Начали с форума, закончили большой сценой: как зарождался фестиваль Doom Over Kyiv

11-й по счету фестиваль тяжелой музыки Doom Over Kyiv пройдет в киевском Atlas’е и продлится все выходные – 12-13 октября. Из 12-ти doom metal исполнителей, которые выйдут на сцену, гости больше всего ждут легендарную шведскую группу Tiamat. Сейчас почти на каждый фестиваль приезжают звезды с мировым именем, а ведь начиналось все с небольшой "тусовки" любителей андеграундной музыки. Точно так же, как театр начинается с вешалки…

Начали с форума, закончили большой сценой: как зарождался фестиваль Doom Over Kyiv
Наталия "Ameretty" Фото из открытых источников

Ксения Цивирко

Журналист

11-й по счету фестиваль тяжелой музыки Doom Over Kyiv пройдет в киевском Atlas’е и продлится все выходные – 12-13 октября. Из 12-ти doom metal исполнителей, которые выйдут на сцену, гости больше всего ждут легендарную шведскую группу Tiamat. Сейчас почти на каждый фестиваль приезжают звезды с мировым именем, а ведь начиналось все с небольшой "тусовки" любителей андеграундной музыки. Точно так же, как театр начинается с вешалки…

Фестиваль Doom Over Kyiv проходит в столице не ежегодно, но это все равно не дает организатором расслабиться ни на минуту: по их словам, готовиться к мероприятию надо начинать уже за год-полтора до планируемой даты. И это не считая сольных концертов и фестивалей по популяризации нашего родного, украинского, doom’а – Solitude Evening. С подачи "музыкальных активистов" на киевскую сцену выходили такие звезды, как Shape of Despair, Draconian, Swallow The Sun, Saturnus, Clouds, Pantheist. Многим из них так полюбилась наша жаждущая тяжелой музыки публика, что они сами изъявляли желание выступить еще раз.

А начиналось все с 2000-х годов, когда несколько ребят с упоенным интересом изучали думстерские новинки на специализированном форуме. Эти ребята называли себя Евгений "Dargaard", Олег "Darkman", Александр "Kataklysm", Наталия "Ameretty", и Андрей "Ur-Quan". Как организаторы музыкальных мероприятий они до сих пор предпочитают скрываться за этими никами, отделяя свою частную жизнь от общественной. Днем все они работают в IT-компаниях: кто тестировщиком, кто менеджером. А в свободное от работы время они общаются с артистами, продумывают логистические вопросы, договариваются с клубом и гостиницей для музыкантов. Андрей даже имеет свою собственную doom metal группу Vin de Mia Trix, которая также неоднократно выступала на Doom over Kyiv. По словам ребят, именно занятость в IT помогает собрать стартовый капитал, чтобы начать организовывать очередной фестиваль. И делают они это тоже пользуясь всеми благами информационных технологий – в общем чате. Изредка удается встретиться лично в колоритном баре Morok на Майдане Независимости. Красная подсветка кирпичных мрачных стен, элементы декорации в форме склепов, рисунки Ктулху и Бафомета, и, конечно же, метал, доносящийся отовсюду из колонок. В этом необычном месте Наталия рассказала 112.ua о том, как небольшой компании товарищей удалось окружить любимой музыкой не только себя, но и выходящую за рамки Украины аудиторию посетителей профильного doom-фестиваля.

Фестиваль существует уже более 10 лет. Как у вас родилась такая идея и как вы вообще решились ее воплотить в жизнь?

