Настало время произвести перезапуск работы с проблемными кредитами банков

Настало время произвести перезапуск работы с проблемными кредитами банков
Из открытых источников

Александр Гончаров

Основатель «Киевского фондового центра»

Национальный банк Украины начал публикацию статистики по неработающим кредитам (NPL) в соответствии с международными стандартами отчетности. И если, согласно данным НБУ, в 2018 году "проблемка" снизилась на 1,69 п. п., до 52,85%, то уже в марте она сократилась на 0,56 п. п., до 51,68%, по сравнению с январем 2019 года. Но все равно это очень тревожные цифры.

"Банкопад", наступивший в период руководства Нацбанком Валерии Гонтаревой, поставил на повестку дня проведение структурных изменений в банковском секторе и формирование новых точек роста кредитных учреждений. Однако такой рост принципиально невозможен без расчистки их балансов от стрессовых активов, то есть неработающих кредитов и непрофильных банковских активов.

Новости по теме

И если по состоянию на 1 апреля этого 2019 года общий объем выданных кредитов увеличился на 19,248 млрд грн - с 1,162 трлн грн (на 1 марта текущего года) до 1,181 трлн (на 1 апреля 2019 года), то из них неработающие кредиты составили 610,655 млрд грн (прибавилось на 3,398 млрд грн к предыдущему месяцу).

Признавая такие высокие уровни просроченной задолженности, банки вынуждены также замораживать собственные ресурсы в резервах. При этом и Налоговый кодекс Украины предусматривает снижение норм отнесения резервов на потери по ссудам на затраты, что также означает необходимость сокращения финансовыми учреждениями уровня резервов.

Что делать в такой ситуации? Чтобы, например, как "Ощадбанк" в I квартале текущего (2019) года увеличивать прибыль на 69%, до 70,26 млн грн, и продолжать наращивание объемов кредитования. По мнению ряда ведущих экспертов, для этого основными инструментами сокращения резервов для банков до сих пор остается продажа проблемной задолженности финансовым, факторинговым и коллекторским компаниям.

В этом случае к преимуществам для банков относится также и сокращение их затрат на человеческие ресурсы, которые выделялись бы на работу с непрофильными для кредитных учреждений активами, а также получение ликвидных финансовых ресурсов на рынке и освобождение резервов.

Однако существенным недостатком таких инструментов является необходимость учета банками налоговых затрат, возникающих при продаже проблемных кредитов. В зависимости от дисконта и суммы резерва, сформированного по кредиту, налоговые расходы могут превысить сумму экономической выгоды (выручки), полученной банком.

В то же время апробированным на зарубежных финансовых рынках механизмом содействия формированию новых точек роста в банковском секторе является перевод стрессовых активов в независимое внешнее управление с созданием венчурных инвестиционных фондов.

При этом возникает возможность отражать банкам инвестиционные сертификаты закрытых паевых инвестиционных фондов (или акции корпоративных инвестфондов) в учете по регулируемой стоимости вплоть до их номинала, переданных в управление активов, то есть не проводя переоценку.

Поэтому в последнее время с особой остротой встал вопрос: а почему бы не произвести перезапуск работы с проблемными кредитами банков? Ведь ситуация вокруг стрессовых активов в банковской системе Украины сохраняет тревогу, и эта ситуация может еще резче измениться к худшему.

Потому что все дороже становится обслуживать и так дорогие пассивы, а активов катастрофически не хватает из-за проблем надежности заемщиков и достаточно высоких процентных ставок по кредитам. Соответственно, целый ряд украинских банков довольно быстро приближается к кассовому разрыву.

Да и как можно давать деньги в кредит, когда нет активов?! Поэтому уже всем понятно, что надо срочно заново, с учетом современных требований НБУ запускать схему расчистки балансов банков от неработающих кредитов (судите сами: только с начала 2019 года в неплатежеспособных банках неработающие кредиты выросли на 1,29 п. п., до 53,12%).

Как запустить эту схему в действие уже сегодня? Все чаще в нашем экспертном сообществе стали говорить о новом этапе переноса стрессовых активов в венчурные паевые и корпоративные инвестиционные фонды.

На самом деле компании по управлению активами, в соответствии с действующим украинским законодательством об институтах совместного инвестирования, как никакие другие институции могут осуществлять управление стрессовыми активами, находящимися в портфелях закрытых недиверсифицированных паевых и корпоративных инвестиционных фондов как самостоятельно, так и с привлечением профессиональных юридических, факторинговых и иных компаний на условиях аутсорсинга.

Адекватная оценка таких активов, находящихся под управлением, и высокая прозрачность корпоративного управления позволили бы привлекать к работе с проблемными активами средства внешних инвесторов, в том числе международных финансовых организаций и транснациональных инвестиционных групп.

Тем более что пока сокращение доли проблемных кредитов идет слишком медленно во всех группах банков: иностранных банковских групп - на 0,47 п.  п,  до 39,18%, в банках с частным капиталом - на 1,34 п. п., до 21,75%.

Новости по теме

Даже в "Приватбанке" доля проблемных кредитов сократилась лишь на 0,32 п. п., до 82,36%, а в целом в государственных банках (кроме "Приватбанка") доля неработающих кредитов сократилась на 0,37 п. п., до 50,59%. Вот почему участники рынка предлагают активизировать работу в этом направлении и сосредоточиться на следующем:

1. Запустить пилотный проект по созданию и организации деятельности специализированного закрытого недиверсифицированного инвестиционного фонда под управлением независимой профессиональной компании по управлению активами (КУА).

2. Внедрить стандарты работы финансовых консультантов Фонда гарантирования вкладов физических лиц (ФГВФЛ) в соответствии с практикой развитых рынков Евросоюза и США - непосредственное внедрение опыта работы американских финансовых консультантов - подрядчиков Федеральной корпорации по страхованию депозитов США.

3. Инициировать принятие в Верховной Раде проекта закона Украины "Об облигациях, обеспеченных отдельными активами" и законопроекта "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно налогообложения операций с облигациями, обеспеченными отдельными активами)".

И, конечно, нужны новые правила игры на рынке деривативов (хеджирования рисков). Но когда они будут? Когда наконец-то будет принят народными депутатами проект закона Украины "О рынках капитала"? Да, уже нет сомнений, что в ближайшие 2-3 года, а то и 5 лет, нас ждет довольно существенный спад, в рамках которого, вероятно, и будут зарождаться новые системы и схемы выхода из этого экономического кризиса.

А также нам предстоит найти ответы на главные вопросы: каковы наши возможности и какими будут наши действия? Одним из таких действий вижу в ближайшее время перезапуск работы с проблемными кредитами украинских банков. 

Александр Гончаров

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>