23 млрд долл., что значительно превышает размер кредитных программ МВФ. Кстати, все эти группы влияния пребывают в ситуативном консенсусе, когда "внутренние" элиты обеспечивают платежи для "внешних", а "внешние" - легитимизируют активы "внутренних" в западной финансовой системе.

И заметим, этот пир происходит "во время чумы", точнее коронавируса, когда заболевший отец отдает больному сыну кислородный аппарат, чтобы тот выжил, а он умер. Когда больные получают кислородную терапию по 15 минут в день. И "избирательный протокол" по селекции больных у нас давно уже активирован (хоть министр Степанов об этом и не знает). Только если в Италии сортировали больных по принципу молодой/старый, то у нас по критерию бедный/богатый. И если у тебя нет денег и/или связей, то попасть в Александровскую больницу Киева ты не сможешь, даже с тяжелейшим воспалением легких и угрозой летального исхода. Даже при условии, что там будут свободные места.

Кстати, удивительно, что кислород превратился в украинских больницах в дефицит, и это в стране, обладающей рядом химических комбинатов, которые могут завалить "кислородом" весь болеющий мир. Деменция власти опасней для общества, чем любой вирус. Хотя будем честны: нынешние политические элиты и есть вирус, патоген, убивающий здоровый организм целой нации.

В то время как центральные банки в десятках стран мира выстраивают монетарные стратегии помощи экономики и населению, наш НБУ рефинансирует определенный "пул" банков под залог ОВГЗ на срок до пяти лет. Ни копейки из этих денег не идет напрямую в экономику. Зато несколько банков, допущенных "к телу", получили возможность зарабатывать буквально на воздухе. Кредит рефинансирования на пять лет под 6% годовых вкладывается в ОВГЗ с доходностью 11% годовых на те же пять лет. Деньги дает НБУ, Минфин выпускает ОВГЗ. Годовую маржу в 5% зарабатывает "нужный" банк. На миллиарде гривен получается чистый профит без налогов в размере 50 млн грн в год. За весь срок схемы – 250 млн грн, или почти 10 млн долл.

Для реализации схемы нужен один компьютер и операционист казначейства, который нажмет на две кнопки: для отправки заявки на рефинансирование и заявки на покупку ОВГЗ. Ну и зеленый свет со стороны Минфина и НБУ. Неудивительно, что Нацбанк в ближайшее время может стать главным инвестором для финансовых спекулянтов и даже, возможно, станет и ключевым "приватизатором". А кто помешает олигархическим банкам взять рефинансирования в НБУ на пять лет на несколько десятков миллиардов гривен и за эти деньги купить, к примеру, Центрэнерго и/или Одесский припортовый? В случае реализации этой схемы государство продаст свои лучшие активы нескольким ФПГ, которые расплатятся за них государственными деньгами, повесив долги на несколько частных, кэптивных банков. Которые через несколько лет можно будет благополучно "слить".

Сейчас для этой схемы нужно передать в залог НБУ портфель ОВГЗ, но кто знает, не расширят ли залоговый инструментарий под предлогом борьбы с кризисом. Кстати, под вывеской "борьбы" уже планируют запускать операции НБУ на вторичном рынке по выкупу ОВГЗ.

Нерезиденты, которые владеют основным рыночным портфелем этих бумаг, получат возможность продать свои портфели непосредственно Национальному банку. И если раньше их бегство с нашего рынка капитала сдерживала слабая ликвидность и его узость, то в случае с покупкой НБУ облигаций напрямую, проблема ликвидности решается по щелчку пальца на Институтской: по сути, речь идет о создании "грузового лифта" ликвидности, когда эмиссия НБУ будет направляться на выкуп ОВГЗ у нерезидентов, которые за счет этих финансовых вливаний получат возможность продать облигации и купить валюту для вывода оной за рубеж, попутно расшатывая курс гривны и опустошая валютные резервы НБУ, который вынужден будет их тратить для стабилизации курсовой динамики национальной валюты. В этой схеме "прекрасно все": и использование эмиссии не в интересах экономики, а в интересах нерезидентов, и ускорение с помощью печатного станка центрального банка вывода капитала за рубеж, и девальвация гривны, и направление резервов НБУ на валютные интервенции для стабилизации курса, а по сути – на удовлетворение спроса нерезидентов на валюту.

Но не отстает и Минфин. Он тоже решил запустить свой "лифт" ликвидности для нерезидентов, попутно превращаясь из государственной финансовой институции в спекулятивного брокера на фондовом рынке (прежние инстинкты руководителей министерства из лобби инвестбанкиров дают о себе знать). 

112.ua

Входное сальдо ЕКС (млн грн)

Показатель

2019

2020

январь

9,861

17,548

февраль

11,928

12,067

март

8,196

17,182

апрель

14,863

10,517

май

36,850

17,632

июнь

29,539

32,489

июль

12,958

75,701

август

48,968

51,693

сентябрь

61,830

45,657

октябрь

61,618

21,275

ноябрь

53,086

15,146

декабрь

55,006

В октябре-ноябре 2020-го произошло рекордное снижение ресурсов на едином казначейском счете (входное сальдо). Если в 2019-м данный показатель составлял 61-53 млрд грн, то в 2020-м – он сократился до 21-15 млрд грн. В июле этого года Минфину удалось собрать из непродуктивных источников порядка 75 млрд грн за счет привлечение ресурсов государственных компаний. За лето все эти деньги были спущены на "дороги", нужды ФПГ (возмещение НДС) и кредиторов (погашение долгов). Нынешние 15 млрд грн – это мизер, "дупель пусто", особенно в конце года, когда необходимо закрывать бюджетные программы, и, тем более, в период кризиса, когда государство должно создавать новые деньги в экономике за счет госрасходов.

Новости по теме

Что делает в этот момент Минфин? Он принимает "Концепцию по управлению ликвидностью" на 2020-2023 годы, то есть программу по использованию временных остатков на казначейском счете для спекулятивного заработка, простыми словами – "прокручивания денег", когда государственные средства оперативно не отправляются их получателям, а направляются на финансовый рынок с целью финансовых спекуляций. В концепции так и записано – получение экономической выгоды (а не оперативное выполнение расходной части бюджета). Для этого в начале 2021 года планируется начать покупать, обменивать гособлигации и проводить с ними операции РЕПО за счет свободный денежных остатков в казначействе. И здесь открывается целый ряд схем.

Первая схема: на данный момент в "Привате" на балансе числится огромный портфель так называемых индексированных облигаций, которые никому не интересны по причине нерыночных условий их выпуска (они были внесены в уставный капитал банка в процессе его национализации). Минфин может обменять их на "хорошие" ОВГЗ (равно, как и НБУ по новой программе операций на вторичном рынке). У банка появятся рыночные выпуски, которые он сможет успешно продать и полученные деньги направить на кредитование (кому продать, по какой цене и кого кредитовать – это в наших реалиях почти "проклятый" вопрос). Схема номер два: выкуп ОВГЗ у тех же нерезидентов. Это, конечно, не сравнимо с ресурсом НБУ, но свой "лифтик" ликвидности для международных спекулянтов, за которыми виднеются местные "уши", запустить вполне реально.

Ну а всем остальным можно будет очень долго ждать государственные трансферты. Раньше их прокручивали только обслуживающие банки, а сейчас и Минфин превращается в брокерскую контору, или министерство внешних кредиторов. Это как раз то, что нам нужно для преодоления нынешнего масштабного кризиса…

Алексей Кущ

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

Источник: 112.ua

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>