15 лет назад, до появления соцсетей, единственным местом для общения в интернете были форумы. Это был довольно удобный формат, так как люди сразу могли попасть в окружение тех, кто разделяет их вкусы. В Украине уже на тот момент существовало немало форумов, посвященных андерграундной музыке, и многие из таких сообществ в какой-то момент начинали проводить музыкальные мероприятия, посвященные своему жанру. Основным местом на просторах бывшего СНГ, где собирались люди, слушающие doom metal, стал именно украинский портал Just Doom. Он сочетал в себе как сайт, на котором слушатели могли найти свежую информацию о релизах, так и форум с множеством разделов. Среди посетителей форума было немало музыкантов, поэтому он также стал своеобразной кузницей украинских doom metal групп, где можно было и найти коллег для создания коллектива, и представить свой материал заинтересованным слушателям. Закономерно, что в такой среде идея проведения тематического фестиваля довольно быстро овладела умами и была поддержана с энтузиазмом.

Как публика встречала первый по счету фестиваль? Ваши ожидания как организаторов оправдались? 

Приняли довольно неплохо, был огромный интерес, было много посетителей не только со всей Украины, но также из Беларуси и других стран. Многие форумчане впервые встретились и познакомились лично, можно даже сказать, что в большей степени это была встреча давних друзей, чем концерт. Хотя, окрыленные его успехом, мы решили поднять планку выше и пригласить первого зарубежного хейдлайнера на следующий фестиваль. Это повлекло за собой также смену площадки, новый опыт, новые вызовы. Это был наш первый опыт в организации фестиваля. Мы были самоуверенны и горели желанием продвигать культуру, а также банально хотели посмотреть любимых исполнителей. Ведь, как и наши посетители, мы сами слушаем данный жанр, и, согласитесь, куда приятнее пойти на концерт в своем городе, чем ехать куда-то в Европу. Не думаю, что тогда, когда это все заварилось, мы бы поверили, что фестиваль просуществует так долго и что даже спустя столько лет мы до сих пор будем им заниматься. Практически наравне со своими основными работами, ведь организация – это full-time job, порой не самая благодарная.

А что в ней такого неблагодарного?

Ну, самое основное, что хотелось бы отметить, – это отсутствие у нашей украинской публики, которая слушает doom, выработанной фестивальной культуры. Часто посетители приходят на весь фестиваль ради какой-то одной группы или возмущаются, что организаторы не привезли того или иного исполнителя. В Европе люди собираются на фестивалях для поддержки и развития самого жанра, приветствуют такую инициативу организаторов. У нас же из-за того, что часто приходят не отдохнуть и пообщаться, проникнуться фестивальной атмосферой, а конкретно на выступление какой-то определенной группы, публику бывает сложно заинтересовать. Кроме того, сейчас такая экономическая ситуация в стране, что для многих стоимость билета на Doom Over Kyiv остается слишком высокой. Хотя он обойдется вам не дороже, чем посещение сольных концертов любых двух из наших хедлайнеров – но за эти деньги вы можете увидеть не две, а шесть или двенадцать (в случае двухдневного билета) групп.

Приходилось ли вам как-то нестандартно решать организационные вопросы?

Наверное, самым сложным, хотя по-своему интересным случаем, стала забастовка сотрудников Lufthansa, рейсом которых летел один из наших хедлайнеров – англичане Antimatter. Из-за этой забастовки аэропорт, в котором у музыкантов должна была быть пересадка, оказался закрыт, а рейс отменили. Об этом мы и они, конечно же, узнали уже перед самым вылетом. В условиях шока и паники пришлось быстро импровизировать, искать телефоны кого-то из участников, звонить им, быстро перебронировать билеты. В итоге все успешно разрешилось, несмотря на то, что группа прилетела в Киев уже после начала фестиваля и поспешила на сцену прямо с самолета. К счастью, ребята – настоящие профессионалы, их не смутили трудности и поздний прилет, и у нас завязались очень хорошие дружеские отношения. Год спустя команда дала в Киеве эксклюзивный акустический концерт со струнным квартетом, больше они в таком формате нигде в мире еще не выступали. Кстати, там играл и альтист Национального симфонического оркестра Украины. А в этом году Antimatter снова выступят с "электрической" программой 12-го октября.

