banner banner banner

Насколько реалистичен новый мирный план Сайдика-Апакана-Мореля по Донбассу

Насколько реалистичен новый мирный план Сайдика-Апакана-Мореля по Донбассу
Из открытых источников

Василий Филипчук

украинский дипломат

Оригинал на странице Василия Филипчука в Facebook

С интересом прочитал новый мирный план трех дипломатов, которые занимают ключевые должности в структурах ОБСЕ, ответственных за переговорный процесс по Донбассу. Это шаг вперед в работе над мирным урегулированием конфликта на Донбассе, хороший и интересный документ, появление которого нельзя не приветствовать.

Мне лично очень приятно, что дипломаты используют как основу своего плана идеи, которые были предложены мной и экспертами Международного центра перспективных исследований (МЦПИ) еще в 2016 году в рамках профинансированного Международным фондом "Возрождение" проекта "Моделирование внедрения минских соглашений".

Можно поздравить МВФ – вложенные ими относительно незначительные средства были потрачены более чем эффективно! Все наработки в течение последнего года относительно урегулирования конфликта на Донбассе базируются именно на наших идеях.

Переходная временная администрация, которая заполняет вакуум безопасности и легитимности на неконтролируемых территориях, миротворческая операция ООН нового поколения (с гражданским и полицейским компонентом), распространение ее полномочий на всю территорию.

Сначала восстановление "нормальности" с помощью международной переходной администрации, и только после этого выборы, привлечение ЕС для проведения донорской конференции по восстановлению Донбасса…

План "тройки" дипломатов от ОБСЕ процентов эдак на 70 базируется на этих идеях и подходах. Но есть и различия, и новые интересные элементы.

Новости по теме

Итак, план Сайдика - Апакана - Мореля, так же как и мы, исходит из того, что есть минские договоренности, согласованные Советом безопасности ООН, и это реалии, с которыми надо дальше работать – как бы мы все ни относились к минским соглашениям.

Однако кроме формально согласованных СБ ООН минских соглашений, тройка исходит также из необходимости использовать так называемую формулу Штайнмайера относительно последовательности действий сторон в процессе подготовки и проведения выборов на территории ОРДЛО (закон о выборах, принятый в ВРУ: разведение сторон на линии контакта – проведение выборов – временное введение особого статуса ОРДЛО – верификация выборов – введение особого статуса на постоянной основе).

Причем в тексте прямо говорится о согласовании данной формулы в рамках Н4, хотя я не помню, чтобы где-нибудь в Украине или в парламенте, или где-то еще проговаривали и согласовывали такую формулу выполнения минских соглашений.
Тройка дипломатов ОБСЕ строит весь свой план на концепции внедрения именно такой формулы и концентрируется на необходимых для этого инструментах и ресурсах.

Речь идет о миссии ООН – с военным, полицейским и гражданским компонентом, а также о миссии по обеспечению проведения выборов, за которыми, в свою очередь, наблюдает ОБСЕ. И вот здесь мы находим интересные моменты.

Прежде всего, авторы говорят, что предпосылкой для начала внедрения такого плана и развертывания миссии ООН должна быть готовность сторон конфликта к конкретным и весомым шагам в политической, экономической, сфере безопасности и других сферах, которые восстановят доверие и предсказуемость между сторонами.

То есть должен быть восстановлен диалог, "нормальность" в отношениях сторон, но не указывается, то ли Украина и РФ являются сторонами конфликта, то ли украинское правительство и де-факто "администрации". Но если удастся восстановить диалог и доверие, то для чего тогда вообще миротворцы? Именно для этого международное миротворческое присутствие и переходная администрация и нужны, чтобы заполнить вакуум доверия, диалога, предсказуемости.

Если же стороны конфликта (кто бы ни был этими сторонами) это должны сделать сами, то решения всех других вопросов – дело техники…

Далее. Весь мир знает о миротворческом опыте (и хорошем, и плохом) ООН. Авторы плана предлагают сделать операцию совместной с ОБСЕ, в том числе и с точки зрения оперативного управления. И если в ООН после принятия соответствующей резолюции (в нашем случае - новой резолюции) СБ ООН оперативное планирование, управление и командование возлагается на уполномоченных Генсеком ООН лиц, которые, как и генсек, имеют определенный уровень самостоятельности и автономности, то в случае с ОБСЕ ситуация совсем другая.

В ОБСЕ заинтересованная страна может заблокировать решение. Уровень контроля со стороны заинтересованных стран значительно более детальный, чем в ООН, поэтому и ООН является значительно более эффективной, чем ОБСЕ. Успех операции ООН в Хорватии, о котором сейчас часто вспоминают, был обусловлен именно достаточной автономностью ее руководства и самостоятельностью в принятии оперативных тактических решений.

Когда было нужно, то без каких-либо разрешений из Нью-Йорка генерал Кляйн поднимал свои батальоны и разоружал сепаратистов. Если бы ему было нужно спрашивать разрешения на такие операции у постоянного совета ОБСЕ, сидели бы сепаратисты на своих базах и до сегодня…

Если уж давать мандат миротворцам, то исходя из лучших примеров, а не выдумывать велосипед неизвестно для кого и в чьих интересах.

Новости по теме

Собственно, есть и проблемы с описанием самого мандата миротворцев. Размещение в "зонах безопасности", "содействие" (кому?) разоружению военизированных группировок… Не хочу входить в предложенные модальности отношений с де-факто властями, чтобы не пугать читателя, но уверен, что они не будут вызывать восхищение, а главное, не будут гарантировать эффективности поставленной цели – реинтеграции Донбасса.

Хотя кто сказал, что австрийский или французский дипломат должны писать что-то исходя из украинских интересов?

Предложение Сайдика - Апакана - Мореля является хорошей основой для дальнейшей дискуссии, и насколько удастся в процессе дискуссии внести в мандат миротворцев наши интересы – это уже вопрос к качеству и эффективности украинской дипломатии.

Представленный текст позволяет подозревать, что к его проработке были вовлечены многие, но вряд ли сотрудники с Михайловской.

Насчет хороших неожиданностей - Агентство реконструкции Донбасса, которое может быть по балканскому образцу институцией, которая входит в подчинение Еврокомиссии. Узнается почерк посла ЕС в Украине Хьюга Мингарелли, который в свое время работал в подобной структуре на Западных Балканах.

Еще более интересной является идея создания специального не подконтрольного украинской власти и прямо сформированного Брюсселем антикоррупционного офиса, который имеет право на задержание и проведение следственных действий. Уверен, после этого желающих дерибанить деньги ЕС на восстановление Донбасса среди украинских коррупционеров будет не просто найти…

В целом текст, особенно подробно описанные приложения относительно этапа планирования и внедрения миссии, является шагом вперед в процессе определения путей урегулирования конфликта на Донбассе.

Но, очевидно, этот шаг будет делаться уже после президентских, а может, и после парламентских выборов.

Если появится настоящая политическая воля делать такие шаги по реинтеграции Донбасса и восстановлению территориальной целостности…

Василий Филипчук 

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>