В общем, выступление получилось великолепным несмотря на все трудности, но нам это добавило несметное количество седых волос. С тех пор мы старательно изучаем графики забастовок, на всякий случай (смеется).

Как менялись подходы к организации фестиваля за время его существования?

Только первый дебютный фестиваль состоял исключительно из украинских команд и групп из ближнего зарубежья. Начиная со второго фестиваля в качестве хедлайнера выступили известные шведские металисты Draconian. Третий же вышел в большей степени нишевым и камерным. В дальнейшем мы выработали, как нам кажется, идеальную формулу, которой и придерживаемся до сих пор: несколько зарубежных и украинских артистов, среди которых присутствуют как более популярные, так и более культовые и нишевые исполнители.

А почему, кстати, в прошлом году Doom Over Kyiv не было? После юбилейного двухдневного фестиваля решили передохнуть?

В прошлом году зимой и весной мы провели два фестиваля под вывеской Solitude Evening. Это серия концертов, которые мы проводим с 2010 года, с участием исключительно украинских артистов. После того, как на юбилейном DOK 2017 года выступило рекордное количество зарубежных исполнителей, а месяц спустя мы провели еще концерт американских групп Blood Incantation и Spectral Voice, возникло желание уделить внимание украинской сцене, познакомить публику с местными группами; в конце концов, снова погрузиться в атмосферу более камерных, нишевых концертов на более андерграундных площадках. Поэтому в 2018-м мы и не планировали проводить Doom Over Kyiv.

По каким причинам фестиваль сменил за свою историю два клуба: Bingo и MonteRay Club? Не собираетесь ли переезжать из Atlas’а?

Фестиваль никогда не был привязан к конкретной площадке, просто в 2008-2013 году Bingo был чуть ли не единственной адекватной площадкой для метал-концертов такого уровня и формата. Однако когда появился MonteRay в его нынешней инкарнации, мы поняли, что этот клуб подходит нам больше. Ну а в процессе подготовки к юбилейному фестивалю стало понятно, что необходимо в очередной раз поднять планку – в первую очередь по вместимости помещения.

Каких трех исполнителей было сложнее всего пригласить в Украину и почему?

Тех, кого мы еще не пригласили. С остальными артистами проблем не возникало, и всегда удавалось договориться без особых проблем.

Выдвигали ли приглашаемые вами исполнители какие-то особенные требования?

На самом деле даже нельзя вспомнить ничего такого экстраординарного. Видимо, в отличие от поп-звезд первой величины и прочих селебритис, метал-группы, пусть даже они собирают стадионы в Европе, ведут себя куда более скромно. Как бы это странно ни звучало, никаких ящиков супердорогого виски, ковры определенного цвета и т.д. металисты не просят. Максимум вегетарианское меню, если такое необходимо кому-то из гостей. Вегетарианцев, кстати, довольно много. В целом зарубежные исполнители, которых мы приглашали, очень простые и открытые люди. Интересно, что в странах происхождения о них могут даже и не знать, хотя во всем остальном мире они имеют кучу поклонников. Вокалист Saturnus, например, в "простой" жизни работает водителем автобуса. А у нас их встречают со сцены громкими криками и аплодисментами.

В позапрошлом году появился "близнец" фестиваля – Doom Metal Over Nikolaev. Можно ли подобные инициативы считать вашими конкурентами?

Честно говоря, впервые слышу о Doom Metal Over Nikolaev. Разумеется, doom metal группы выступают на разных мероприятиях в Киеве и в регионах. Дважды или трижды в Киеве проводились фестивали Ukrainian Doom & Depression – как можно понять из названия, с участием украинских команд. Что касается зарубежных doom-артистов, то их иногда привозят с сольными концертами, или разбавляют ими состав death- и black- ориентированных фестивалей – например, уже закрытый Carpathian Alliance или харьковский Metal East. Но именно тематических doom metal фестивалей, объединяющих зарубежные и украинские команды, кроме Doom Over Kyiv, в Украине больше нет.

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>